Одновременно вести несколько видов бизнеса непросто. Но у серийных предпринимателей есть важное преимущество перед теми, кто развивает одну компанию - падение продаж или даже закрытие одного бизнеса они могут компенсировать другими источниками дохода. Эта модель особенно актуальна сейчас, когда на бизнес колоссальное влияние оказывает пандемия. О том, как развивать сразу несколько проектов в совершенно разных сферах, порталу Biz360.ru рассказал волгоградский предприниматель Михаил Фурманов.
Михаил Фурманов, 34 года, серийный предприниматель из Волгограда. Окончил Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. С 2012 года занимается разными видами бизнеса, которые время от времени совмещал с работой в найме. Среди его проектов –
автокинотеатр «Победа», нанесение разметки на парковках, организация лазерных шоу
RevoL, гидропосев газонов.
Свой первый бизнес - автокинотеатр «Победа» - я открыл в 2012 году. Идея пришла ко мне, когда я сидел в машине и думал, где в Волгограде можно интересно провести время в необычной обстановке. И вспомнил про автокинотеатры, которые видел в США.
На тот момент автокинотеатра в Волгограде не существовало, а сам я был студентом. Идею поддержал мой одногруппник по университету – с ним мы совместно вложились в проект. Стартовые вложения составили около 100 тысяч рублей.
Договорились с дворцом спорта профсоюзов об аренде площадки около него и приступили к поиску оборудования. Нужную нам аппаратуру нашли в городе Хмельницкий в Украине – купили проектор и оборудование для раздачи звука. За ними пришлось ехать больше 1000 км. Экран заказали в Китае через Alibaba. Это полотно размером 10х12 метров, натянутое между надувных рам метрового диаметра.
Но когда мы вернулись из Украины, выяснилось, что нам отказали в аренде площадки. До отъезда мы не заключили договор – всё было только на словах. И мы открыли автокинотеатр в соседнем с Волгоградом городе Волжский, на парковке торгового центра. Показывали фильмы каждый день, но зрителей собиралось мало: волгоградцам приезжать туда было не слишком удобно. Мы брали плату с каждой машины – 300 рублей. Если в машине несколько человек, то сеанс обходился им дешевле, чем в обычном кинотеатре.
В Волжском мы проработали всего месяц, после чего переехали в Волгоград. Один из торговых центров пустил нас на свою парковку даже без арендной платы. Но нас опять хватило лишь на месяц. Оказалось, что в этом месте дуют сильные ветры, и экран нельзя зафиксировать. Однажды мне пришлось весь фильм держать экран, чтобы его не унесло ветром. Потом наш энтузиазм закончился, мы решили закрыться и продать оборудование, а мой друг переехал в Канаду.
Позже я вернулся к идее с автокинотеатром и перезапустил проект. Правда, в этом сезоне из-за пандемии мы долго не открывались. Но когда кинотеатры были вынуждены прекратить работу, мы решили стартовать. Посещаемость у нас была выше, чем в прошлые годы. Но когда осенью снова открыли кинотеатры, количество машин упало в три раза. Люди соскучились по «обычным» кинотеатрам, и мы их прекрасно понимаем. В конце ноября мы закрылись до весны.
Следующей моей бизнес-идеей стали лазерные проекции. В 2013 году ко мне приехали друзья с маленьким лазерным проектором. Я понял, что это прикольная штука, начал изучать вопрос и узнал, что проекторы могут высвечивать что угодно на поверхности любой площади. Так появилась идея заняться лазерной проекционной рекламой.
«Лазерный» проект я назвал RevoL. Начальные вложения составили менее 100 000 рублей. Для создания лазерных проекций существуют специальные программы. В них изображение сначала создаётся на компьютере, а затем выводится на проектор при помощи специального контроллера. Проектор стоил 76 000 рублей, я заказал его в Китае. Контроллер с программой стоил порядка 15 000 рублей, его я нашёл в Москве.
Моя первая работа в этом направлении, которая принесла деньги – реклама автосалона Lexus на стене здания. Затем проект несколько сменил концепцию. Из рекламы я «перешёл» в нишу лазерных шоу. Например, новогодние шоу, детские праздники и т.д.
Около двух лет я организовывал лазерные шоу в волгоградском цирке, почти на каждом представлении помогал освещать манеж для некоторых номеров, придумывал анимацию. Также мне заказывали лазерные шоу крупные заводы для своих юбилеев или новогодних праздников.
Работал и с частными клиентами. Один из них сделал предложение своей девушке с помощью световой проекции на стену многоэтажного дома, а другой поздравил девушку с днём рождения.
В 2016 году я предложил свои услуги организаторам этапа «Формулы-1» в Сочи, где я до этого два раза работал волонтёром. Во время вечерних концертов я светил на олимпийский факел. Это было специально подготовленное шоу про автогонки, которое я демонстрировал три года подряд.
Рекламные заказы тоже время от времени случались. В основном это были презентации машин для автосалонов. Чтобы демонстрировать лазерную рекламу, нужен преобразователь напряжения для проектора. Его я, как правило, подключаю к аккумулятору машины. Если рекламу нужно транслировать в течение нескольких дней, то необходимо помещение для размещения проектора, а также договорённость с собственником здания, на которое будет проецироваться изображение. Иногда приходится заключать краткосрочный договор аренды.
Примерная стоимость одного лазерного шоу на данный момент варьируется от 5 до 20 тысяч рублей. Цена зависит от сложности самого шоу, его продолжительности и бюджета заказчика. Я пока не могу существовать на доход от RevoL. Этот проект для меня больше творческий, он вдохновляет на необычные идеи.
Ещё один мой бизнес – нанесение дорожной разметки на парковках. До 2014 года я пару лет проработал в организации, которая занималась дорожной разметкой, установкой знаков и проектированием дорог. Общался с клиентами, которые обращались с запросами о знаках и разметке. Но некоторые заказы эта организация не брала: объём работ по ним был небольшой.
Я стал выполнять небольшие заказы, от которых отказывалась эта компания. Например, нарисовать пару полосок разметки. Я делал это вручную, валиком. Или как-то нужно было сделать разметку для парковки торгового центра. Я привлёк друзей, и мы вручную нарисовали разметку на шестиярусной парковке. Потратили много времени, но клиент остался доволен.
В 2014 году я уволился из дорожной организации и стал искать себя в разных сферах бизнеса. Вскоре получил заказ от торгового центра обновить разметку. Для этого заказа я арендовал оборудование у одной государственной организации. А затем купил почти новый разметочный аппарат за 30 000 рублей. Деньги на него я занял, но первым же заказом окупил эти затраты.
Как-то раз я заехал в «Макдоналдс» и увидел, как инженер рисует там разметку валиками. Потом заехал в другой «Макдоналдс» и увидел ту же картину. Я попросил позвать менеджера ресторана и предложил нанести образец разметки прямо сейчас – у меня в машине был аппарат. Она сняла это на телефон. На следующий день они позвонили и сказали, что им нам надо разметить ещё пять ресторанов. Так я стал, можно сказать, разметчиком сети «Макдоналдс» в Волгограде.
Я понял, что разметив парковку одного ресторана, можно заработать такие же деньги, как на моей основной работе за месяц. Летом 2018 года я решил сделать следующий шаг к работе только на себя и окончательно ушёл из найма. Начал искать объекты для разметки. Составил список крупных ТЦ и других объектов, где есть парковки. Проехал по ним, пообщался с инженерами. Так получил несколько заказов. Среди них – парковка ТЦ «Акварель», самого большого в городе.
Постепенно я начал получать заказы с самых разных объектов. Например, мы уже два года обслуживаем сеть гипермаркетов «Магнит» в Волгограде. Сейчас нанесение разметки – самый прибыльный из всех моих проектов.
Разметка квадратного метра в Волгограде стоит 300 рублей. Если брать заправочную станцию или «Макдональдс», то разметка парковки такого объекта стоит примерно 20-30 тысяч рублей. Парковка среднего размера у «Магнита» обходится заказчику в 100-150 тысяч рублей, а парковка у крупного ТЦ – до нескольких сотен тысяч рублей.
Для таких организаций это не самые большие деньги, но они всё равно пытаются сэкономить. Разметку у ТЦ надо делать минимум два раза в год, а в Волгограде её наносят раз в два-три года. Иногда обращаются только тогда, когда краска совсем сотрётся. В этом году из-за пандемии и экономического кризиса примерно 50-60% заказчиков, которые планировали сделать разметку, отказались от этих планов.
Идею гидропосева газонов мне предложил в 2016 году один знакомый. Тогда у меня не было средств на закупку оборудования, и в результате он открыл проект с другими людьми.
В 2017 году организации «Волгоградзеленхоз», которая занимается озеленением города, потребовались услуги гидропосева. Я решил связаться с ними и узнать, что именно им нужно. Речь шла о высадке газона на большом участке набережной. Объём был серьёзный – работы оценивались примерно в 5 млн. рублей.
Я хотел выполнить этот заказ, но у меня не было оборудования. Я начал искать его на Avito. И так сошлись звёзды, что нужная мне подержанная установка для гидропосева продавалась в Сочи – возможно, осталась там после Олимпиады. Она была в хорошем состоянии и стоила 450 000 рублей – более чем вдвое дешевле новой. Я решил рискнуть и купил её. У меня была нужная сумма – я заработал её на разметке парковок.
Это оборудование американского производства. В США гидропосев используют уже давно. В ёмкости замешивают семена, удобрения и мульчу (отходы деревообрабатывающих производств). Это среда для прорастания семян. Она задерживает семена, поэтому их не уносит ветром с газона, их не клюют птицы и не растаскивают насекомые. В итоге получается жидкость зелёного цвета.
С помощью специальной помпы этот состав подают под давлением в шланг и распыляют по газону. Семена равномерно распределяются по всей площади газона – вручную так сделать не получится при всём желании. Важно и то, что этот метод почти в четыре раза дешевле, чем рулонный газон.
Когда я выполнил свой первый объект на набережной в Волгограде, многие снимали этот процесс на видео. Люди даже специально останавливали машины. Они были в шоке – им казалось, что мы красим землю зелёной краской! Тогда я дал интервью пяти местным телеканалам. Новость о том, что «в Волгограде красят землю» дошла даже до Саратова. Оттуда приезжали телевизионщики и тоже снимали про нас репортаж.
После этого примерно год заказов не было. Метод новый, и многие не знают, что такой способ создания газона вообще существует. Но в 2019 году я стал подрядчиком муниципальной организации, в которой раньше работал. Мы для них второй год подряд озеленяем городские улицы. Работаем весной, летом и даже осенью. В этом году провели озеленение на площади 20 000 метров. Также мы сеяли газон в трёх посёлках Волгоградской области.
Стоимость квадратного метра варьируется от объёмов. На первом объекте она была 30 рублей за метр. Сейчас семена и другие материалы подорожали – половина из них закупается за границей. Теперь цена этих работ – почти 100 рублей за метр. В стоимость входит и проведение предварительных работ. Для гидропосева нужно подготовить грунт, разровнять его граблями, убрать крупные камни.
По этому проекту мы в плюсе, но о большой прибыли речь пока не идёт. Я думаю, что за гидропосевом будущее, и в потенциале этот бизнес может стать для меня основным источником дохода. Наверное, единственный минус гидропосева – для него подходят только большие площади. Оборудование очень тяжёлое, и чтобы его завезти на объект, необходимо заказывать манипулятор.
Мне очень нравится, что у меня разнообразные бизнес-проекты. Я люблю движуху, мне скучно сидеть на месте. Вместо того чтобы лежать на диване вечером перед телевизором, я лучше покажу людям кино, подарю им эмоции.
Конечно, иногда приходится разрываться. Например, днём я занимаюсь гидропосевом, а вечером – кино. У меня есть только один нанятый сотрудник, который мне помогает. Но для тех работ, которыми я занимаюсь, много людей и не требуется – максимум два-три человека.
На данный момент в моих бизнес-проектах у меня нет компаньонов, но есть единомышленники, которые периодически мне помогают. Большую помощь оказывает мой папа, за что я ему безмерно благодарен.
Осенью этого года я заявился на региональный этап конкурса «Бизнес-успех», чтобы рассказать о своих проектах. И стал победителем в номинации «Лучший молодёжный проект» с автокинотеатром. Конечно, мне нравится им заниматься. Тем более сейчас, в период пандемии, эта тема особенно актуальна. Но мне было бы интереснее, если бы заметили другие мои проекты, особенно гидропосев.
Я планирую масштабировать именно этот проект. У меня в планах расширение и увеличение количества бригад. Тогда мы сможем выполнять заказы одновременно в разных местах.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».