«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…» А от разногласий в общем бизнесе сломается или нет? В жизни случается всякое: и бизнес крепче дружбы, и дружба, прошедшая через ряд банкротств. О том, как вести бизнес с друзьями, чтобы потом не было мучительно больно, в своём корпоративном блоге рассказала компания «Мегаплан». Эта статья будет полезна тем, кто хочет и дружить, и вместе зарабатывать.
Во-первых, сразу договоримся под «дружбой» понимать не приятельство или знакомство, а действительно близкие и доверительные отношения.
Во-вторых, слово «друг» не привязано к гендерной принадлежности, во всех случаях оно означает и «подругу».
А теперь – ближе к теме.
От друга знаешь, чего ожидать. Вы видели его в разных ситуациях, знаете, как он принимает решения, что для него важно, через какие принципы он не переступит. Сюрпризов не будет.
Здорово, если этот бизнес - ваша общая задумка. Первое время он, скорее всего, не будет приносить деньги - только отнимать. На этом этапе работать за идею хорошо с тем, кто её разделяет и в чьей адекватности вы не сомневаетесь.
С деловым партнёром, с которым вы сошлись только ради бизнеса, вас объединяет желание заработать, устав фирмы и законы страны. С другом у вас, скорее всего, есть общие или похожие интересы и ценности. Бизнес может быть основан на них, и двигать вами будет не только желание заработать. Это очень хорошее и правильное желание, но все успешные бизнесмены твердят: деньги - не самый мощный мотиватор.
А ещё между вами есть доверие. Много работать и рисковать легче, когда вы уверены в партнёре. Забот и неопределённости хватит и без того. Если дело не выгорит, надёжный друг не скажет вам: «А ведь это ты втянул меня в эту авантюру, возвращай мою долю». Попробовали - не получилось, есть опыт, в следующий раз учтёте его и сделаете лучше.
Проверить дружбу на прочность можно не только в беде, но и в бизнесе. И если дружба не выдержала споров о выборе подрядчика или ценовой политике, то теперь вы знаете цену этой «дружбы». Готовы рискнуть ради опыта и денег? Собирайте друзей-единомышленников и открывайте дело.
Друзья со школы - Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев - вот уже 22 года вместе ведут бизнес. В 1997 году они основали «Евросеть», а в 2008-м продали её (в 2002–2007 годах «Евросеть», по данным Deloitte, показала наилучшую динамику развития во всём мировом ритейле). В 2012 году в Лондоне Евгений и Тимур запустили винный магазин Hedonism Wines, а в 2018-м открыли ресторан Hide, который вошёл в «Красный путеводитель Мишлен» на 2019 год.
Не у всех хорошо обстоят дела с самостоятельностью, ответственностью и личными границами. Когда такие люди пытаются вести бизнес с товарищами, они делают это в контексте дружеских отношений, а не деловых. Они готовы закрывать глаза на косяки партнёров и требовать поблажек по отношению к себе: «Я думал, мы друзья, а ты спрашиваешь с меня как с чужого человека». То, о чём он просит, это не дружеское участие, а попустительство и работа спустя рукава. Если не хотите развалить бизнес, не идите на уступки.
Иногда действительно хороший друг и специалист оказывается неспособным бизнесменом. Он старается, но не мыслит как предприниматель. В роли наёмного работника он хорош, а как соучредитель компании - так себе. Если он тоже это понимает, не тяните кота за хвост: предпринимателем можно стать, но не всем это под силу.
Когда человек ассоциирует с вами только тусовку и разговоры «за жизнь», ему может быть непросто сконцентрироваться на работе. Поболтать в перерыве за кофе - нормально. Полдня обсуждать общих знакомых или каждый вечер оставаться допоздна в офисе под пиво с футболом - не очень.
Друзьям, которые вместе с детства, бывает сложно выстроить иерархию в коллективе. Даже если у вас несколько равноправных учредителей, стоит выбрать одного условного лидера. За ним будет оставаться последнее слово в ситуациях, которые не получается разрешить единогласно. Речь о некритически важной «операционке» - стратегические вопросы стоит решать общим голосованием, конечно, если у всех учредителей равные доли в компании.
При таком формальном лидерстве и фактическом равенстве иерархия воспринимается проще, а вот если вы берёте давнего друга к себе на работу, могут быть проблемы. Ему может быть сложно подчиняться другу, а вам - руководить другом. Попустительство и надежды на взаимное понимание ни к чему не приведут.
Не получился общий бизнес у друзей с детства - Антона Розенберга и братьев Дуровых. После приглашения Антона братьями Дуровыми на пост сисадмина во «ВКонтакте», он дорос до технического директора компании. Позже стал работать в команде Telegram, и там у него возник конфликт с Николаем Дуровым: последний, по словам Розенберга, оказывал знаки внимания его девушке. В ответ на претензии Николай закрыл Антону доступ к рабочим системам, а потом ему предложили то ли уволиться, то ли перезаключить трудовой договор. Розенберг отказался, стал записывать общение с гендиректором и коллегами на диктофон. Руководство Telegram утверждало, что Антон требовал от них 25 млн. рублей, шантажируя раскрытием конфиденциальной информации. В итоге Розенберга уволили якобы за прогулы. После были долгие взаимные обвинения и суды.
Дружба с детства не застраховывает от конфликтов. Конечно, эта история могла случиться и с коллегами, которые не знали друг друга до нового места работы.
Если друг с ссорой уходит из общего бизнеса, то он, скорее всего, уходит и из вашей жизни. Даже если спор решён полюбовно и компенсация его устраивает, остаётся осадок. Особенно если дело будет развиваться и приносить оставшимся партнёрам хорошую прибыль.
с друзьями-партнёрами
1. Начинайте бизнес только с теми друзьями, с которыми взаимно готовы пойти в разведку. С этими людьми вас должно связывать нечто большее, чем общая группа в вузе или редкие встречи в тренажёрном зале. Идеально, если дружба для каждого из вас подразумевает и самопожертвование, и заботу, и терпение. Возможно, вы готовы рисковать жизнью ради друга, а он… готов помочь вам готовить шашлыки. Узнайте нового приятеля получше, прежде чем совместно регистрировать компанию. Например, отправьтесь в горы или сделайте вместе небольшой тестовый проект.
2. Открывайте ООО, а не ИП. В обществе с ограниченной ответственностью несколько человек могут официально поделить доли и быть совладельцами компании. ИП - это один человек, остальным соучредителям бизнеса придется устраиваться к нему в штат и-де-юре быть наёмными сотрудниками. Отсюда все вытекающие проблемы и недоверие. Дополнительные обязанности и расширенные права учредителей прописываются в уставе компании. Директором может быть один из учредителей или наёмный сотрудник. Технически ООО может зарегистрировать и один человек, а другие учредители смогут присоединиться к нему со своим вкладом в уставный капитал.
3. Зафиксируйте у нотариуса вносимые активы. В уставный капитал могут входить не только деньги, но и ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество. Чтобы при «разводе» не спорить, кто чем скидывался, заверьте вклад каждого у нотариуса. Прописать нужно и размер платы за акции, и форму оплаты за них.
4. Обозначьте обязанности каждого соучредителя. На договор об осуществлении прав участников ООО вы сможете ссылаться, когда прозвучат фразы «это не только моя работа» или «я под это не подписывался». Но не скатывайтесь до буквоедства и строгого разделения дел. Если у вас простой стартап и вдруг закончилась бумага в принтере, пусть её привезет тот, кто сделает это быстрее, а не исключительно тот, в чьих обязанностях прописано «пополнять офисные принадлежности».
5. Определите заранее, как будет распределяться прибыль. Что из неё вы заплатите себе за работу, а что инвестируете в развитие бизнеса. Это особенно важно обозначить, если видение развития компании у компаньонов разное. Один захочет нанять больше людей и вложиться в рекламу, а другой - купить новый ноутбук жене.
6. Пропишите штрафные санкции друг к другу. Это сегодня у вашего партнёра горят глаза, а завтра будут чесаться руки, и он самовольно запустит их в кассу предприятия. Что будете делать? Вычитать из дивидендов? Дадите месяц на возврат? Пойдёте в полицию? А если на его месте будете вы? Определите действия в случае, если кто-то из партнёров ленится, обманывает, систематически подводит. Потом никому не будет обидно: все подписались под правилами.
7. Не ищите виновных в общем фиаско. Если коллективное решение оказалось неправильным, двигайтесь дальше. Важно, чтобы человек, который принимает решение на распутье, не становился козлом отпущения, а его правильный выбор не означал автоматически большую часть дивидендов. Да, коллективно вы можете назначить ему премию, но успех и провал - ваш общий результат.
8. Ищите компромисс в спорах. Вы хотите продавать товар за три тысячи рублей, а партнёр - за полторы. Он верит в демпинг, а вы - в сервис, подарки и программу лояльности. Пока будете спорить, конкуренты будут зарабатывать.
и на кону и дружба, и бизнес
Самое важное (независимо от степени вашей субъективной правоты) - решать проблемы хладнокровно, оперируя фактами. Аргумент «мыждрузья!» может быть важен для вас и второстепенен для партнёра. В эмоциональной горячке можно сделать и наговорить лишнего. Спокойно продать бизнес и разойтись с миром может быть лучшим решением, чем со склоками пытаться работать дальше.
Хорошо, если конфликт не зашёл слишком далеко, если все стороны хотят сохранить и дружбу, и бизнес. Или только дружбу. Вам может помочь свежий взгляд со стороны, и лучший вариант здесь - ваш общий друг, который хорошо знает вас обоих.
Если не все стороны настроены решать вопрос конструктивно или впутывать общих друзей неохота, попробуйте медиацию. Большую часть споров можно решить в досудебном порядке, не вешая ярлыки судимостей друг на друга и на общее юрлицо.
Можно! Если вы хорошо знаете друг друга и вас связывает что-то общее. Бизнес на общем увлечении, построенный на важных для всех вас принципах, потенциально жизнеспособнее дела только ради денег. Пробуйте, если вы уверены и в себе, и в друзьях, - как минимум узнаете точную цену вашей дружбы. А можете ещё и хорошо заработать.
Нельзя! Если это не друг, а просто славный малый, с которым вы поверхностно знакомы. И даже если хороший друг, но вы видели его в работе и знаете, что он отлынивает, жульничает, обманывает. Если в детстве вы не могли без криков выяснить, был ли офсайд и какой фильм смотреть по «видику». Если в вашей тусовке он ревновал к вашему лидерству и не радовался вашим успехам.
Когда собственники бизнеса принимают участие в оперативном управлении, между ними должны быть чётко разделены функции и ответственность. Зарплата и KPI (помимо дивидендов) тоже должны быть расписаны. Даже в маленькой ремесленной мастерской будет разделение обязанностей: договоритесь и пропишите их. Продумайте ваши действия в разных сценариях. На что будете тратить первые деньги? Что станете делать, если накопления закончатся, а продаж не будет?
Хорошо, если выбор между дружбой и бизнесом в случае возможного конфликта у всех друзей-партнеров одинаковый. Вы хотя бы не разочаруетесь друг в друге и сохраните как минимум что-то одно.
Источник: «Блог Мегаплана».
Читайте также:
Вдохновлять или подавлять: как должен быть эффективный лидер.
Ну очень полезные бизнес-книги: рекомендовано предпринимателями.
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.