Многие проблемы у предпринимателей сферы малого бизнеса похожи. И часто чужой полезный опыт по решению тех или иных проблем можно применить в своей компании, даже несмотря на то, что вы работаете в другой нише, по другой бизнес-модели и для другой аудитории. Мы регулярно публикуем авторские колонки предпринимателей-практиков, которые делятся своим опытом в решении конкретных проблем. И наш сегодняшний гость – кризис-менеджер из Перми Альберт Садыков.
Альберт Садыков, предприниматель из Перми, кризисный менеджер, управляющий партнёр профессионального экспертного сообщества
Experteam, участник проекта
«Граблеведение - практические инструменты для выживания бизнеса». Образование: физический факультет Пермского государственного университета. Свой первый бизнес организовал в 15 лет (1992 год).
…Как-то раз пригласили меня в одну строительную компанию создать новое подразделение – цех по производству строительных металлоконструкций. До окончательно рабочего состояния я довёл цех за полгода, однако проблемы, присущие предприятиям такого рода, окончательно искоренить не удавалось - вопросы с качеством продукции всё равно периодически возникали.
Решил пойти стандартным и многократно отработанным путём.
Ввёл систему штрафных санкций – помогло, но слабенько.
Ввёл маршрутную карту изделия – там отмечались все операции с конкретным изделием, время прохождения этапов изготовления, фамилии задействованных рабочих. Это привело к ощутимому уменьшению брака – порядка 30%, но также привело к увеличению количества бумаг… Однако, бумаги оказались важны не только в вопросах повышения качества, но и во взаимодействии с клиентом – паспорт качества изделия привязывался к этому маршрутному листу, процесс производства становился очень «прозрачным», а это очень нравилось заказчикам. Но процент брака меня всё равно не устраивал.
Решился на своего рода эксперимент – освободил инженера-технолога от его обязанностей на одну неделю, и сделал его контролером ОТК – решил посмотреть работоспособность такой единицы в деле, тем более, что опыт такой работы у инженера имелся. «На выходе» получил ещё большую гору бумаг и ещё уменьшившийся процент брака.
Но мне и этого было мало, хотя во многих других компаниях на этом этапе однозначно останавливались, и обнаруженный брак переделывали прямо на стройплощадке, ведь именно там чаще всего брак и обнаруживался – и освещение дневное лучше цехового, и изделия стыкуешь «вживую».
Ох, и надоело мне всё это…
Тогда решил пойти нестандартным для таких производств путём. Собрал цех, объяснил следующее:
-
в случае обнаружения брака заказчику глубоко «всё равно», кто именно допустил брак – бракованное изделие всё равно остаётся бракованным;
-
в случае обнаружения брака заказчик не платит деньги всей компании, а не только тому, кто допустил брак;
-
я могу нанять штат контролёров, но только за счёт уменьшения фонда оплаты труда цеховых рабочих.
Поэтому, сказал я, через три дня вступают в силу следующие правила:
-
в случае обнаружения брака до выхода продукции из цеха – наказываются все рабочие, кто имел отношение к данному изделию – из их зарплаты вычитается стоимость «передела»;
-
в случае обнаружения брака на стройплощадке ущерб восполняют все сотрудники подразделения, включая ИТРов (3 человека на 50 рабочих) в двойном размере, так как это негативно влияет на репутацию компании;
-
я не буду нанимать дополнительных контролёров, а инженера-технолога возвращаю к его обязанностям.
-
Выдал простую рекомендацию: прежде, чем принять изделие в работу от предыдущих исполнителей, следующий исполнитель должен проверить его на качество и соответствие чертежам. Если брак обнаружен вовремя – никакие санкции применяться не будут, но информация должна фиксироваться для статистики.
Возмущению не было предела, однако куда деваться - все пошли работать.
Через три дня вопрос с браком был полностью снят – рабочие оказались прекрасными контролёрами, когда осознали, что «все в одной лодке», и что за «косяк» одного человека финансово пострадают все остальные.
-
Было: процент брака в пересчете на изделия – порядка 10%.
-
Стало: процент брака – 0%.
«Мораль сей басни такова»: не усложняйте систему, а упрощайте её, пользуйтесь здравым смыслом и скрытыми возможностями коллектива. Чем проще система, тем она надёжнее.
Как предпринимателю вознаграждать себя за работу.
Как и зачем делегировать полномочия.
Несколько полезных идей по нематериальной мотивации.