Уральская компания «Новатекс» производит одежду для охоты, рыбалки и туризма. За последние годы она стала одним из лидеров рынка экипировки в России. В немалой степени этому способствовал кризис последних лет: стоимость труда в нашей стране за счёт девальвации рубля серьёзно снизилась по сравнению с зарубежными рынками, а из-за санкций часть западных компаний ушли с рынка. Теперь российские производители постепенно занимают их место: качество продукции растёт, и они уже задумываются об экспорте.
Игорь Крапивин, 38 лет, основатель компании
Novatex. Родился в г. Лысьва Пермского края, с 2003 года живёт в Екатеринбурге. В 2009 году организовал свой бизнес - начинал как дистрибьютор трёх московских компаний по продаже одежды для охоты, рыбалки и туризма. Вскоре приобрёл швейное оборудование и открыл свой цех. Сейчас «Новатекс» входит в топ-5 российских производителей одежды для охоты и рыбалки. Бренды компании – Payer, Pride, Grayling, «7.62», «Квест», «Маугли».
Игорь Крапивин переехал в Екатеринбург в 2003 году. Первое время трудился на двух-трёх работах: был менеджером по продажам в текстильной компании, параллельно - охранником и грузчиком. Наёмным сотрудником проработал шесть лет, постепенно упёрся в потолок и решил организовать свой бизнес.
Едва ли не ключевую роль в этом сыграло увлечение охотой и рыбалкой. Отец предпринимателя с четырёх лет брал его с собой на рыбалку, а в шесть лет уже начал знакомить с азами охоты.
Своё дело Игорь Крапивин начинал как дистрибьютор трёх московских компаний по продаже одежды для охоты, рыбалки и туризма. Сначала эту экипировку тестировали в реальных условиях, позже, с учётом обнаруженных недостатков, начали шить одежду сами. Поначалу без коммерческого интереса - скорее, чтобы доработать имеющиеся модели для себя. Одежда, которую тогда производили в России и импортировали из других стран, недостаточно хорошо подходила для местных условий, считает предприниматель.
«Европейские лекала отличаются от наших, да и климат в России намного суровее. Охота и рыбалка для европейцев - это культура, а для россиян - отдых или способ добычи еды. В Европе более технологичная одежда, в России мужик привык надевать экипировку чуть ли не на голое тело, без термобелья. Поэтому мы производим более универсальные костюмы».
После года сотрудничества московские компании привели в Екатеринбург свой менеджмент, чтобы работать напрямую, и закрыли дистрибьюторские контракты. «Мы были просто вынуждены расширять свое швейное производство - других вариантов не было», - говорит Крапивин. В организации бизнеса ему сильно помогла супруга, Татьяна Крапивина: она ведёт коммерческую и финансовую часть с момента основания компании, а также занимается подбором кадров.
В 2009 году Игорь Крапивин приобрёл оборудование: оснащение швейного цеха на 20 человек обошлось в 300 тысяч рублей. Самой большой проблемой оказалось найти швей - работать в швейном бизнесе никто не хочет, сетует предприниматель: «Пробовали нанимать сотрудников и вахтовым методом, и привлекать граждан стран СНГ, оформляя им разрешение на работу. Но проблема усиливается с каждым годом».
«Новатекс» развивался на кредиты поставщиков сырья - те поставляли ткани и фурнитуру в рассрочку. Большинство поставщиков из Китая и Кореи: у них, в отличие от российских компаний, очень широкий ассортимент. Игорь Крапивин говорит, что банковские кредиты принципиально не берёт даже сейчас, чтобы не рисковать и избежать зависимости от них.
Спрос на одежду постепенно рос: сначала продажи шли в Екатеринбурге, затем по Уралу, а после Игорь Крапивин показал новую коллекцию на московской выставке «Охота и рыболовство на Руси». И с тех пор компания получает много заказов со всей страны. Выставки - ключевой канал продвижения, убеждён предприниматель.
Сейчас, рассказывает Игорь Крапивин, его компания входит в топ-5 российских производителей одежды для охоты и рыбалки. «В 2008-2009 годах у нас было много конкурентов, но сейчас кто-то из них остановился в развитии, кто-то ушел в другие сферы - шьют постельное белье, бытовую и детскую одежду. Сложно устоять в этой теме, если ты не охотник, не рыбак и не турист: трудно производить продукт, в котором ничего не понимаешь», - объясняет предприниматель.
«Новатекс» развивает шесть торговых марок: Grayling - одежда для рыболовов, Pride - для охотников, Payer - для туристов, «Маугли» - детская одежда, «Квест» - доступная одежда для любителей активного отдыха, и «7.62» - тактическая одежда (милитари).
«Раньше вся одежда продавалась под маркой «Новатекс», но потом мы поняли, что шьём не только для охотников, и решили для каждого типа одежды создать отдельный бренд. Это нужно, в том числе, чтобы сегментировать нашу долю на рынке. Многие розничные магазины стали переходить на нашу продукцию, а конечному потребителю нужен выбор».
стало выгоднее китайского
Взаимные российские и западные санкции 2014 года принесли преимущества местным производителям экипировки: многие иностранные компании по тем или иным причинам ушли из России. Их одежда подорожала почти вдвое и стала неконкурентоспособной, хотя «Новатекс» сейчас использует те же ткани, что и зарубежные конкуренты, говорит Игорь Крапивин. При этом люди, которые привыкли к качественной, дорогой экипировке, никуда не делись.
«Многие российские компании начали производить одежду более высокого класса. Когда курс доллара был 37 рублей, мы проигрывали, но когда он вырос до 70 рублей, наша одежда стала вне конкуренции, потому что зарубежная стоила в два-три раза дороже. Кто будет покупать костюмы для охотников за 80 тысяч рублей? Такой сегмент есть, но он очень маленький. Мы же могли сшить костюмы сходного качества, но по значительно более низкой цене», - говорит предприниматель.
В кризис конца 2014-начала 2015 годов рынок экипировки сильно сжался, но потом люди привыкли к новым условиям, и спрос снова начал расти. «Мы открывались в кризис-2008-2009, когда тоже была девальвация, и многие компании разорились. Мы были маленькие, мобильные, за счёт этого сумели выжить. Поэтому знаем, как вести себя: в зависимости от валютного курса вкладываемся или в сырьё, или в готовую продукцию, а также в доллары или рубли, чтобы стоять на четырёх ногах».
Производственный бизнес требует глубокого планирования, отмечает Игорь Крапивин: сырьё покупается за доллары, но оно может поступить только через три-четыре месяца. Поэтому для планового расчета себестоимости очень важна стабильность валютного курса: «Когда были большие колебания, какое-то время приходилось работать дешевле себестоимости, чтобы просто реализовать продукцию».
Переносить производство в Китай или Вьетнам Крапивин не хочет. Во-первых, с ростом курса доллара производить в Китае стало просто невыгодно из-за возросших затрат на труд. Даже во Вьетнаме сейчас зарплата швеи составляет $300-400, тогда как в маленьком российском городе - 10-20 тысяч рублей. Во-вторых, там необходимо соблюдать жёсткий контроль качества. «Мы заинтересованы в высоком качестве, иначе покупатели к нам больше не придут», - говорит Крапивин.
Своими конкурентами в России «Новатекс», так или иначе, считает примерно 100 компаний, значимых игроков из них - около 10. Свою долю на рынке Игорь Крапивин оценивает примерно в 3%, в планах - занять до 15% в перспективе пяти лет.
«Потом можно заняться другими направлениями: например, рынок спецодежды - одежда для медиков, газовиков, различная униформа - в тысячу раз больше, чем рынок экипировки для охоты и рыбалки. Это очень интересный бизнес. К тому же мы знаем текстильный рынок и сейчас можем производить любую швейную продукцию».
Игорь Крапивин верит, что Россия станет мощной производственной площадкой, но для этого нужно время - минимум 8-10 лет. Нужны кадры, которых мало, нужно оборудование - хорошая автоматизированная швейная линия стоит несколько миллионов долларов; и, конечно, поддержка государства: к, примеру, КНР оплачивает участие своих компаний в международных выставках, говорит предприниматель.
В зарубежных выставках «Новатекс» не участвует. «Сейчас, скорее всего, с нашей одеждой в Германию даже не пустят, найдут массу причин, чтобы мы не выставлялись. Зачем им пускать российские компании с нашими низкими трудозатратами? Они понимают, что мы их вытесним, и боятся», - уверен Игорь Крапивин.
Предприниматель говорит, что делал разовые поставки экипировки в западные страны, и потребители давали хорошие отзывы. Но для экспорта очень много препятствий, прежде всего, таможенное и налоговое законодательство: чтобы продавать изделия в другие страны, необходимо собрать огромную пачку документов. Поэтому пока «Новатекс» поставляет продукцию только в страны Таможенного союза: Россию, Казахстан и Белоруссию.
В основном «Новатекс» поставляет продукцию оптовым покупателям - магазинам и крупным ритейлерам от Владивостока до Калининграда. В начале 2015 года компания открыла свой розничный магазин в Екатеринбурге. «Чтобы понимать, в каком направлении развивается рынок», - объясняет Игорь Крапивин: в сегменте одежды для охотников и рыболовов тоже есть мода. К тому же, было много местных жителей, желающих приобрести их продукцию. Недавно открылся розничный магазин и в Москве.
По сравнению с западным рынком, российский пока ещё очень отсталый, утверждает Игорь Крапивин, и приводит пример: американский производитель, отшивая изделия на китайских фабриках, для западного рынка заказывает одни ткани, а российская компания - другие, подешевле и похуже качеством: «Для западного производителя прибыль важна не так сильно: за долгие годы у него сформировался другой подход к бизнесу. А российскому производителю нужны быстрые деньги».
Отличается и западный потребитель: «Для них одежда - это снаряжение, дополнение к оружию. Европейский и американский охотник понимает, что ходить в оранжевом нужно для собственной безопасности. Нашему же нужно закамуфлироваться, несмотря на то, что его случайно может подстрелить кто-нибудь из друзей».
Впрочем, благодаря интернету, в последнее время как производители, так и потребители в России стали лучше разбираться в характеристиках продукции и её качестве. Многие понимают: лучше купить качественный костюм, который прослужит долгие годы. И на этот запрос отреагировали российские компании: качество их продукции сейчас гораздо выше, чем ещё три года назад, и продолжает расти.
Сидят как влитые: как заработать на обуви ручной работы.
Отшито в Ханты-Мансийске: как страсть к шитью превратить в успешный бизнес.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно учитывать при запуске бренда одежды.