Не каждый клиент одинаково полезен - встречаются такие, кто не настроен на взаимовыгодное сотрудничество, а лишь сжирает ваше время, нервы и деньги. Одни компании, руководствуясь принципом «клиент всегда прав», терпеливо сносят все капризы. Другие отказываются иметь дело с таким клиентом. А третьи – стараются вернуть клиента в рамки цивилизованной работы по заранее оговорённым условиям. О том, как правильно сформировать ожидания у заказчика, в корпоративном блоге рассказала руководитель проектов scrum-студии «Сибирикс» Ирина Киреева.
Ирина Киреева, руководитель проектов scrum-студии
«Сибирикс». Специалист по корпоративным информационным системам, в digital-индустрию пришла из кредитных аналитиков. Студия «Сибирикс» специализируется на разработке интернет-магазинов, корпоративных сайтов, мобильных приложений и т.д. Компания входит в топ-10 рейтинга лучших веб-студий по версии Tagline. Среди клиентов студии такие бренды, как Ralf Ringer, Ormatek, Slava Zaitsev, «СоюзЛото», «Ярославский бройлер» и др.
Руководителем проектов я стала полтора года назад; до этого работала в «Сибириксе» аккаунт-менеджером. Продавала проекты, общалась с заказчиками, готовила документы по сделкам. Затем так получилось, что ко мне прилетела пара весёлых проектов. Затем ещё и ещё. И завертелось.
Контраст при переходе на другую позицию разительный. Если аккаунт-менеджер по сути своей парень добрый, и сделка требует от него лояльности и ути-пути, то руководитель проектов - профессия жёстче, иголками вверх.
Здесь придётся отстаивать интересы студии, умело лавируя между клиентоориентированностью и способностью вовремя показать зубы.
Критериев, что зубы показаны вовремя, у меня четыре:
- Проект не полетел в неизвестном направлении, радостно ощетинившись горой дополнительных ненужных функций.
- Доработки - адекватны. Если неадекватны и без них никак – оплачиваются по справедливой цене.
- Проект сделан круто и полезен людям. Его не стыдно показать маме.
- Заказчик если не доволен по максимуму, то не топочет ногами.
Итак, как показать зубы, не попасть на бесконечные правки и не потерять заказчика после сдачи спринта (очередной итерации)? Основано на собственном опыте и болезненных набитых шишках.
Я поняла, что происходит какая-то фигня, когда на втором проекте заказчик серьёзно на меня обиделся. Мы вносили очередные правки в макет главной страницы: взяли присланный нам логотип и вставили в шапку сайта, как и договаривались. После этого разразилась гроза: «Вы вставили логотип, а должны были ВСТРОИТЬ!»
Что значит «встроить», я не понимала. Кажется, заказчик тоже этого не понимал. Но с его стороны ситуация была ясна: мы, студия - ужасные упыри, делаем мало и неправильно. Сверкали молнии, гремел гром.
Мне тоже было не шоколадно. По доброте душевной (пока шеф не дал обратной связи) мы предоставили шесть вариантов логотипа бесплатно - в рамках дизайна главной страницы. Бюджет заканчивался, правкам по дизайну не было видно конца, переговоров в скайпе, когда меня отчитывали как маленькую девочку, прошло не сосчитать.
- «Мать моя женщина, ШЕСТЬ ВАРИАНТОВ ЛОГОТИПА В РАМКАХ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ! Да ты с ума сошла», - кричу я себе прошлой.
Потом уже оказалось, что новый логотип был детищем коллективного труда, собранным из нескольких элементов тех логотипов, которые сделали мы. Этакий бастард в мире благородных сэров с не менее благородными гербами на знамёнах. «Встроить» - означало изменить размеры левой и правой части логотипа и привести его в порядок в соответствии с нашими представлениями о красоте.
Работы мы завершили, но осадочек остался. С заказчиком мы больше не работали, проект с нашим дизайном так и не запустился. Периодически заказчик появляется у меня в почте, чтобы бесплатно получить что-то сверх уже полученного - в последний раз это был комплект иконок в векторе. Я объясняю, почему нет и сколько это стоит, и на этом общение заканчивается.
После этого случая ситуация повторилась ещё на двух проектах - на разных этапах работы.
- Заказчик накидывает дополнительные пожелания после презентации.
- Ты хочешь, чтобы заказчик был счастлив, и принимаешь их в работу.
- Заказчик недоволен. Долго, не так, мало сделали.
- Полный космополитизм - теперь границ допустимого нет, бей подрядчика!
- Бесконечные итерации правок. Встройте, а не вставьте. Встройте с другой стороны. Переверните.
- Негатив по итогам проекта. Долго, не так, мало сделали.
Корень зла: завышенные ожидания заказчика в сочетании с желанием руководителя проекта быть добрым и пушистым.
С потолка бесконечные комментарии не падают. Пока я вижу вот такие причины:
-
1. Плохо работали с ожиданиями или не работали с ними вообще.
-
2. Не добили важные моменты на аналитике.
-
3. Заказчика несёт по волнам безудержных фантазий/он сам не знает, чего хочет.
Первый вариант - жёсткий. Даже адекватный заказчик с неверными ожиданиями расстроится, если картина мира в его голове не совпадёт с тем, что он в итоге увидел. Мозг будет искать привычные ориентиры.
Так появляются просьбы переделать дизайн по принципу золотого сечения. Или добавить на текстовую страницу собаку - она олицетворяет домашнее тепло и семью. Не спрашивайте, откуда примеры :)
Второй вариант - опасный. Если по предыдущим спринтам подписаны акты, а вы сделали всё в точности, как договаривались, формально всё в порядке. Если при этом не давали лишних обещаний и ожидания сформированы, ситуация в принципе выруливается.
Третий вариант - самый сложный. Решается переговорами и бесконечными въедливыми вопросами со стороны менеджера. Иногда - не решается вообще, и вы расходитесь с заказчиком со вздохом облегчения.
Чтобы не получить сюрпризов с бурной истерикой и бесконечными итерациями правок после презентации спринта, ожидания заказчика нужно формировать с самого начала проекта. Строить по кирпичику.
1. Подробно рассказывать про процессы и фиксировать рассказы письменно
Если нужно - несколько раз. Подробно объясняйте, что происходит. Рассказывайте, что получится на выходе. Убедитесь, что заказчик задаёт вопросы по процессам.
Если чувствуете, что что-то не так - лучше спросите прямо: «Пётр Иванович, понимаете ли вы, чем мы сейчас занимаемся, и что у вас будет в итоге? Нужно ли рассказать о каких-то моментах подробнее?»
2. Дополнительные работы выполнять после сдачи основных
В процессах «Сибирикса» ТЗ - скорее формальность. Мы им прикроемся, если нас будут жёстко бить палкой. К моменту старта среднего проекта ТЗ актуально лишь процентов на 30-40. Поэтому у нас есть бэклог (список всех работ), в который записываются дополнительные комментарии.
Мы сразу настраиваем заказчика на следующее: проект делается чётко по бэклогу и
прототипу. И только. Если на этапе дизайна вносятся изменения, мы их фиксируем, учитываем в бэклоге - и оцениваем.
Оцениваем - это важно.
Бесплатные непродуманные доработки - зло, из-за которого теряется ценность работы. Если сделали бесплатно вот эти пять штук, почему не можете сделать ещё вот эти пять в подарок? Берите, пожалуйста, и делайте, заказчик всегда прав.
Вот и реагируйте. Фиксируйте. Оценивайте.
А делайте после того, как сдали MPV по договору. Дополнительным спринтом за отдельную адекватную оплату.
3. Завышенные ожидания — опускать на приемлемый уровень
Относительно свежая история - делаем сайт по продаже недвижимости. Специфика проекта - 148 рекламных банеров на главной странице. Чтобы это во всей красе появилось у вас перед глазами: на главной странице есть лишь два места, где нет рекламы. Это шапка и футер. Там некуда. Хвост к носу уже прикидывался, и не прикинулся.
С точки зрения бизнеса это логично - прибыль проект получает только за счёт рекламных мест.
С точки зрения дизайна - задача нетривиальная (дальше зачёркнуто) это же ужас.
Заказчик в тренде. Он хочет, чтобы проект побеждал во всевозможных конкурсах сайтов. И креативный вау-супер-эффект на главной, состоящей из рекламы чуть менее, чем полностью. В общем, и вровень, и выпирать. От нас ждут железного обещания, что так и будет: креатив, 148 рекламных мест, победа в конкурсе.
Сайты, которые побеждают в конкурсах, делают акцент на один продукт, процесс или эмоцию. С таким количеством рекламы на главной странице шансов победить в дизайнерском конкурсе нет, хоть из-под пятки вывернись.
Кто неправ, если проект проиграет в конкурсе? Бинго. Студия.
Налицо - завышенные ожидания. Как они сформировались - отдельный вопрос. Ситуация потенциально опасна, замыливать вопрос нельзя - сбиваем накал страстей перед дизайном.
В разговоре с заказчиком вытаскиваем на поверхность следующее преимущество сервиса - новостройки снимаются с высоты дроном с камерой. Придумываем гениальную идею.
После письма договариваемся, что двигаемся чётко по прототипу :) Макет главной сдаётся после двух комментариев.
4. Не обещать лишнего, но давать чуть больше, чем обещали
Обещания надо выполнять. Об этом даже и сказать больше нечего. Не можете пообещать - промолчите, в итоге выйдет лучше.
Когда ожидания сформированы, самое время превзойти их. Внести контент, прикрутить красивый эффект или лоадер. Или круто оформить страницу «О компании». В крайнем случае - сделать игру на странице 404 . По обстоятельствам.
5. Воспитывать заказчика
Проекты удаются, если:
-
студия не отступает от принципов;
-
заказчик уважает принципы студии;
-
заказчик участвует в процессе по максимуму.
О принципах. Если студия не работает без предоплаты - предоплата придёт вовремя. Или хотя бы не будет минуса, если вдруг что. И ожиданий другой стороны, что мы сейчас по-быстрому всё запилим, а оплатить можно и потом - если понравится.
Если договорились - делаем, и это работает в обе стороны. Если заказчик слайдит обещания - добивайтесь, чтобы их выполняли. Сразу. Потом - сложнее.
Об участии. Правильно воспитанный заказчик трудится как маленькая пчела. Например:
-
Готовит контент по списку.
-
Снимает товары.
-
Дорабатывает складскую систему.
-
Генерит стопятьсот видов активностей, которые можно накинуть.
А теперь - о формальной части вопроса.
На каждый спринт работы у нас планируется определённое количество итераций с исправлениями. Когда закончили работу, обязательно проводится презентация спринта с участием команды.
Итерация - посмотрели результат, подумали, прислали комментарии. Мы их внесли и показали работу повторно. На дизайн главной отведено две итерации, на прочее - по одной.
Бывает, что после презентации от заказчика прилетает шквал комментариев, который сносит всё на своём пути. Поток сортируется на
баги и доработки. По статистике - в проектах доработок больше, чем реальных багов.
Всё, что хочется свыше запланированного, оформляется списком финальных доработок - официально.
Если в проекте, тьфу-тьфу-тьфу, найдены баги, мы исправляем их в рамках бюджета без лишних разговоров.
По мелочам не спорим. Поменять заголовки, перекрасить кнопку, отпустить блок в свободное плавание - без проблем, фиксируем в списке и делаем (предварительно обсудив, точно ли оно надо). Дополнительных денег за это не берём.
После выполнения всего, что зафиксировано в списке, работы считаются принятыми, и подписывается акт на спринт.
Это сильно упрощает ситуацию с бесконечными исправлениями и негативом при сдаче. Конечно, без сопротивления не обходится - как же так, почему же финальные комментарии? А если я захочу ещё? Но, если проект сделан так, как договаривались, оно легко преодолевается. Если при этом работали с ожиданиями - пройдёт гладко, я проверила :)
Как правильно отказать клиентам, у которых нет денег на ваши услуги.
Как распознать проблемных клиентов и стоит ли с ними связываться.
Топ-10 сложных клиентов: как работать с «незнайкой», «занудой» и «скупердяем».