Дмитрий Серов и Кристина Судеревская 11 лет назад переехали из Москвы в Сочи, где в какой-то момент увлеклись мыловарением. Поначалу ароматное мыло из душистых трав они дарили друзьям и родственникам, но после того, как их продукцию захотел купить местный магазин сувениров, супруги задумались о семейном бизнесе. Они запустили производство косметики из натурального сырья – и сегодня их продукция продаётся по всей стране, а оборот исчисляется миллионами рублей. О том, как заработать на этичной косметике, Дмитрий Серов рассказал порталу Biz360.ru.
Дмитрий Серов, 40 лет, предприниматель из Краснодарского края, сооснователь компании
«Краснополянская косметика». Учился в Московском институте современного бизнеса, но вуз не окончил. До запуска собственного бизнеса работал в издательском доме «Бурда» и компании-дистрибуторе спорттоваров. Семейное производство натуральной косметики основал вместе с супругой Кристиной Судеревской в 2009 году.
В своё время я бросил институт, поскольку меня позвали работать в издательский дом «Бурда». Моя жена Кристина тогда трудилась в «Альфа-банке». Потом мы вместе устроились в компанию, которая занималась дистрибуцией спортивных товаров Dakine и Globe. А затем запустили свой бренд одежды - Sugar - для девушек, которые увлекаются экстремальными видами спорта.
В 2009 году мы решили закрыть этот проект и переехать из столицы в Сочи, хотели воспитывать детей в хорошем климате. Так мы оказались в горном селе Медовеевка, где Кристина решила попробовать делать мыло ручной работы. Вокруг росло много всевозможных трав, мёд и козье молоко можно было добыть у местных фермеров – всё это способствовало такому начинанию.
На тот момент о натуральном мыловарении совсем никто не знал, не было ни мастер-классов, ни должной литературы. Супруга добывала информацию на заграничных источниках и много экспериментировала на нашей кухне.
Поначалу мыло просто раздаривали друзьям и родственникам, но вскоре появился интерес со стороны местных сувенирных магазинов и отелей. Помню, первой продажей стали десять брусков мыла. Стало понятно, что у проекта есть перспектива.
В 2020 году наше предприятие произвело более 570 тысяч единиц разной продукции.
Кристина начала долгий путь изучения составов и формул, общения с технологами и производителями натуральных средств. Вскоре мы зарегистрировали бренд «Краснополянская косметика».
Первые несколько лет я продолжал работать в найме, а Кристина изучала процессы производства разных косметических средств - трудилась на кухне буквально день и ночь. Постепенно у нас появились первые бальзамы, шампуни, гели для душа и кремы для лица. Всё было сделано из местных ингредиентов.
На самое начало проекта – первую партию мыла на продажу – ушло всего около 5 тысяч рублей. В дальнейшем на развитие стала уходить половина моей зарплаты.
На тот момент мы поставляли косметику в самый крупный местный сувенирный магазин, а позже начали предлагать её на местных пасеках, которые входят в экскурсионные маршруты и регулярно посещаются туристами, в банях, отелях и т.д.
Я ушёл от найма в 2011 году. Нужно было больше помогать Кристине, потому что она стала работать на заказах буквально целыми сутками. Это случилось в момент, когда прибыль от проекта стала составлять 50 тысяч рублей в месяц.
Какое-то время мы справлялись сами. Варили мыло, шампуни и бальзамы прямо на кухне, дети помогали упаковывать и клеить наклейки. Но к 2014 году стало ясно, что требуются наёмные сотрудники. А это означало, что производство пора переносить из дома.
К тому моменту я со своим другом открыл в Медовеевке эко-паб Old Boys, сюда и решили перенести производство косметики и сделать первый фирменный магазин.
Надо сказать, в этот проект тогда мало кто верил – паб находится в деревне высоко в горах, куда и дороги нормальной нет. Но благодаря вкусной кухне, красивому расположению и нашей отдаче заведение быстро стало популярным и по сей день имеет полную посадку.
Под производство косметики в пабе мы выделили около 100 квадратных метров. С того момента на производстве появились первые несколько сотрудников.
Когда производство переехало, прибыль сразу выросла в два раза. О нас стало узнавать больше людей, появились первые запросы на отгрузку оптовых партий в другие города.
В 2016 году мы вновь приняли решение о расширении. К тому моменту ассортимент косметики сильно вырос, мы стали производить уходовые средства для лица и тела: гидролаты, кремы, бельди, сыворотки, дезодоранты и т.п.
Вместе с ассортиментом выросли и мы: к природным компонентам стали добавлять гилауроновую кислоту, церамиды и другие активные вещества. Наиболее популярными продуктами у нас сейчас являются дезодоранты, шампуни и гидролаты.
Мы ориентируемся на европейские стандарты органической косметики Ecocert и Сosmos, и используем исключительно те ингредиенты, которые разрешены этими стандартами. Это значит не тестировать продукцию на животных, использовать только компоненты, полученные из возобновляемых природных ресурсов безопасными для окружающей среды методами, а также только тару, пригодную для переработки; не использовать ГМО, парабены, силикон и много других веществ. При этом минимальное содержание компонентов растительного происхождения в косметике должно быть не менее 95%. Средний срок годности позиций в нашем ассортименте – 1 год.
Нам удалось открыть производство в центре курорта «Роза Хутор», в помещении площадью 200 квадратных метров в Олимпийской деревне. Часть производства мы специально вынесли в открытую зону, чтобы люди могли наблюдать, как создаётся продукция. В первый же год магазин «выстрелил», и наша прибыль возросла в 20 раз.
К слову, на переезд и ремонт денег у нас не было. На одном из открытых совещаний на тему развития туризма в регионе мы рассказали, что хотим расшириться и организовать открытое производство, чтобы показывать туристам процесс работы. Администрацию курорта это заинтересовало. К счастью, она к тому моменту уже закупала нашу косметику для продажи в сувенирном магазине. Поэтому было принято решение авансом выкупить партию продукции на необходимую для ремонта сумму - 3 млн. рублей, которую мы вернули в течение года после открытия.
В данный момент мы готовимся к очередному переезду, который, как мы надеемся, даст проекту еще более мощный новый виток развития.
Сегодня наш бренд представлен в 450 точках по всей стране. Стоимость «Краснополянской косметики» варьируется от 200 рублей за бальзамы для губ до 800 рублей за молочко и гели для тела с активными компонентами.
Летом 2018 мы открыли уже третий собственный магазин – на этот раз на центральной улице Сочи. Он отличается от других тем, что имеет отдельное пространство с так называемой тактильной зоной. До покупки всю нашу косметику можно протестировать. Например, в специальной раковине можно проверить в действии шампуни, гели, бальзамы и мыла.
Здесь же мы начали продавать часть нашей продукции на розлив - шампуни, бальзамы, гидролаты, гели для душа и скрабы. Приобрести можно в объёме от 1 грамма. Но этот формат предпочитают лишь постоянные клиенты из Сочи, в основном люди приобретают продукцию в наших ёмкостях.
У себя в магазинах мы внедрили приём нашей упаковки для ресайклинга. Однако параллельно стараемся вообще уйти от упаковочного пластика и перейти на стекло, которое гораздо проще сдавать в переработку.
В прошлом году мы оформили в долгосрочную аренду 7 гектаров земли, где решили построить экологически чистое производство. Всё предприятие, включая отопление и кондиционирование, будет работать на солнечной энергии. Все растения, выращенные на ферме, будут перерабатываются здесь же, чтобы была возможность сократить углеродный след предприятия за счёт уменьшения выбросов энергии, потраченной на производство и доставку ингредиентов.
В этом году мы уже смогли воплотить нашу задумку – сделали эфирное масло и гидролаты полностью на собственном сырье. Очень гордимся этим, давно хотелось создавать продукцию именно так.
До нас арендованные гектары были полностью заброшены более 40 лет. Там царил хаос, многие участки были заболочены. Мы привели всё в порядок, создали дренажные канавы для отвода вод, озёра для полива. Высадили 90 тысяч саженцев лаванды, создали сад из тысячи растений (лавр, эвкалипт, розмарин, василёк и т.д.), посадили 5 тысяч деревьев. С уникальным сочинским климатом удалось даже высадить банановые пальмы, кактус опунция и алоэ вера!
На этой же территории мы строим современный цех площадью 800 квадратных метров. В нашей стране мы будем первыми, кто запустил производство косметики на солнечной энергии. Солнечная электростанция будет запускаться в три этапа, и мы надеемся стартовать уже к весне. Первый этап рассчитан на минимальную производительность, третий – на ту, которая подразумевает запас товара впрок (на тот случай, если солнце будет скрыто несколько дней).
Текущий год проект переживал тяжело. Мы, конечно, продолжали продавать продукцию через интернет и в карантин, но это не дало полной компенсации потерянного оборота в офлайне. Чтобы вырулить, весной вложили много сил в производство антисептика. Но в итоге, пока мы его сертифицировали, острый спрос уже прошёл. Поэтому бума продаж не случилось. Зато мы смогли раздавать свой продукт местным волонтёрам и медикам бесплатно.
Мы не приостанавливали работу в карантин, поскольку наша продукция попала в категорию товаров первой необходимости. Однако объёмы производства были меньше в несколько раз, ведь все точки продаж в офлайне (как у нас, так и у наших партнёров-оптовиков) были закрыты.
Кроме того случались перебои с поставками разных ингредиентов, и поэтому часть позиций то и дело попадала в «стоп». В тот период мне пришлось продать свой спортивный мотоцикл, чтобы поддержать бизнес и вовремя выплатить зарплаты сотрудникам.
Спустя какое-то время ситуация устаканилась: мы смогли и продолжить работу, и выполнить свои кредитные и прочие обязательства. Но нервы тот период потрепал, конечно, порядочно.
С выходом на новый этап нам пришлось взять несколько кредитов. Серьёзные суммы были инвестированы в землю, которая до нас была полностью заброшена. Стоимость только солнечной электростанции составляет около 15 млн. рублей, что в три раза дороже по затратам, чем подводить электричество. Но впоследствии, лет через 15, эти инвестиции должны окупиться.
На данный момент все оборотные средства проекта направляются на стройку. Остался буквально последний этап – система вентиляции. На производстве будет такая степень очистки воздуха, что можно будет производить даже лекарства.
Новое производство позволит нам в том числе начать работать по контракту – предоставлять свои мощности для работы другим проектам, что очень выгодно и поможет нам быстро рассчитаться с долгами.
Не нужно думать, что засадить несколько гектаров лавандой – значит получить сверхприбыли через год. Это не наша цель. Мы привыкли работать вдолгую и на перспективу, потому что для нас речь не про одноразовый проект, а скорее про дело жизни.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».