Доставка товаров до двери клиента – услуга, которую предлагают компании самого разного размера. Покупатели в онлайн-магазинах оценили все преимущества доставки последней мили в пандемию коронавируса и теперь не хотят отказываться от неё. О том, как высокий спрос на точное время доставки меняет рынок и что будет происходить на нём в 2024 году, порталу Biz360.ru рассказал Сергей Костин, создатель сервиса «Курьерика».
Сергей Костин – основатель компании «1С-БСЛ», которая развивает проект автоматизации бизнес-процессов последней мили «Курьерика». Серийный предприниматель с опытом работы в IT-индустрии более 15 лет, СЕО и основатель компании BSL. Запускает и масштабирует IT-продукты на российском и международном рынках. Создаёт отраслевые IT-решения для цифровой трансформации крупных компаний в логистическом, авиационном, промышленных секторах, а также в ритейле и электронной коммерции. В 2023 году признан «Человеком года в digital-интеграции» по версии Ruward Awards.
Рынок доставки по итогам 2023 года увеличится более чем на 30%. Так считают авторы основных прогнозов. Мы верим, что прогнозы верны, и видим, как увеличилась наша клиентская база. У нас стало существенно больше новых клиентов. И у них, в свою очередь, увеличивается количество доставок.
Средний и малый бизнес стали чаще использовать собственную доставку. Мы видим в этом тренд. Причина – услуга доставки после пандемии вошла у наших потребителей в устойчивую привычку. Всё больше компаний внедряют доставку до двери заказчика, чтобы тем самым не отставать от конкурентов, иметь возможность прямой коммуникации с клиентом и повысить его лояльность.
По сути, до этого года в малом и среднем бизнесе доставка последней мили не была оцифрована, это новое логистическое звено в широком смысле. Многие предприниматели использовали тетрадки или Excel для учёта доставки, что, конечно, неудобно. Мы считаем, что одним из знаменательных событий рынка стало создание совместного предприятия фирмы «1С» и IT-компании BSL и запуск нового продукта «Курьерика». В декабре 2023 года наш сервис полностью интегрировался в программы «1С», что даёт дополнительные возможности для оптимизации работы логистических служб компании.
Теперь даже небольшие игроки могут более точно прогнозировать сроки доставки. Они для пользователей очень важны. Время стало таким специфическим параметром, когда очень важно доставить заказ не раньше и не позже, а точно в срок.
Компании отдают большее предпочтение собственной службе доставки, потому что это дешевле. Плюс процесс управления курьерами, которые напрямую сотрудничают с фирмой, становится прозрачнее. Но при этом всё равно собственная курьерская служба в пиковые часы не способна обеспечить должное качество. По нашим клиентам и по крупным игрокам рынка мы видим то, что они балансируют в процентном соотношении 80% (собственная доставка) на 20% (агрегаторы), передавая часть доставок в интеграторы.
В этом есть зона роста для бизнеса. Можно подумать над тем, как отказаться от услуг агрегаторов полностью, но при этом обеспечить высокий уровень доставки. Высокий – значит, вовремя и точно: никакой путаницы с заказами и непредвиденными обстоятельствами в дороге.
Курьеры из-за повсеместного распространения доставки последней мили стали очень востребованы. И компании конкурируют за их привлечение. Благодаря этому улучшаются условия труда курьеров, они активнее используют различные средства передвижения. Работодатели поддерживают курьеров, появляются дополнительные бонусные программы и программы мотивации.
Согласно исследованию РАЭК «Рынок курьерской доставки последней мили», соискатели в сфере курьерской доставки могут выбирать потенциального работодателя из большого числа компаний. При этом кандидаты ориентируются как на присутствие компании в их регионе, так и на различные дополнительные бонусы, предлагаемые игроками рынка.
Мы можем отметить, что дефицит кадров наблюдается в мегаполисах, где плотность населения, а вместе с ней и популярность услуги выше. Но люди, которые работают курьерами, уже не рассматривают такую занятость как временную или сезонную. Постоянная работа курьером характерна для регионов, там она становится постоянной профессией.
Мы видим, что в мегаполисах периодически наступает дефицит кадров в пиковые периоды. Но вместе с тем не наблюдается дефицита логистов, которые обслуживают последнюю милю в сегменте малого и среднего бизнеса.
-
Цифровизация. До сих пор это звено в доставке недостаточно автоматизировано. Собственно, поэтому мы и наблюдаем рост спроса на наш продукт «Курьерика» и прогнозируем его кратный рост в следующем году.
-
Большая прозрачность доставки последний мили. Мы видим, что у компаний есть запрос на то, чтобы получать как можно больше статистики. Другие потребности бизнеса – автораспределение заказов между исполнителями, контроль за расходом горюче-смазочных материалов и прогнозирование времени доставки.
-
Запрос клиентов на более точную доставку будет расти. По своему опыту знаем, что автоматизация процесса доставки позволяет компаниям давать более точное обещание своим клиентам по времени доставки. А оно, как я уже говорил, критически важно для клиентов, которые ждут доставку своих заказов.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».