«Ловушки управления»: как работать с персоналом на разных этапах развития компании

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации от HR-гуру Светланы Ивановой, подкреплённые опытом нескольких компаний

Владельцу небольшого бизнеса зачастую приходится самостоятельно управлять нанятыми сотрудниками. И не имея образования в области работы с кадрами, он может допустить ошибки. Наиболее частая – держать на одной и той же позиции людей, которые проделали вместе с собственником бизнеса путь от становления компании до её успешного развития. О том, какие просчёты в управлении кадрами компании могут допустить её руководители, рассказала в своей книге «Ловушки управления» Светлана Иванова, бизнес-тренер и специалист по HR. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.

Ловушки управления 

Все ошибаются  

Когда обращаешь внимание людей на некоторые нюансы, они удивляются тому, что всё так просто. Как же можно было пройти мимо очевидного и угодить в очередную ловушку? Вспомните себя и других: очевидное подчас не привлекает внимания, а вроде бы простые вещи вызывают сложности. 

Так и управление: многие ловушки в этой области покажутся вам очевидными… после того, как мы их обсудим. 

Этапы существования компании  

Жизненный цикл компании подобен жизни человека:

  • рождение и первые годы, когда требуется большая забота, внимание и терпение;

  • в фазу активного роста и развития помощь всё ещё нужна, но есть и первые самостоятельные шаги и успехи;

  • стабилизация — уже многое достигнуто, особых прорывов не ожидается, происходит планомерное и поступательное развитие, без резких взлетов, с редкими провалами (ведь опыт уже накоплен);

  • и последняя стадия — угасание.

Сообразно этому выстроены и этапы жизненного цикла компании. Перечислим их:

1. «Вопросительные знаки» — стартовый этап развития компании, для которого характерны высокая неопределённость, необходимость больших усилий без гарантии результатов и создания практически всего с нуля, частая проблема недостаточности ресурсов, а также то, что «все делают всё». Этот этап нередко сопровождается авралами и необходимостью выходить за рамки своих обязанностей, слабой выраженностью субординации. 

2. «Звёзды» — этап бурного и активного роста, бизнес развивается быстрыми темпами, происходит агрессивный захват рынка, ставятся амбициозные цели, поступает много новой информации, требуется всё больший профессионализм, увеличивается — иногда в несколько раз — численность персонала, из-за чего возникает целый ряд проблем и конфликтов. 

3. «Дойные коровы» — этап зрелости и стабилизации, бизнес-процессы отлажены, активного роста уже нет, может быть только текущее развитие. Как правило, основная задача на данной стадии — поддержание того, что уже достигнуто, и эволюционное развитие. 

4. «Злые собаки» — угасающий бизнес или отдельное направление, которое в силу каких-либо обстоятельств стало неперспективным. Тем не менее оно ещё некоторое время функционирует, так как необходимо завершить свои обязательства перед рынком, либо подготовить направление к продаже, либо минимизировать возможные потери. 

Очевидно, что разные этапы жизненного цикла требуют от сотрудников совершенно разных компетенций и мотивов. 

Ловушка длительной работы в одной компании  

Ловушка заключается в двух моментах: 

1. При подборе или перемещении людей не учитываются особенности, необходимые применительно именно к данному этапу. Например, процедурный и консервативный профессионал может быть очень успешен в период «дойной коровы», но вряд ли будет добиваться многого на первом или втором этапе жизненного цикла. То есть в данном случае рецепт предельно прост: определите этап жизненного цикла [компании] и учтите [его] при оценке человека. 

2. Вторая ловушка, пожалуй, более критична. Она заключается в том, что сотрудник, который был успешен ранее, на новом этапе перестает соответствовать требованиям или даже становится деструктором. 

Для преодоления второй ловушки есть несколько инструментов:

  • перемещения внутри организации между подразделениями, находящимися на разных этапах развития. Например, у нас есть несколько стартаперов, которым становится скучно, когда всё стабилизировалось, и мы всё время перемещаем их на новые участки. А консерваторов, наоборот, ставим на их места;

  • дополнительные задачи/проекты, которые позволяют «додать» недостающую мотивацию;

  • постоянные ротации, которые позволяют предотвратить перегорание;

  • грамотное внедрение изменений.

Ловушки управления

Читайте также:
«Искусство результативного управления».
Как удержать сотрудников в кризис, когда бюджет компании ограничен
Как управлять мужским коллективом: восемь принципов женщины-руководителя.

14 ноября 2017 09:00

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов