Рубрики:
  • Менеджмент
  • Идеи для бизнеса
  • 5

«Ловушки управления»: как работать с персоналом на разных этапах развития компании

Прочтёте за 3 мин.
14 ноября 2017 09:00

Рекомендации от HR-гуру Светланы Ивановой, подкреплённые опытом нескольких компаний

Владельцу небольшого бизнеса зачастую приходится самостоятельно управлять нанятыми сотрудниками. И не имея образования в области работы с кадрами, он может допустить ошибки. Наиболее частая – держать на одной и той же позиции людей, которые проделали вместе с собственником бизнеса путь от становления компании до её успешного развития. О том, какие просчёты в управлении кадрами компании могут допустить её руководители, рассказала в своей книге «Ловушки управления» Светлана Иванова, бизнес-тренер и специалист по HR. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.

Ловушки управления 

Все ошибаются  

Когда обращаешь внимание людей на некоторые нюансы, они удивляются тому, что всё так просто. Как же можно было пройти мимо очевидного и угодить в очередную ловушку? Вспомните себя и других: очевидное подчас не привлекает внимания, а вроде бы простые вещи вызывают сложности. 

Так и управление: многие ловушки в этой области покажутся вам очевидными… после того, как мы их обсудим. 

Этапы существования компании  

Жизненный цикл компании подобен жизни человека:

  • рождение и первые годы, когда требуется большая забота, внимание и терпение;

  • в фазу активного роста и развития помощь всё ещё нужна, но есть и первые самостоятельные шаги и успехи;

  • стабилизация — уже многое достигнуто, особых прорывов не ожидается, происходит планомерное и поступательное развитие, без резких взлетов, с редкими провалами (ведь опыт уже накоплен);

  • и последняя стадия — угасание.

Сообразно этому выстроены и этапы жизненного цикла компании. Перечислим их:

1. «Вопросительные знаки» — стартовый этап развития компании, для которого характерны высокая неопределённость, необходимость больших усилий без гарантии результатов и создания практически всего с нуля, частая проблема недостаточности ресурсов, а также то, что «все делают всё». Этот этап нередко сопровождается авралами и необходимостью выходить за рамки своих обязанностей, слабой выраженностью субординации. 

2. «Звёзды» — этап бурного и активного роста, бизнес развивается быстрыми темпами, происходит агрессивный захват рынка, ставятся амбициозные цели, поступает много новой информации, требуется всё больший профессионализм, увеличивается — иногда в несколько раз — численность персонала, из-за чего возникает целый ряд проблем и конфликтов. 

3. «Дойные коровы» — этап зрелости и стабилизации, бизнес-процессы отлажены, активного роста уже нет, может быть только текущее развитие. Как правило, основная задача на данной стадии — поддержание того, что уже достигнуто, и эволюционное развитие. 

4. «Злые собаки» — угасающий бизнес или отдельное направление, которое в силу каких-либо обстоятельств стало неперспективным. Тем не менее оно ещё некоторое время функционирует, так как необходимо завершить свои обязательства перед рынком, либо подготовить направление к продаже, либо минимизировать возможные потери. 

Очевидно, что разные этапы жизненного цикла требуют от сотрудников совершенно разных компетенций и мотивов. 

Ловушка длительной работы в одной компании  

Ловушка заключается в двух моментах: 

1. При подборе или перемещении людей не учитываются особенности, необходимые применительно именно к данному этапу. Например, процедурный и консервативный профессионал может быть очень успешен в период «дойной коровы», но вряд ли будет добиваться многого на первом или втором этапе жизненного цикла. То есть в данном случае рецепт предельно прост: определите этап жизненного цикла [компании] и учтите [его] при оценке человека. 

2. Вторая ловушка, пожалуй, более критична. Она заключается в том, что сотрудник, который был успешен ранее, на новом этапе перестает соответствовать требованиям или даже становится деструктором. 

Для преодоления второй ловушки есть несколько инструментов:

  • перемещения внутри организации между подразделениями, находящимися на разных этапах развития. Например, у нас есть несколько стартаперов, которым становится скучно, когда всё стабилизировалось, и мы всё время перемещаем их на новые участки. А консерваторов, наоборот, ставим на их места;

  • дополнительные задачи/проекты, которые позволяют «додать» недостающую мотивацию;

  • постоянные ротации, которые позволяют предотвратить перегорание;

  • грамотное внедрение изменений.

Ловушки управления

Читайте также:
«Искусство результативного управления».
Как удержать сотрудников в кризис, когда бюджет компании ограничен
Как управлять мужским коллективом: восемь принципов женщины-руководителя.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны 23 февраля
    Бизнес с мужским характером: пять историй о мужчинах-предпринимателях
    Прочтёте за 3 мин. Бизнес с мужским характером: пять вдохновляющих историй о мужчинах-предпринимателях
  • Кейсы 22 февраля
    Образование как бизнес-ниша: куда движется рынок и как на нём заработать
    Прочтёте за 10 мин. Образование как бизнес-ниша: куда движется рынок и как на нём заработать
  • Персоны Грибные места Андрея Ловейко: зачем экс-глава IT-компании запускает вёшенковую ферму 22 февраля
    Грибные места Андрея Ловейко: зачем экс-глава IT-компании запускает вёшенковую ферму
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы Приключения итальянских продуктов в России: особенности работы дистрибьюторов 21 февраля
    Приключения итальянских продуктов в России: особенности работы дистрибьюторов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Договор «на автомате»: как устроен онлайн-конструктор юридических документов 21 февраля
    Договор «на автомате»: как устроен онлайн-конструктор юридических документов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир 20 февраля
    «Стать инноватором»: пять привычек лидеров, меняющих мир
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 20 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у компаний, чей бизнес связан со спортом и активным досугом
    Прочтёте за 9 мин. Итоги бизнес-года: как дела  у компаний, чей бизнес связан со спортом и активным образом жизни
  • Менеджмент Обязательная программа: что должен делать менеджер по работе с клиентами 19 февраля
    Обязательная программа: что должен делать менеджер по работе с клиентами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Сырозамещение: как заработать на производстве моцареллы и бурраты 19 февраля
    Сырозамещение: как заработать на производстве моцареллы и бурраты
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Играть – и никаких гвоздей: как заработать на деревянных игрушках 16 февраля
    Играть – и никаких гвоздей: как заработать на деревянных игрушках
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 16 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей украшений и аксессуаров
    Прочтёте за 10 мин. Итоги бизнес-года: как дела у небольших производителей украшений и аксессуаров
  • Маркетинг 15 февраля Виктория Белякова:
    Ловите волну: как извлечь пользу из бизнес-туров
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Орлы и решки: как заработать на альбомах для нумизматов 15 февраля
    Орлы и решки: как заработать на альбомах для нумизматов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как бороться с вечными отговорками и жалобами менеджеров по продажам 14 февраля
    Как бороться с вечными отговорками и жалобами менеджеров по продажам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Итоги бизнес-года: как дела у интересных проектов в нише товаров для дома 14 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у интересных проектов в нише товаров для дома
    Прочтёте за 10 мин.
  • Маркетинг «Экономика впечатлений»: как превратить покупку в захватывающее действие 13 февраля
    «Экономика впечатлений»: как превратить покупку в захватывающее действие
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 13 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов мебели
    Прочтёте за 10 мин. Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов мебели
  • Маркетинг Лицом к Востоку: как привлечь китайских туристов в российские магазины 12 февраля
    Лицом к Востоку: как привлечь китайских туристов в российские магазины
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Покупать нельзя арендовать: как устроен агрегатор прокатных сервисов 12 февраля
    Покупать нельзя арендовать: как устроен агрегатор прокатных сервисов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 09 февраля
    Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов одежды и обуви
    Прочтёте за 12 мин. Итоги бизнес-года: как дела у производителей и продавцов одежды и обуви
Идёт загрузка материалов