Многие предприниматели жалуются на то, что они не успевают выполнить все задачи и у них ни на что не остаётся времени. При этом они вникают во все внутренние процессы, контролируют выполнение многих задач и управляют своим проектом фактически в ручном режиме. Бизнес-коуч Варвара Косова считает, что эти собственники компаний просто не умеют делегировать задачи. О том, что можно поручить своим подчинённым, а что лучше оставить в личной зоне ответственности, Варвара Косова рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Варвара Косова, 40 лет, основатель
«Школы коучинга». Получила педагогическое образование в РГПУ им. Герцена, затем окончила Эриксоновский университет коучинга и Финансово-экономический институт ВШЭ. В сфере коучинга – с 2005 года. В 2015 году запустила онлайн-проект, в рамках которого проводила тренинги личностного роста. Собственную школу коучинга основала в 2019 году.
Трудность, с которой сталкиваются многие предприниматели - умение делегировать задачи. Делегирование подразумевает, что за исполнение какого-то действия могут быть ответственны не только другие люди, но и техника, и специальные программы.
Делегирование невозможно сразу же встроить в деятельность компании, особенно если это стартап. Первое время предпринимателю приходится выполнять почти всё самому. И не только ради экономии средств. Это необходимо для понимания того, как устроен бизнес изнутри.
Например, многие говорят, что не любят ввести социальные сети, и хотели бы делегировать это исполнителям. Но пока предприниматель сам не поймёт, что стоит за этой работой, он не может передать её другим. Потому что у него нет знаний, как именно сформулировать задачу исполнителю, по каким критериям оценивать его работу, каких результатов нужно достичь и сколько эта работа может стоить.
Я считаю, что первое время предприниматель должен выполнять такую работу самостоятельно. Да, это требует от него большей включённости, но при этом нет затрат на эту задачу, а бизнес продолжает расти и развиваться. Когда уже появляются свободные средства и времени у предпринимателя становится всё меньше, тогда уже включается делегирование.
Есть замечательный анекдот на эту тему.
Начинающий предприниматель спрашивает у своей мамы:
-
Мама, как же мне выйти из операционки в моём бизнесе?
-
Сынок, ты сначала войди в эту операционку, чтобы потом из неё можно было выйти».
Есть задачи, которые нужно делегировать, а есть такие, которые лучше выполнять самостоятельно.
Логичнее всего делегировать операционные процессы: например, бухгалтерию, учёт движения денежных средств, маркетинг, продвижение, продажи и базовые переговоры с клиентами.
Однако невозможно делегировать стратегию развития компании. Странно, когда собственник бизнеса, который должен определять курс движения своего проекта, перекладывает эту задачу на кого-то из сотрудников. Ведь тем самым он, по сути, делегирует весь свой бизнес. И тогда от какого-то другого человека будет зависеть, что произойдёт с компанией предпринимателя в течение ближайших лет. Это чревато тем, что бизнес придёт не туда, куда следовало, получит не те результаты и достигнет не тех целей.
Есть выражение: «Нет большего разочарования, когда вы двигаетесь по лестнице своего развития и, достигнув вершины, понимаете, что лестница была приставлена не к той стене». Вот здесь то же самое. Чревато пускать других людей в управление своей компанией, так как результат может быть непредсказуемым.
Иногда не стоит делегировать и общение с ключевыми клиентами, которые являются бюджетообразующими для компании.
Важно позволить себе передавать ответственность за исполнение задач другим людям. Необходимо разрешить себе расслабиться и снизить перфекционизм. Руководитель компании, который «держит вожжи» всех бизнес-процессов в своих руках, испытывает колоссальную ментальную и физическую нагрузку. Он занимается «затыканием дыр», т.е. решением проблем в компании, а не её развитием.
Уметь чётко и понятно ставить задачу. Если задача не выполнена корректно, в 95% случаев это означает, что техническое задание было неверно сформулировано. Оно не было развёрнутым, в нём отсутствовали примеры, не указывались все детали. Собственник бизнеса думает, что в его словах всё очевидно, но исполнитель мыслит по-другому. Поэтому чем детальнее и яснее расписано техническое задание, тем понятнее его реализация.
Составить список дел, в которых вы не очень компетентны или которыми вам не нравится заниматься. Затем подумайте, кому эти дела можно делегировать. Многие предприниматели не осознают, что именно можно делегировать, т.к. всё кажется важным. Но значительную часть своих задач можно передать, и таким образом высвободить львиную долю времени.
Для делегирования не обязательно задействовать людей. Некоторые задачи можно поручить специальным программам или технике. Это не требует серьёзных вложений, ведь программам не нужно платить зарплату, как сотрудникам. Так, например, с помощью программ и сервисов можно вести и сдавать бухгалтерскую отчётность, контролировать выполнение ткущих задач сотрудниками, планировать продвижение в соцсетях и так далее.
Самая большая сложность делегирования заключается в том, что очень многие собственники бизнеса привыкли контролировать все процессы. Они постоянно отслеживают выполнение всех задач и наблюдают за тем, что делают их сотрудники. Этот тотальный контроль касается не только их бизнеса, но и личной жизни. Поэтому самая главная зона роста для предпринимателя - это отпустить контроль, довериться профессионализму других людей и их умению решать задачи не хуже, чем сам собственник компании.
Успешный предприниматель - это не тот, кто всё делает сам и занят 24/7, а тот, кто умеет организовать процессы в бизнесе таким образом, чтобы всё работало, двигалось и развивалось. При этом у предпринимателя есть личное время на генерацию новых идей и оптимизацию бизнес-процессов. Кстати, частая проблема трудоголиков «А что делать, когда нечего делать?». Поэтому многие и не позволяют себе передавать полномочия другим.
Основная задача предпринимателя - это именно работать головой, то есть планировать, размышлять, генерировать новые идеи для своего бизнеса. И делегирование является оптимальным инструментом для достижения этой цели.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».