Косметическая компания MIXIT ещё месяц назад выпускала средства по уходу за кожей и волосами. Но поняв, что сейчас покупателей гораздо больше косметики интересуют антисептики, быстро перестроила собственное производство. Около недели потребовалось на то, чтобы все силы бросить на выпуск санитайзеров. О том, как удалось оперативно переориентировать собственное производство и с какими трудностями пришлось столкнуться, порталу Biz360.ru рассказала гендиректор компании MIXIT Анастасия Черданцева.
Анастасия Черданцева, директор косметической компании
MIXIT. До того, как возглавила её в 2019 году, была представителем международной косметической корпорации. Компанию MIXIT основали в 2014 году Елена Назарова и Олег Пай. Сначала проект позиционировался как производитель кастомизированной косметики: клиент сам выбирал базу косметического средства и необходимые ингредиенты. Затем от этой концепции отказались в пользу массового выпуска косметических продуктов высокого качества по приемлемым ценам. Продукция MIXIT распространяется в собственной сети (около 180 магазинов), сети «Золотое яблоко», на площадках OZON и Wildberries.
Компания MIXIT обладает собственной лабораторией с опытными технологами, у нас есть технологический комплекс в Подмосковье с современным оборудованием. В нашем портфеле – более 450 наименований косметических продуктов по уходу за кожей и волосами, а также линейка декоративной косметики. Мы готовились к громким запускам – линейка косметики Anti-age, сыворотки, средства с защитой от ультрафиолета. Но в первой декаде карта в силу происходящих на рынке, в мире и в России событий пришло решение выпускать антисептик.
Мы в компании столкнулись с дефицитом этого крайне востребованного сейчас продукта. Плюс мы увидели острую потребность в санитайзерах у общества: у нас было много запросов на антисептики от наших клиентов, коммерческих организаций и благотворительных фондов. Вместе с тем мы заметили, как некоторые дистрибьюторы начали резко повышать цены на санитайзеры. Так как у нас есть собственная лаборатория и производство, мы посчитали своим долгом начать выпускать этот продукт, понимая его социальную значимость. И для нас это возможность в непростое время сохранить рабочие места и нашу компанию.
Мы раньше уже выпускали антисептики, но они не являлись флагманом в продуктовом портфеле. Нам потребовалось два дня, чтобы оперативно переписать формулу выпускавшегося ранее антисептика, выбрать под него сырьё, осуществить первые варки.
Технологически процесс приготовления антисептиков мало чем отличается от приготовления тех же гелей или мыла для рук. Производство косметических средств в несколько раз сложнее, так как они состоят из большого числа компонентов с разным функционалом. Работать с антисептиками чуть проще. Поэтому вносить какие-то существенные изменения в процесс производства не пришлось. Единственное, содержание изопропилового спирта должно быть в антисептиках не менее чем 60%. А работа со спиртом требует повышенных норм безопасности для наших сотрудников и для нашего производства. Но мы смогли перестроиться, чтобы выполнить эти требования.
Свой продукт мы оперативно зарегистрировали в соответствующих инстанциях, чтобы получить сертификат соответствия и выйти на рынок. На всё ушла примерно одна неделя.
Сейчас мы приостановили производство косметических продуктов, целиком и полностью отдав все ресурсы для борьбы с коронавирусом. Первую выпущенную партию антисептиков использовали для собственных нужд – раздали сотрудникам, а также передали благотворительным фондам, которым до кризиса помогали другим образом.
Мощность нашего производства – 20 тысяч единиц антисептиков в день. В неделю способны вырабатывать 140-150 тысяч. По разным каналам у нас ежедневно приобретают по 15-17 тысяч единиц. Есть крупные заказы от компаний, которые заказывают антисептики, чтобы защитить своих сотрудников. Мы стараемся часть произведённого продукта отдавать благотворительным фондам. В частности, помогаем фонду «Старость в радость», так как основная группа риска – это пожилые люди.
Основной канал сбыта – собственный сайт. Но из-за повышенной нагрузки время обработки заказов в нашем интернет-магазине увеличилось до 4 дней. Клиенты, которые сделали заказ на сайте, могут прийти в наши магазины и забрать его там. Сейчас работает всего два наших магазина – один в Санкт-Петербурге, другой – в Москве.
Мы установили среднюю антикризисную цену на антисептик - 245 рублей за 50 мл. Стоимость может варьироваться, потому что мы используем разную тару – 30 и 100 миллилитров, а также 300 и 400 миллилитров. К примеру, бутылочка-спрей 100 мл стоит 345 рублей.
Наша цена складывается из себестоимости, затрат на работу с каналами сбыта и на доставку. Маржинальность невысокая для современных рыночных условий. Мы держим нашу цену, потому что договариваемся с поставщиками и где-то снижаем стоимость закупок. Ищем разные способы, чтобы продукт оставался доступным.
На рынке сырья сегодня наблюдается рост цен, особенно на изопропиловый спирт, который является основным компонентом для создания любого антисептического и антибактериального средства. Цена на него выросла с 70 рублей за литр до 600-700 рублей – то есть в десять раз. И разумных объяснений этому нет, мы наблюдаем не совсем рыночный подход со стороны поставщиков спирта.
Поставки упаковки для антисептиков расписаны на много месяцев вперёд - производители тары тоже «экспериментируют» с ценами на неё. Возможно, они так поступают из-за огромного объёма заказов и объёма выработки. Ведь в результате их сотрудники работают в несколько раз больше, чем раньше. Мы стали использовать в качестве тары те упаковки для косметических средств, которые у нас были в наличии.
Сейчас наши основные сложности связаны с поиском адекватных поставщиков спирта. На рынке создаётся искусственный дефицит, цены повышаются каждый день. И мы вынуждены с этим каждый день бороться. Мы вынуждены проверять каждого потенциального поставщика, потому что на рынке активизировалось немало мошенников. Они ориентируются на увеличившийся спрос, гарантируют поставку сырья, но при этом сырьём не обладают.
Мы заручились поддержкой нескольких предприятий, которые поставляют нам спирт. На данном этапе сложность заключается в том, что у них небезграничные мощности и количество спирта.
Сейчас осуществляется государственный контроль за ценой на антисептик на полках, но никак не контролируется вопрос стоимости сырья, из которого делается этот антисептик. Хотелось бы, чтоб были введены какие-то меры или квоты, которые позволят таким производителям, как мы, иметь сырьевой канал. Тогда мы могли бы спокойно закупать сырьё и не бодаться каждый день из-за его стоимости, чтоб выпускать продукт по приемлемой для людей цене.
Все сейчас терпят убытки. Мы будем долго восстанавливаться, чтоб войти в нормальный ритм. Мои личные ощущения – изменится отношение людей к таким моментам, как соблюдение санитарных норм. Предполагаю, что в нашем ассортименте антисептики точно останутся. И они займут важное место в нашей линейке. Очень надеюсь, что мы выпустим на рынок наши планировавшиеся новинки, просто сделаем это позже.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал и
страницу в Facebook.