Январь для многих российских компаний – не самый удачный период. Длинные выходные приводят к сокращению количества рабочих дней, низкой деловой активности, а иногда и уставшей после праздников команде. В такой ситуации выполнять план по продажам бывает проблематично. О том, почему готовиться к январю лучше в декабре и каким является первый месяц года для компании «Корада Консалтинг», её директор Алексей Бояршинов рассказал порталу Biz360.ru.
Алексей Бояршинов – 43 года, предприниматель из Москвы, основатель и директор компании «Корада Консалтинг». Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии». После вуза работал в отделе автоматизации учёта аудиторской компании, затем – в крупном алкогольном холдинге. Ушёл из найма в 2010 году и основал компанию «Корада Консалтинг», которая специализируется на автоматизации учёта и бизнес-процессов. Компания является партнёром фирмы «1С».
Для нашей компании давно прошли те времена, когда январь был тихим и спокойным месяцем. Наша общая цель в этот период – выжать из него максимум и за оставшееся время попытаться нагнать месяц, который частично потерян из-за каникул.
В январе у нас нет возможности работать в полном объёме из-за длинных нерабочих дней и всеобщего праздничного настроения. Кто-то к новогодним выходным прихватывает неделю, чтобы уехать и хорошенько отдохнуть, кто-то выпадает из рабочего состояния и вовсе до конца месяца.
Мы готовимся к январю в декабре. Заканчиваем обычно год стратегической сессией, на которой подводим итоги и составляем планы на будущее. Сам формат стратсессии и плана каждый раз у нас меняется, но один принцип остаётся неизменным – на следующий год мы всегда пытаемся поставить амбициозные и интересные цели.
На декабрьской стратегической встрече руководители отделов делают первую декомпозицию плана на будущий год. А далее наша команда врывается с этим планом в январь и пытается следовать ему.
Как правило, первый месяц года начинается с общего собрания. Поскольку наша команда распределённая, то мы используем онлайн-формат. На встрече я как собственник и директор подвожу итоги, рассказываю про цели, а также важные стратегические изменения, если они есть. Стараюсь это общее собрание провести именно в первые рабочие дни, чтобы сразу все понимали, куда мы идём и что будет происходить в течение года.
Далее провожу координацию со всеми руководителями: производства, техподдержки, маркетинга. Это необходимо, чтобы проанализировать текущую ситуацию и то, что произошло за первые нерабочие дни года. Например, понятно, что отдел техподдержки не работал в это время, но заявки от клиентов уже могли поступить. Также координации необходимы, чтобы определиться с планами на оставшуюся часть месяца.
Обычно январь в нашей компании получается достаточно энергичным и насыщенным. Конечно, это не самый лучший месяц в году с точки зрения объёма выручки, количества сделок и новых договоров, но и не самый плохой.
В первую очередь это связано со спецификой нашей деятельности. В январе у нас, как у компании, которая занимается проектами внедрения 1С, всегда есть работа. Потому что в начале года мы запускаем у клиентов новые системы управления бизнесом.
Вообще, январь – один из самых подходящих месяцев для запуска. У команды в запасе больше времени на переход и перенос данных за счёт праздничных дней. Клиенты отлично понимают, что в январские праздники можно спокойно поработать над запуском, и риски для компании будут минимальны. Они вместе с нами выходят на работу, готовятся, волнуются.
Конечно, деловая активность в январе падает. В первую очередь это заметно по новым проектам, где работы ещё не стартовали, или по тем, в которых информационная система не запущена. Люди медленно «раскачиваются», долго согласовывают задачи или документы.
И всё же катастрофически низкой деловую активность в начале года я назвать не могу. Всегда есть те, кто много работает в этот период, кто сразу с января активно начинает свой новый деловой сезон. Многие клиенты, контрагенты и партнёры после длительных праздничных дней быстро входят в деловое состояние.
Если говорить об экономике, то в январе у нас не происходит снижение прибыли. Обычно это случается летом. Чаще всего проекты, стартовавшие в январе, заканчиваются к середине года, а новые реже начинаются.
Вот продаж в январе действительно меньше, чем в любой другой месяц года – примерно в два раза. Как минимум потому, что из января выпадает часть рабочих дней. А во-вторых, потому, что на рынке существуют некоторые тенденции. Например, многие клиенты хотят начать проектные работы в январе, поэтому обычно они приходят к потенциальным исполнителям в ноябре или декабре. Другие же заказчики, которые только подумывают приступить к проекту в этом году, чаще всего в январе ещё не созрели для обращения на рынок и поиска подрядчика.
Мне ещё ни разу не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда после длинных выходных сотрудники приходили на работу уставшими и не заряженными на результат. У нас почти всегда раньше окончания каникул начинают работать те сотрудники, которые участвуют в запускающихся проектах. Где-то с 5 или 6 января у них рабочие дни. Например, им нужно готовиться к запуску или выезжать на предприятие заказчика. Часто руководители тоже начинают свой рабочий год раньше, чем все остальные. Они занимаются подготовкой планов, например.
И эти сотруднику к началу официальной рабочей недели уже настроены по-боевому. Но и те, кто приступил к работе в обычные сроки, тоже активны. Я не наблюдаю провала в эффективности. Люди хорошо отдохнули, соскучились по работе и готовы к новым трудовым подвигам.
В выходные дни я даже и не пытаюсь не думать о компании. Собственно, зачем? Наоборот, я люблю в новогодние праздники заняться какими-то задачами своего бизнеса.
Длинные выходные – это отличное время для подведения итогов, например. Можно посмотреть, какие планы реализовались, а какие нет, и подумать над причинами. То есть качественно отрефлексировать, без отвлечения на операционные задачи.
Кроме того, январские праздники – это прекрасное время для уточнения планов на следующий год. Можно поработать над деталями, оформить задуманное в документы, презентации или видеообращения к команде.
За возможность спокойно подумать и глубоко погрузиться в важные стратегические задачи я длинные выходные люблю. Правда, думаю, если бы их не было, наверное, выручка бы выросла, а наша работа стала более ритмичной. С другой стороны, без этих каникул у нас возникли бы трудности при запусках информационных систем у больших клиентов.
-
Моя первая рекомендация другим предпринимателям – план на январь и на весь год лучше подготовить в декабре. Тогда не придётся думать в январе, чего хочется достичь. Будет возможность ворваться в первый месяц года уже с амбициозными целями и конкретными шагами.
-
Вторая рекомендация – полностью не выключаться из своего бизнеса на весь период длинных каникул. Конечно, обязательно нужно отдохнуть: провести много времени с семьёй и друзьями, просто побыть с самим собой наедине, заняться зимними видами спорта или погулять – кому что нравится. Но делать это не «до упора». После таких длинных выходных у вас появится послеотпускной синдром, и будет сложно включиться в работу.
-
Оставьте в конце пару дней на стратегические задачи – разогреть мозг. Подумайте про планы на год. Поставите амбициозные цели, придумайте интересные идей для реализации – и будете ждать рабочих дней с нетерпением, когда уже можно будет начать действовать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».