Предприниматель из Петербурга Глеб Климаков запустил реалити-шоу, аналогов которому, по его словам, в мире нет. Участники проекта делают то, что им диктуют зрители, а не сценаристы или режиссёры. А за выполненные задания зрители платят донаты. И это единственный на данный момент способ монетизации проекта. О том, как реалити-шоу существует вне телевидения и как этот формат может помочь развитию стриминговой платформы-конструктора для аналогичных проектов, Глеб Климаков рассказал порталу Biz360.ru.
Глеб Климаков, 50 лет, предприниматель из Петербурга, основатель платформы для трансляций онлайн-шоу в интернете Human.Games, сооснователь онлайн-шоу
«Сосед ТВ». Окончил Московскую академию водного транспорта и Институт судовых маклеров в Лондоне. Занимается бизнесом с 1996 года. На его счету – судоходная компания Quatro Shipping, автомастерская «Адамс-Моторс», платформа для отправки писем из онлайна в офлайн Letsletter.com и др. В 2020 году вместе с Александром Тимарцевым (известным по проекту Versus Battle как Ресторатор) запустил реалити-шоу «Сосед ТВ».
Я предприниматель и стараюсь следить за свежими трендами. Мне всегда была интересна деятельность, связанная с медиапродукцией. На мой взгляд, сейчас в нашей стране осталось не так много свободных ниш и видов бизнеса, в которых можно зарабатывать. Медиасфера и блогерство до сих пор открыты и не сильно зарегулированы.
В последние несколько лет я пробовал себя в блогах, пытался снимать ролики для YouTube. Старался делать полезные и интересные видео, связанные с моими увлечениями – мотоциклами, охотой, рыбалкой. Иногда ролики даже собирали довольно много зрителей. Мой рекорд за годы видеоблогерства – 60 000 просмотров одного видео. Но по большому счёту это сложно назвать успехом. Я понимал, что в целом количество просмотров скромное, и никакого бизнеса на этом не сделаешь.
Проблема в том, что здесь требуются очень большие вложения. Чтобы снять качественное видео о рыбалке, нужно купить видеоаппаратуру и кучу дорогого рыбацкого снаряжения, нанять оператора, организовать многодневную поездку. И ещё не факт, что сможешь что-то поймать. В общем, затрат у моих роликов было много, а просмотров не очень.
Я следил за работой других блогеров, которые делают интересные видео. Среди них был и Александр Тимарцев (Ресторатор) – создатель и ведущий шоу Versus Battle, в котором рэперы «соревнуются» друг с другом. На одном из таких шоу мы с Александром и познакомились, после чего поддерживали минимальное общение. В какой-то момент Саше стало неинтересно быть ведущим Versus, и в конце 2019 года он объявил, что больше не будет его вести. Вскоре он написал у себя в Instagram, что просматривает новые YouTube-проекты и открыт предложениям.
Тогда у меня появилась мысль сделать что-то вроде игры, где персонажами выступали бы живые люди. Зрители могли бы интерактивно общаться со «своими» героями посредством некоей системы и влиять на их действия. В принципе такая модель уже давно используется, но настоящего реалити-шоу в онлайне, построенного целиком на ней, ещё не было.
Идея моего реалити-шоу сначала была такой. Человек обвешан видеокамерами, благодаря которым зрители видят, что и как он делает. Они дают герою задания и платят за их выполнение донаты. Я решил поделиться своими мыслями с Сашей Тимарцевым. Мы встретились, и я рассказал ему о своих идеях по поводу такого онлайн-шоу. Вечером того же дня он перезвонил и сказал, что идея – просто огонь. Он готов был отложить все остальные проекты и заниматься только этим проектом.
В феврале 2020 года мы начали развивать нашу идею. В какой-то момент стало понятно, что один обвешанный камерами участник не может «делать шоу». Мы пришли к тому, что участников должно быть пятеро, а трансляция – круглосуточной. Затем мы отказались от идеи проводить съёмки реалити-шоу в квартире. Нам стало очевидно, что для проекта нужен отдельный дом. С этого начался проект «Сосед ТВ».
- «Сосед ТВ» - онлан-шоу в стиле трэш. Его участники живут в недостроенном загородном доме, в котором есть не все удобства. Сами герои – представители неблагополучных слоёв. В шоу они делают то, что им приказывают зрители. Зрители перечисляют проекту деньги – донаты – за выполненные приказы. Чаще всего участники дерутся, пьют, выясняют отношения друг с другом и матерятся.
У нас появился менеджер – Тата Степанова. В апреле она нашла для проекта дом недалеко от Санкт-Петербурга. Мне тогда позвонили и сказали: «Это самый страшный дом в Ленинградской области – именно он нам и нужен». Участников нашли по объявлению в соцсетях. Откликнулось примерно 600 человек, из которых мы отобрали пятерых.
За время существования проекта в него приходили новые участники. Контингент всегда разный. На сегодня у нас нет полноценного психологического отбора. Конечно, некоторые из участников периодически творят какую-то дичь, и их в этом очень сложно остановить. Но мы следим, чтобы всё это не переходило «через край». На проекте всегда есть охрана, которая в случае чего готова вмешаться. А в роли психолога работает менеджер проекта.
Чтобы сделать подобие компьютерной игры, но с реальными людьми, мы решили создать собственный сайт. Мой друг – талантливый и очень востребованный программист – сделал всё буквально за две недели.
Сайт проекта очень простой – по сути, он состоит из одной страницы. Зрители видят трансляцию из разных комнат дома и чат, в котором они могут общаться друг с другом и оставлять задания для участников. В чате есть модераторы, они подскажут, что у нас можно и что нельзя.
Мы запустили «Сосед ТВ» 12 июня 2020 года, как и планировали. От начала всех работ до старта шоу прошло примерно 4 месяца. Вложения в запуск составили примерно 1,5 млн. рублей. Они потребовались на разработку сайта, покупку и установку оборудования, аренду дома. Это были мои личные накопления. Саша Тимарцев был не готов ничего вкладывать, но хотел быть в доле. Мы договорились так: с него – контент, реклама и всё остальное, а с меня – инвестиции и организация процесса.
У меня было единственное пожелание по контенту: всё происходящее должно находиться в рамках правового поля. У меня есть репутация, и мне бы не хотелось себя компрометировать – это для меня очень важно. На «Дом-2» или другие реалити-шоу мы не ориентировались.
Главное правило нашего проекта – отсутствие правил, но без нарушений Уголовного и Гражданского кодексов. Ещё один важный момент: участники шоу могут сыграть какие-то моменты. Конечно, никто не будет совершать что-то противозаконное – например, наносить другим людям физические повреждения. Но «сыграть», чтобы это было прикольно и весело, участники готовы.
Зрителей привлекал в основном Саша – в первые месяцы он очень много занимался проектом. Несколько раз он делал посты о «Сосед ТВ» в своих соцсетях. У нас была с ним договорённость, что в этом вопросе он использует свою популярность. Я понимал, что это важный элемент успеха. Потом нам повезло. Сашей и нашим проектом заинтересовался журнал Forbes, в июне 2020 года в издании вышел материал о «Сосед ТВ». Резонанс был довольно большой, это помогло нам набрать стартовую аудиторию.
Монетизация «Сосед ТВ» происходит за счёт зрительских донатов (пожертвований за выполненные задания). Минимальная сумма зрительского доната – 50 рублей. За всё время работы проекта максимальный донат составил 101 000 рублей. Не раз нам приходили переводы по несколько десятков тысяч рублей. Я не знаю, кто наша аудитория, и особо не хочу знать. У нас были клиенты из-за границы – это и Европа, и Восток. Наш сайт переведен на английский и китайский для таких зрителей.
Честно говоря, я не очень понимаю, как работает система донатов. На начальном этапе я сам донатил со своей карточки. Это действительно интересно. Многие мои знакомые говорили: «Я сидел 2,5 часа на «Сосед ТВ» и уговаривал себя не донатить».
Треть зрительских переводов мы выплачиваем участникам, остальное оставляем себе. Общая выручка за полгода реалити-шоу – более 10 млн. рублей. Много это или мало – сказать сложно, как и судить об успешности проекта. В проекте довольно высокая себестоимость. Дом, серверы, оплата услуг специалистов, например, монтажёров.
Расходов довольно много. Иногда они составляли 800-900 тысяч рублей в месяц. В последние полгода мы работаем в режиме строжайшей экономии. В зимние месяцы зрителей подключалось не так много. Но в конце марта пошёл рост. Может, это связано с сезонностью. Зимой мы порезали все возможные расходы, чтобы просто протянуть ещё несколько месяцев, посмотреть и сделать выводы. Мы каждый день думали, что сегодняшний день - последний.
Спонсоров мы не привлекали. У нас были Сашины знакомые – компания BGT. Их баннер мы разместили внутри дома. Они согласились дать денег на самый первый приз – 200 тысяч рублей. Других спонсоров у нас не было. Я пытался общаться с потенциальными спонсорами, но все были настроены к идее нашего шоу скептически.
К моему большому сожалению, зимой Александр Тимарцев практически перестал заниматься проектом. Я не раз спрашивал его, что случилось, но так и не получил конкретного ответа. В феврале он принял решение уйти. Никаких финансовых вопросов и претензий ко мне у него не было. Конечно, мне было очень жаль, что так сложилось. Пока Александр занимался «Сосед ТВ», проект был вполне успешным. А когда он де-факто перестал им заниматься, количество новых зрителей и просмотров сильно просело.
Сейчас «Сосед-ТВ» принадлежит мне и программисту, который создал для него платформу. Он за свою работу получил долю в проекте. Он тоже в этом финансово участвует, за что ему огромный респект. После ухода Александра контентом занимались все подряд. Сейчас этот вопрос в компетенции нашего ведущего менеджера. Я проектом почти не занимаюсь – у меня несколько другие приоритеты.
Сейчас непонятно, как «Сосед ТВ» будет развиваться в финансовом плане. Но к этому я уже как-то подготовился. Кончатся деньги, ну, бывает. Когда нам тяжело – мы просто садимся на чемоданы и сокращаем все расходы «в ноль».
Основная причина стресса в этом проекте для меня – непредсказуемость. Каждый раз, когда у меня звонит телефон, я вздрагиваю и думаю: «Не дай бог что-то произошло на шоу». Наверное, это как создать атомную бомбу. Сама по себе мысль классная: из маленького объёма материала можно получить много энергии. Вопрос в другом – как сделать так, чтобы это изобретение не угробило всё на свете. Я понимаю, что этой историей довольно сложно управлять. Хотелось бы, чтобы она просто радовала людей.
Мы не украли и не скопировали какое-нибудь западное шоу. Ничего подобного нашему проекту мы так и не нашли, сколько ни искали. И многим это интересно – этого же нигде не было! Я часто слышал: «Ничего себе – у нас в России придумали хоть что-то своё!»
«Сосед ТВ» будет существовать до тех пор, пока это интересно и разрешено законом. Есть люди, которые любят этот проект. Если он будет хотя бы окупать свои расходы – мы продолжим им заниматься.
Для меня главный смысл этого проекта – развитие платформы Human.Games, на которой он работает. Когда мы только разрабатывали сайт, этот домен был свободным, и я его зарегистрировал. «Сосед ТВ» – это не более чем пилотный проект, который показывает возможности платформы. Я вижу платформу Human Games как конструктор, на котором любой пользователь сможет сконструировать своё интерактивное шоу. А платформа конфигурирует под клиента то, что ему нужно.
С проектом «Сосед ТВ» я хочу отработать все технологии, получить как позитивный, так и негативный опыт от использования платформы Human.Games. Всё новое требует какой-то аналитики. А как её сделать, не проведя эксперимент?
Я хочу, чтобы на базе этого конструктора развивалось множество реалити-шоу в онлайне, и не только «в пределах дома». Например, собственные шоу могли бы делать путешественники. Человек где-то мотается – и всё это транслирует. Обвешать камерами можно всё: и человека, и машину. Возможно, кому-то это будет интересно.
Планирую, что Human Games станет некой развлекательной площадкой, на которой человек сможет выбрать любое шоу на своё усмотрение. Причем всё будет происходить в интерактивном режиме. Зрители смогут общаться с участниками и влиять на их действия. Меня это очень привлекает.
Для каждого шоу нужны свои нюансы. Я написал несколько вариантов, как настроить платформу под разные виды шоу, что для этого необходимо доделать. Идея состоит в том, чтобы люди за 10-20 простых шагов могли создать архитектуру своего шоу. А мы возьмём на себя техническое решение, поможем запустить шоу и разместим его трансляцию на нашем же сайте. Это будет типа Netflix в сфере реалити-шоу. Думаю, я могу сделать полностью готовую площадку под любую задачу всего за два месяца.
Монетизация платформы может быть разная. Если к нам приходит клиент с готовой идеей, а мы отвечаем только за техническое сопровождение, то получаем процент типа роялти или долю в этом шоу. Второй вариант – мы сами вкладываемся в идею, если она нам понравится. Тогда основная часть прибыли наша.
Я не строю больших планов насчёт «Сосед ТВ». Меня тянет на более глобальные проекты. Я хочу, чтобы люди приходили на мой ресурс со своими идеями и могли на них зарабатывать.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».