Импорт качественных европейских продуктов премиум-класса – сложный и конкурентный бизнес, в котором масса нюансов и подводных камней. Но это не останавливает новичков – каждый год на рынке появляется довольно много компаний, специализирующихся на ввозе и продаже продуктов из Европы. О том, с какими сложностями могут столкнуться в России food-дистрибьюторы, порталу Biz360.ru рассказала совладелица компании «Итал Сити Фуд» Алёна Князева.
Алёна Князева, 37 лет, совладелица компании
«Итал Сити Фуд» (импорт итальянских продуктов премиум-сегмента). Окончила дипломатическую академию МИД России. Компанию «Итал Сити Фуд» создала в 2003 году вместе с партнёром Роберто Валентини и компанией «Алис». Продукция «Итал Сити Фуд» представлена в 1400 магазинах по всей России, в собственном
онлайн-магазине, а также поставляется в рестораны. Годовой оборот – 300 млн. рублей.
В России есть люди, которые хотят себя периодически баловать, им интересно пробовать разные необычные продукты. Или они хотят вспомнить вкусовые ощущения из поездки по Италии. Именно они и являются целевой аудиторией нашей компании и аналогичных проектов, которые привозят в Россию иностранные продукты. По разным оценкам, такие покупатели составляют примерно 10% от всех покупателей.
Импорт иностранных продуктов – это достаточно низкомаржинальный бизнес. И он, как и любой другой бизнес, сопряжён с различными сложностями. Исходя из 15-летнего опыта нашей компании, ниже я расскажу о тех сложностях, с которыми мы столкнулись сами. И к которым должны быть готовы другие компании, решившие заняться дистрибуцией продуктов не только из Италии, но и из других европейских стран.
По нашему опыту, те продукты, которые, как нам кажется, будут востребованы у покупателей, не всегда им нравятся.
Например, на старте мы привезли в Россию целую фуру замороженной пиццы на тонком тесте. По нашим представлениям, этот товар должен был разлететься по Москве довольно быстро. Но вышло иначе – нам пришлось раздаривать пиццу знакомым и есть её самим. Правда, желание работать с итальянскими продуктами после этого не пропало.
В прошлом году мы привезли пасту без глютена. Думали, что её продажи будут очень высокими. Оказалось, что наши люди хотят есть привычную им пасту, с тем вкусом, который им уже знаком. А эта паста пока не всем по вкусу.
В начале 2000-х годов, когда мы приходили к байерам магазинов со своей продукцией, их знакомство с итальянскими продуктами на тот момент ограничивалось макаронными изделиями и простым оливковым маслом (без дополнительных ингредиентов вроде базилика или чеснока). Какие-то особенные продукты, например, соус песто или паста из артишоков, не всем байерам были понятны. Продать тот же бальзамический уксус было очень сложно – для этого надо было сильно постараться.
Мы поняли, что так же сложно «распробовать» новые продукты и потребителям. Мы устраивали дегустации в Елисеевском гастрономе - выставляли несколько сортов оливкового масла. Сначала покупатели спрашивали, зачем оно вообще нужно и с чем его едят. А попробовав много вкусов из разных регионов и из различных сортов оливок, они выбирали уже тот, который им нравился.
Одна из наших важных целей - повышение гастрономической культуры. Для этого мы устраиваем дегустации и мастер-классы от известных шеф-поваров. Например, в сети «Твой дом» их проводит шеф-повар Сергей Кузнецов. Я считаю, что после таких мастер-классов люди открывают для себя какие-то новые вкусы, продукты и блюда. И подобные мероприятия хорошо сказываются на продажах в конкретной точке: те продукты, которые использовались во время мастер-класса или были представлены на дегустации, покупают больше других.
Сейчас мы запускаем новый проект – гастрономический клуб Casa Rinaldi (это название стратегического партнёра «Итал Сити Фуд» из Италии – примечание редакции). Будем устраивать дегустации и знакомить с нашей продукцией частных и корпоративных клиентов, байеров сетей.
Кстати, итальянцы на правительственном уровне объявили 2018 год годом итальянской кухни. Это означает, что поклонников итальянской кухни ждут многочисленные гастрономические мероприятия везде, где представлена итальянская продукция. В том числе и в России - мы уже готовим свою программу.
Кажется, что спрос на продукты всегда одинаковый. Но это не так. Например, у нас летом продажи проседают процентов на 15. Это происходит потому, что наши покупатели уезжают в отпуск. Уменьшение спроса надо учитывать при закупках, чтобы не заполнять напрасно склады.
Зато накануне Нового года и гендерных праздников 23 февраля и 8 марта спрос растёт – покупают наши подарочные наборы с продуктами.
Все пики спроса мы тоже прогнозируем и готовимся к ним. Например, на Пасху мы привозим куличи из Италии. О нужном нам количестве закупок мы договариваемся как с производителями, так и с сетями больше, чем за полгода до Пасхи.
Изначально мы ввозили в Россию итальянские сыры и колбасы. Поэтому российские санкции против европейских продуктов сказались на нас серьёзно. У нас были надежды, что санкции скоро отменят. Но прошло 3 года - и никаких изменений.
Нам пришлось сильно изменить свой ассортимент – мы добавили продукты, которые делают в России по итальянской технологии. Помогло и то, что у нас широкий ассортимент – бакалея и кондитерские изделия, макаронные изделия, оливковые масла, конфитюры, оливки, кофе, артишоки. Мы зависели от продаж сыров, но они были, к счастью, не единственным нашим товаром.
вы не сможете поднимать цену, когда захотите
Весь ритейл работает с поставщиками на основе договоров. В них прописано, что менять цены поставщики могут раз в какой-то период и не выше обозначенного процента. Нарушить это правило нельзя, даже если у поставщика случается форс-мажор.
Мы дважды пережили кризис, когда резко вырастал курс евро – в 2008 и 2013 году. И нам пришлось затягивать пояса. Только спустя какое-то время мы смогли увеличить свои цены в сетях. Нам помогли наши партнёры – итальянская компания Casa Rinaldi. Они предоставили скидку на продукцию и увеличили отсрочку по платежам. Это помогло не уйти с рынка.Читайте также:
«Сырный Сомелье»: герой пармезанской войны.
Итоги бизнес-года: как дела у игроков food-индустрии.
Итоги бизнес-года: что нового у игроков рынка эко-продуктов.