Сергей Панков – 32 года, предприниматель из Москвы, основатель компании Pankov Motors по производству и ремонту электротранспорта. По образованию – юрист. В 2016 году открыл свой первый бизнес – школу единоборств «Ронин». Проект Pankov Motors основал в 2019 году.
Мотоциклами, да и вообще «бензиновой» техникой, я никогда особо не интересовался. Но меня всегда привлекали необычные технические новинки в самых разных сферах. В 2018 году я наткнулся на видео с электромотоциклами. Для меня было открытием, что мотоцикл вообще может быть электрическим! При этом авторы видео утверждали, что сделали машину сами, а не купили её в Китае.
Я связался с этими ребятами – оказалось, они были из Украины. Я договорился, что стану их дилером в России. В октябре 2018 года купил у них первые мотоциклы. И тут меня ждал неприятный сюрприз. Техника оказалась китайской, причём не самого высокого уровня. А украинские «производители» были обычными перекупщиками.
По факту мы просто перепродавали китайские мотоциклы, которые закупали у наших «партнёров» втридорога. Помогать с ремонтом техники они отказались, хотя изначально обещали нам полную поддержку, обучение, гарантию.
Закончилось наше сотрудничество с украинцами весной 2019 года. Я поехал на фестиваль в Подмосковье на электромотоцикле, который на полпути просто встал. До фестиваля я так и не добрался, после чего принял решение: с этими партнёрами я больше не работаю, и вообще китайскую технику продавать не хочу.
Я начинал проект по созданию электромотоциклов с партнёром – Олегом Сивко. На московских интернет-форумах мы нашли человека, который разбирается в электронике. Он стал нашим инженером. Это специалист очень высокого уровня, с которым мы и сейчас разрабатываем все новые продукты.
Вскоре мой партнёр решил выйти из бизнеса по семейным обстоятельствам. Тогда я решился на ребрендинг и назвал компанию своим именем – Pankov Motors. Мы с инженером начали готовить наш первый мотоцикл. По сути, это была доработанная версия одной из китайских моделей. Когда он был готов, мы договорились с одним мотосалоном и поставили его туда. Но пока мы всё это делали, лето почти закончилось. К тому же одного мотоцикла было явно недостаточно, чтобы создать спрос.
В первый сезон мы фактически работали как сервисный центр. К нам обращались владельцы китайских электромотоциклов, которые хотели их отремонтировать или доработать. На странице проекта в Instagram я продвигал в первую очередь сервис. Рассказывал, какие недостатки бывают в китайских моделях, давал советы по ремонту, выкладывал в сторис короткие обучающие ролики. Всё это привлекало новых клиентов.
Ещё одним нашим продуктом стал электромотоцикл Road Warrior – первая полностью «собственная» модель. Он сделан на базе довольно простого бензинового мотоцикла, но мы внесли существенные изменения в раму, чтобы она могла выдерживать крутящий момент электромотора.
В 2021 году мы сделали ещё по одной модели мотоцикла и скутера. За прошедший год у нас было несколько продаж техники собственного производства. Но самая популярная наша услуга – по-прежнему ремонт и доработка китайской техники. Она приносит нам более половины дохода, этим летом у нас было много подобных заявок.
Парк китайских электромотоциклов и скутеров в России растёт с каждым днем. Примерно 70% этой техники находится в Москве и Московской области. И наша компания – одна из немногих, кто помогает людям решать проблемы с китайскими электромотоциклами.
Сейчас наша мастерская находится недалеко от Москвы, а лаборатория – в Москве около метро «Семёновская». Там мы с инженером собираем батареи и тестируем электронику. Почти весь доход вкладываем в развитие. На разработку новой модели техники нужно от полугода времени и от миллиона рублей вложений. Начиная с 2019 года, мы несколько раз докупали оборудование. Среди последних покупок – 3D-принтер для печати прототипов и корпусов.
Мотоциклы стоят 760-940 тысяч рублей, их запас хода – примерно 200 километров. В отличие от китайских байков, наша техника гарантированно проходит это расстояние.
Наши мотоциклы несколько дороже своих бензиновых аналогов, но разница в цене окупается довольно быстро, буквально за несколько месяцев. За год владельцы нашей техники могут сэкономить 200-300 тысяч рублей по сравнению с теми, кто ездит на «традиционных» байках.
Дело в том, что бензиновые мотоциклы среднего уровня типа Yamaha или Kawasaki очень дорогие в обслуживании – дороже, чем автомобиль. А что касается топлива, то электричество обходится примерно в десять раз дешевле, чем бензин. На 100 км пути требуется электричества на сумму в 50-60 рублей.
Если клиент говорит мне, что мои байки дороже, чем китайские, я отвечаю ему: «Выбор за вами – покупайте «китайца» и приезжайте ко мне на ремонт». Обычно в таких ситуациях люди спрашивают: «А почему это – на ремонт?» Тогда я привожу примеры из своей практики работы с «китайцами». Показываю видеоролики, где мы что-то ремонтируем и переделываем – это тоже срабатывает.
С китайской техникой возникает ещё одна проблема. Она ездит без номеров, так как формально китайские байки считаются мопедами. Под эту категорию подпадают электроскутеры и мотоциклы с мощностью до 4 кВт и максимальной скоростью до 50 км/ч. Но по факту примерно 70-80% китайской техники не вписываются в эти нормы. Из-за дырок в законодательстве они «проходят» как мопеды. Если эту лазейку прикрыть (а это может произойти в любой момент), большинство китайской электротехники станет в России нелегальной.
Всю нашу технику мощнее 4 кВт мы продаём вместе с паспортом транспортного средства (ПТС) – её можно ставить на учёт в ГИБДД как мотоцикл. Сертификацию мотоциклов мы проводим в Центре технической экспертизы «НАМИ», у них есть своя испытательная лаборатория.
Много средств на маркетинг я не выделяю. Эта сумма очень скромная – порядка 10 000 рублей в месяц. Может, это и неправильно, но я решил все свободные средства вкладывать в новые разработки, а не в рекламу. Хочу выйти на мировой уровень, а не застыть в болоте одного региона, даже если это Москва.
Если мы что-то рекламируем – то, как правило, новые продукты. А большинство наших клиентов приходят после рекомендаций знакомых.
Обычно те, кто обращаются к нам, понимают преимущества электротранспорта. Но иногда получается переубедить поклонников бензиновой техники. Сейчас мы делаем мотоцикл «под заказ» для клиента, с которым общались месяца два. Он думал купить подержанный Harley Davidson, но в итоге выбрал наш продукт.
К продаже нашей техники я подключил дилеров. Это компании «Экомото» и «Электронмото». Они занимаются китайской техникой и сотрудничают с нами. Если у нас есть свободные байки (обычно мы производим под заказ), то выставляем их в салоне дилеров. Также делаем технику специально под дилеров, по их заказу.
Нашим новым продуктом стали электроснегоходы. В декабре 2021 года мы провели презентацию, на нашем снегоходе можно было покататься. Мы стали всего третьей компанией в мире, которая производит электроснегоходы – после Yamaha и канадской BRP. Продавать снегоход мы начнём только к следующей зиме, а сейчас собираем предзаказы. Первые желающие купить его были и на презентации, и в салоне нашего дилера.
Скептики утверждают, что электроснегоход непрактичен: «в тайге же нет станций подзарядки». Но если исходить из той же логики – бензиновых заправок в тайге тоже нет! Запас хода у нашей машины до 300 км, плюс столько же от съёмной батареи.
Наш снегоход в более простой версии стоит 280 тысяч рублей. Топовая версия GT-XR при мощности мотора в 165 лошадиных сил и цене 1,3 млн. рублей не имеет аналогов. Её характеристики – на уровне самых мощных и дорогих бензиновых снегоходов, которые стоят свыше 1,5 млн. рублей. При этом он на метр короче обычного снегохода (его длина – всего 2,5 метра), и на целых 100 кг легче. Это делает его более маневренным и надёжным в управлении – меньше шансов провалиться под снег.
Важный плюс нашего электроснегохода – уникальный дизайн. Японцы и канадцы делают свои электроснегоходы на корпусе от бензинового. А мы разработали собственный дизайн, и многим он «зашёл». Из тех, кто видел нашу машину, большинство отметило, что её внешний вид – просто «огонь».
Ещё одно направление нашей работы – электрокарты. Мы начали ими заниматься ещё в 2019 году. Я узнал, что в Москве есть электрические карты – на картодроме Black Star Carting в ТЦ «Ривьера». Идея мне очень понравилась. Я вышел на менеджмент этого картодрома и предложил сделать для них карт.
В январе 2020 года мы выпустили такую технику и провели испытания на картодроме. Наша машинка «порвала» немецкий электрокарт, который они у себя использовали, по всем параметрам. К тому же у наших машин, в отличие от немецких, есть съёмная батарея – их можно использовать в режиме «нон-стоп» без перерывов на подзарядку. Могу утверждать, что по динамике и скорости наш карт превосходит почти все прокатные электрокарты.
Я получил от Black Star Carting заказ на десять картов для их нового картодрома. Но тут поставщик немецкой техники пригрозил им, что в таком случае прервёт все контракты на обслуживание своих машин – их у картодрома более двадцати. Конечно, было неприятно, но мне это в какой-то мере даже польстило. Известный бренд нервничает из-за начинающего производителя, который ещё не продал ни одного карта!
Тогда мы начали рекламировать карты по всей России. К нам приезжали на тестирование владельцы нескольких картодромов. С двумя из них мы подошли к заключению контракта, и тут началась пандемия. Пока этот вопрос до сих пор завис. Мы даже сами хотели открыть свой картодром и привлекали для этого инвесторов. Был заинтересованный человек, но после наступления ковида он так и не решился вложиться. Проект дорогостоящий, и любые «ковидные» ограничения могут привести его к краху.
Планируем развивать все наши направления – продажи байков, картов, снегоходов, а также обслуживание техники. Если будет спрос – готовы увеличивать мощности и расширять штат. Сейчас в нашей команде всего три человека: я, мой отец (он очень хорошо разбирается в технике) и инженер. Нам также помогают двое студентов на аутсорсе – они занимаются продажами.
Если всё пойдёт, как мы планируем, к новому летнему сезону у нас появится ховербайк – летающий мотоцикл. В мире эта тема сейчас бурно развивается. Для служб спасения и сверхлегкой частной авиации это супер-решение. Ховербайк не нужно лицензировать в Росавиации – его вес будет до 110 кг. Рассчитываем создать байк с запасом хода на 30-40 минут и средней скоростью 200 км/ч. А главное – полная независимость от пробок.Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».