Одна из тенденций «ковидного» времени – рост интереса к ремёслам и ручному труду. Так можно не только снять стресс от напряженной умственной работы в четырёх стенах или ситуации неопределённости, но и смастерить для себя полезные в быту вещи. О том, как открыть первую в России онлайн-школу по обучению ремёслам и стать «жертвой собственного же маркетинга», основатель школы TRUEDO Виктор Антонов рассказал порталу Biz360.ru.
Виктор Антонов - 34 года, предприниматель из Москвы, основатель онлайн-школы ремесленных навыков
TRUEDO. Получил высшее экономическое образование, и дополнительное - по маркетингу. В течение 10 лет работал маркетологом. Онлайн-школу ремёсел основал в 2021 году.
Когда в марте 2020 года был объявлен режим самоизоляции, маркетолог Виктор Антонов решил потратить время карантина с пользой. Он решил обучиться работе с деревом и сделать из него какую-нибудь вещь своими руками.
Поиски хорошего онлайн-курса от опытных мастеров не увенчались успехом. На YouTube встречались лишь ролики, в которых в угоду динамике сюжета были упущены многие технические моменты и нюансы, а также отсутствовала обратная связь от «учителей». Полноценного русскоязычного курса по навыкам столярного мастерства на других платформах найти не удалось. И тогда Виктор решил создать собственный курс.
Он рассказал о возникшей идее своему приятелю - Герману Мустафину. Тому идея понравилась и он взял на себя полное финансирование проекта, а Виктор - его техническое воплощение. Заключив партнёрское соглашение, предприниматели начали работать над реализацией идеи.
Они изучили статистику поисковых систем и обнаружили, что количество запросов о том, как самому смастерить какую-нибудь вещь, в рунете за год выросло более чем вдвое. «Ещё один косвенный признак роста – стремление маркетплейсов типа Ozon нарастить количество DIY-товаров. Они также фиксируют растущий спрос в этом сегменте», - говорит Виктор Антонов.
Создание онлайн-школы ремесленных навыков Виктор начал с того, что обратился к опытному столяру. Вместе они разработали программу курса для новичков, который выстроен по принципу «от простого к сложному». Сначала человека обучают нюансам выбора материала и работе с инструментами, затем рассказывают о правилах безопасности, далее идут базовые приёмы и различные методы работы с деревом.
Конечная цель курса – изготовление стола своими руками. Но при этом мастер учит не «делать конкретный стол» - он обучает столярному ремеслу на примере стола. Информацию, которую он даёт в видеокурсе, можно и нужно использовать для изготовления других изделий из дерева.
«Многие с началом пандемии переехали за город, купили или арендовали загородные дома. И там они столкнулись с потребностью научиться делать то, что раньше никогда не делали. Я как маркетолог анализировал, что людям было бы интереснее всего сделать своими руками из «столярки». И запрос «как сделать стол своими руками» искали чаще всего», - рассказывает Виктор.
Ещё одним направлением онлайн-школы TRUEDO стал курс по основам бытовой реставрации мебели. «У людей осталось много старых стульев середины прошлого века. Многие пытаются их реставрировать. И если всё сделать правильно, в итоге получается модная винтажная вещь. Сейчас стулья советской эпохи в тренде, их нередко можно увидеть в дизайнерских журналах. На курсе реставрации мы восстанавливаем стул, но эти навыки можно применять и для любой другой мебели», - рассказывает Виктор.
Вскоре был записан и третий видеокурс – по обучению основам электродуговой сварки. По словам основателя проекта, это самый простой и доступный вид сварки: с её помощью можно сделать на даче забор, козырёк, навес. Виктор не рассчитывал с этим курсом на коммерческий успех - он запустил его в основном из личного интереса. Но, как оказалось, это совпало с интересом аудитории. Сейчас все три курса продаются примерно одинаково.
«TRUEDO – это, фактически, первая в России ремесленная онлайн-школа, где учат создавать вещи своими руками. У нас каждый может в онлайн-формате с нуля научиться столярному мастерству, реставрации и основам сварочного дела», - заявляет Виктор.
На запуск онлайн-школы было потрачено около одного миллиона рублей. Много внимания уделялось проработке продуктов, чтобы они были действительно полезными для обучения. Сейчас основная статья расходов – рекламный бюджет и оплата услуг рекламного агентства, с которым сотрудничает основатель проекта.
Для курсов своей школы Виктор искал мастеров с опытом преподавания в офлайне. Ещё одним важным критерием выбора была харизма мастера и его умение общаться. Умелые, но молчаливые специалисты здесь явно не подходили. Имело значение и наличие собственной мастерской – это позволяло провести там съёмку и сэкономить на аренде студии или съёмочной площадки.
Другой важный момент, на который Виктор обращал внимание при поиске мастера – его база подписчиков в соцсетях. Наличие такой базы давало новому проекту большое преимущество в виде нескольких сотен или тысяч потенциальных клиентов.
По словам предпринимателя, мастера хорошо восприняли его идею и были рады сотрудничать. Съёмки проходили без особых проблем. Мастер просто делал своё дело на камеру и пояснял каждое движение, как на уроке труда в школе.
«Все мастера, с которыми мы работали, пришли к ремеслу не сразу. Столяр – бывший менеджер, которому десять лет назад «всё надоело». Он научился столярке и открыл свою мастерскую. Мастер по реставрации начинала стажёром, и уже более пяти лет успешно работает в собственной мастерской. Сварщик по образованию химик, но быстро понял, что в российской науке денег нет – и занялся сваркой. Эти люди сейчас зарабатывают около 200 000 рублей в месяц, они гармоничны и не терзают себя вопросами «а тем ли я занимаюсь», - говорит Виктор.
Видеокурсы выложены на платформе Getcourse. По мнению Виктора, это наиболее гибкая и функциональная платформа для комфортного онлайн-обучения. Оплатив курс, клиент TRUEDO получает ссылку на свой личный кабинет. Там ему открыт доступ сразу ко всем урокам выбранного курса. Никаких ограничений по срокам или количеству просмотров нет – можно воспользоваться курсом когда угодно и смотреть его любое количество раз.
Ученик получает видеоуроки в Full HD формате, их общая продолжительность на данный момент - 170 минут. К урокам прилагаются чертежи, сметы, списки необходимых инструментов и другие эксклюзивные учебные материалы. В курс также включены практические домашние задания, но их выполнение - добровольное.
Для каждого курса разработаны три вида тарифов. Самый доступный – 2900 рублей, он предназначен для самостоятельного обучения. Оплатив 4900 рублей, клиент получает доступ в чат курса. Там он может переписываться с мастером и задавать ему любые вопросы по программе курса. Самый дорогой тариф – 7900 рублей. Помимо доступа в чат, он даёт право на часовую индивидуальную видеоконсультацию с мастером. При желании её можно разбить на два получасовых видеозвонка.
За съёмку видеокурсов мастерам заплатили небольшой гонорар. Но основной доход мастеров от онлайн-школы – отчисления с каждой продажи курса. Так как мастера заинтересованы в росте количества онлайн-учеников, каждый из них помогает продвигать курс через свои соцсети.
В видеокурсах TRUEDO не используется дорогостоящее оборудование – например, станки. Все работы проводятся ручными инструментами. Основные «средства механизации» – электролобзик, шуруповёрт, дрель, наждачка и т.д.
«Мы не рекламируем конкретные бренды, а исходим из характеристик инструмента. Наша задача – объяснить, что инструмент должен уметь. Конечно, можно купить и дорогие инструменты, но для новичков они просто не нужны. Тот же лобзик можно купить за 2000 рублей и его вполне хватит для прохождения нашего курса», - говорит Виктор Антонов.
Ученикам рекомендуют партнёрские мультибрендовые магазины, где можно купить необходимые инструменты и расходные материалы со скидкой. Скидочные промокоды выдаются вместе с доступами к курсам. Сейчас Виктор ведёт переговоры и с другими магазинами, чтобы у клиентов был больше выбор.
Также среди действующих партнёров школы – столярный коворкинг, расположенный в Москве. Он удобен тем ученикам, у которых нет возможности заниматься столярным ремеслом в домашних условиях, на даче или в гараже. В коворкинге клиенту предоставляют оснащённое рабочее место и все необходимые инструменты. Ученикам TRUEDO – с приятной скидкой.
«Когда я начал привлекать партнёров, то думал, что всё будет намного сложнее. Казалось, учиться пилить онлайн – не самая очевидная штука, поэтому я ожидал скепсиса. Но к моему удивлению, всё пошло отлично. В магазинах инструментов и в столярных коворкингах мне говорили, что это крутая идея. Я часто слышал от них: «Почему это раньше никто не придумал?», - говорит Виктор.
Аудиторией своего проекта Виктор сразу выбрал представителей digital-индустрии. Он рассчитывал на интерес IT-специалистов, маркетологов, пиарщиков, аналитиков – тех, кто проводит рабочий день с компьютером. По его словам, этот расчёт оправдался: реальные клиенты совпали с «ожидаемыми». Правда, аудитория оказалась несколько шире, чем планировалось изначально. Сейчас среди учеников есть, например, женщины пенсионного возраста. Они покупают курс, чтобы научиться мастерить ящики для рассады на даче.
«Я посетил несколько московских коворкингов, пообщался с их владельцами, показал им нашу презентацию с предполагаемой целевой аудиторией. И все в один голос говорили: «Да, именно такие люди к нам и ходят». Почти все, кто у них занимается – менеджеры и представители IT-профессий», - подчёркивает Виктор.
Сейчас курсы TRUEDO рассчитаны на новичков. Впоследствии основатель проекта планирует добавить углублённые программы более высокой сложности. Это позволит компании продавать свои услуги несколько раз одному и тому же человеку.
Люди приходят в онлайн-школу ремесленных навыков, как правило, с целью отдохнуть и научиться чему-то новому. Виктор считает, что главное – получать удовольствие от работы с деревом или железом. И если клиенты не пожалеют времени на дальнейшую практику, уровень их работ будет расти. Тогда некоторые из них смогут задуматься и о монетизации своего хобби.
«Мы не стремимся выпускать профессиональных мастеров, мы больше про хобби. Делать что-то руками – это в природе человека. Когда создаёшь руками то, что можно потрогать, получаешь большой позитивный заряд эмоций. Это повышает самооценку, улучшает настроение. Но некоторые наши ученики уже продают свои работы в Instagram или на Avito. Например, отреставрированный стул «с помойки» можно продать на Avito за 10-12 тысяч рублей», - рассказывает Виктор.
Онлайн-школа TRUEDO стартовала 16 февраля 2021 года. В первые 10 дней не было никаких рекламных кампаний – проект работал только на органическом трафике. Первые подписчики пришли от мастеров, которые записали видеокурсы. Мастера публиковали посты в своих соцсетях, после чего люди подписывались на соцсети школы.
«В какой-то момент ещё не было ни одного поста в нашем сообществе, только общее описание и при этом уже было около 50 подписчиков. За 10 лет в маркетинге я такого не видел!» - отмечает Виктор.
Потенциальных клиентов основатель онлайн-школы разделил на две группы. Первая – люди, которые уже хотят научиться какому-либо ремеслу. Их привлекают через контекстную рекламу. Когда человек набирает в поисковиках «сделать стол своими руками» или «обучение столярному делу», он видит рекламу курсов TRUEDO.
Вторая группа – те, кто хотят разнообразить свой досуг. При этом они, возможно, ещё не рассматривали столярное мастерство, реставрацию или сварку в качестве хобби. Таких клиентов ищут в основном через соцсети. Им показывают ролики, в которых ручной труд позиционируется как отдых от «компьютерной» работы, благородное и благодатное дело.
Сейчас в Instagram онлайн-школы – порядка 1800 подписчиков, в «ВКонтакте» и Facebook – чуть меньше. По словам Виктора, реклама направлена не на рост подписчиков, а на то, чтобы люди переходили на сайт проекта. Чтобы освободить время на стратегические вопросы, предприниматель в какой-то момент отдал продвижение школы на аутсорс рекламному агентству. При этом он сам контролирует все процессы в этом направлении.
«К счастью, я сам маркетолог. У меня есть солидный опыт в разработке сайтов, в запуске рекламных кампаний, в контроле работы рекламных агентств и даже опыт работы на стороне агентства. Если бы у меня не было таких компетенций – было бы намного сложнее. Наверное, у меня бы дым пошёл из ушей», - предполагает Виктор Антонов.
На данный момент курсы TRUEDO купили чуть более 100 человек. География клиентов – весь русскоязычный сегмент интернета. Почти половина покупателей – из Москвы, но есть клиенты и в странах СНГ, и в дальнем зарубежье. До конца 2021 года Виктор планирует вывести проект в прибыль.
«Самое сложное для меня в этом проекте – дни, когда вообще нет продаж. Причём это напрямую связано с погодой. Когда в Москве пасмурный понедельник с мокрым снегом – людям не до моих курсов. И мне в голову лезут грустные мысли. Но на следующий день приходят сразу пять покупателей – и настроение улучшается», - признаётся Виктор.
Следующим шагом TRUEDO станет увеличение количества курсов и партнёров. Сейчас предприниматель собирает отзывы – какие ещё курсы люди хотели бы получить. К маю Виктор готовит выход четвёртого видеокурса. В нём будут обучать работе с ручным фрезером и изготовлению разделочных досок. Его запускают на основании обратной связи.
Также поступило немало заявок на курс по работе с эпоксидной смолой: сейчас это очень популярный материал. Из него можно делать самые различные вещи – от ваз до светильников. Ещё один планируемый курс – резьба по дереву. Новые направления планируется запустить в ближайшие полгода.
«Пока я снимал курсы по столярному мастерству, сделал себе верстак в гараже. А сейчас я уже и варю металл, и реставрирую стулья. Во время съёмок курсов меня очень вдохновляли мастера, их истории, их работы. И в итоге получилось, что я сам – главная жертва своего маркетинга», - иронизирует Виктор Антонов.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».