С осьминогом на плече: как заработать на производстве необычных сумок

Прочтёте за 5 мин.

«Если ты создаёшь вещи, которые выходят за привычные рамки, они всегда привлекают внимание»

IT-инструменты, которые использует Krukrustudio

  • Etsy
  • Shopify
  • InSales
  • Instagram

Максим Веселов и Любовь Тареева создают необычные сумки – в виде книг, дирижаблей, гитар, осьминогов и т.д. Продукт, который они предложили рынку, оказался настолько нестандартным, что продавал и до сих пор продаёт себя сам - рекламировать его нет необходимости. При этом 70% продукции этой необычной мастерской уезжает за границу. О том, как выделиться на сверхконкурентном рынке и находить покупателей по всему миру, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь мастерской Krukrustudio Максим Веселов.

Досье

Максим Веселов, 45 лет, предприниматель из Москвы, сооснователь компании по производству необычных сумок  Krukrustudio. Родился в Петрозаводске. По образованию – физик, окончил Петрозаводский государственный университет. Работал инженером в РЖД. Затем получил образование модельера-конструктора. Компанию по производству необычных сумок основал в 2011 году вместе с Любовью Тареевой.

Максим Веселов

Как всё начиналось

Максим Веселов и Любовь Тареева родились в Карелии, а в Москву переехали больше 10 лет назад. В столице Максим, который раньше играл в рок-группе, устроился в магазин музыкальных инструментов. Любовь начала валять украшения из шерсти и продавать их московским магазинам, которые торгуют хэндмейд-товарами. 

Но эти работы им не нравились, и параллельно наши герои продолжали искать занятия, которые были бы им по душе. В своих поисках Любовь как-то натолкнулась на маркетплейс Etsy и поняла, что с его помощью можно превратить хобби в нормальный источник дохода. 

«Люба подумала, что, раз уж мы умеем шить, то можем шить сумки. Сумки нужны всем: как минимум одна есть у каждого. Когда Люба уговорила меня попробовать, мы решили, что должны делать не просто сумки – их и так слишком много. Мы сразу поставили цель делать что-то очень нестандартное», – вспоминает Максим.

Krukrustudio Team 

Тогда же Любовь нашла необычный для производства сумок материал – фетр. Остановили выбор на нём, поскольку фетр хорошо подходит для моделирования, говорит Максим. «Нашли поставщика фетра в Москве, поехали и купили метр фетра, взяли у друзей на время их швейную машинку и начали эксперименты. Мы сшили несколько классических моделей с аппликацией для своих друзей. Сумки им понравились, но нам хотелось, чтобы они вызывали больший вау-эффект». Так что в течение первого месяца работы Максим и Любовь решили действовать более смело и сделали сумку-дирижабль. 

«Люба нарисовала модель, я создал лекала, правда, немного не рассчитал, и выкройка получилась огромной. Но сумка смотрелась настолько удивительно, что все, кто её видел, говорили: «Вау». Следом мы сделали ещё одну модель: сумку-бидон для молока. Выбор пал на него, потому что фетр был серый, напоминавший по цвету алюминий». 

После того, как первые сумки были готовы, Любовь создала группу «ВКонтакте» и выложила туда фото. Неожиданно посыпались заказы. «Ни подписчиков в группе, ни сайта, ни отзывов на тот момент у нас не было. Несмотря на это, первые два месяца мы делали на заказ только эти две модели. Больше ни на что времени не оставалось», – рассказывает Максим.

Krukrustudio 

Почти сразу родилось название студии необычных сумок. Максим и Любовь назвали её Krukrustudio. «Это слово не значит буквально ничего, появилось оно случайно. Сначала мы хотели придумать название, которое отражало бы наш вид деятельности, но потом поняли, что это далеко не самое важное. И когда друг подсказал нам, что было бы классно назваться Kruk.ru, мы оттолкнулись от этой идеи», – рассказывает Максим. 

Step by step

После того, как первые заказы были выполнены, Максим и Любовь смогли купить первую швейную машинку. Как говорит Максим, это была бытовая германская машина Veritas: «Это машинка, сделанная в 80-е годы в ГДР. Она «брала» и кожу, и 3-миллиметровый фетр в три слоя, и вообще показала себя в работе отлично. Я регулярно раз в год-два «убивал» машинку, но всегда покупал точно такую же. Громоздкую профессиональную машину мы покупать не хотели, потому что работали дома и часто переезжали». 

Мастерская начала развиваться – добавлялись новые модели, росло число заказов. При этом, говорит Максим, свои сумки они никогда не рекламировали. «Для нас самих появление новой модели было маленьким чудом - настолько удивительными они были.

Krukrustudio

Такие сумки рекламировали и до сих пор рекламируют сами себя. Если ты создаёшь вещи, которые выходят за привычные рамки, они всегда привлекают внимание. Мы не раз попадали в подборки на сайтах, в обзоры блогеров и т.д.» 

«Фактически мы всё делали неправильно, не так как учат на тренингах и в бизнес-школах: не разрабатывали бизнес-план, не изучали спрос и предложение, не составляли план продвижения. Просто хотели сделать что-то необычное, на грани наших возможностей», – говорит Максим. 

При этом у Krukrustudio всё сразу получалось. И вскоре производство сумок стало для Максима и Любови основной работой. Сумки стали не только приносить доход, но и отнимать всё время. Кроме разработки и исполнения моделей, нужно было заниматься ведением групп и страниц в соцсетях, созданием и наполнением сайта и страниц магазина на других площадках. Пока Максим шил, Любовь кроила, делала фото и выкладывала модели в сеть.

Krukrustudio 

«Порядка трёх лет мы работали вдвоём. Только потом у нас появилась первая швея. Сейчас у нас трое мастеров, с которыми мы сотрудничаем на постоянной основе. Все швеи работают в своих помещениях, получают оплату за каждую выполненную модель. Такая организация труда оказалось самой удобной для всех. Наёмным сотрудникам мы отдали только производство, всем остальным по-прежнему занимаемся сами». 

От сумки-дирижабля к сумке-книге

Работа над ассортиментом в Krukrustudio шла постоянно. По словам Максима, популярными становились всего несколько моделей, какие-то из менее «зашедших» сумок могли заказать буквально один-два раза. «Несмотря на это практически все модели всё равно оставались в нашей коллекции, это лучше всего давало представление о наших возможностях. При выборе моделей я всегда хотел делать что-то безумное, Люба подходила к этому более прагматично - и предлагала смотреть на то, что хотят заказчики. И в большинстве случаев их желания уже были в нашем списке идей». 

Так в ассортименте студии появилась сумка-канистра и Тардис – синяя будка, машина времени и космический корабль из британского телесериала «Доктор Кто». «Первую такую сумку мы сшили для магазина книг и фильмов в Москве. Когда мы сделали её, оказалось, что такую сумку хотят все. Было время, когда мы делали их десятками. Потом так же «выстреливали» пианино и скрипка – они были особенно популярны у японцев». Таким же образом спустя четыре года работы появились книги – самая популярная на сегодня модель Krukrustudio.

Krukrustudio 

«Кто-то попросил нас сделать книжку. Эта модель настолько всем понравилась, что быстро стала самой популярной. Первой сумкой-книгой, которая «выстрелила», оказалась «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. С сумками-книгами мы попали в один популярный англоязычный блог. После этого за две недели нам поступило такое количество заказов, что сумки мы потом отшивали три месяца». 

Первые книги делали из фетра, но позже начали шить и из кожи. Со временем для производства этих сумок мастерская даже обзавелась принтером для печати на коже. 

Krukrustudio

«Первые принты мы печатали на специальных плёнках, которые приклеивали с помощью термопресса. При такой технологии могли печатать в основном только одноцветные картинки. Постепенно мы пришли к технологии печати цветными чернилами. Вложились в довольно дорогое оборудование и расширили ассортимент до цветных обложек. Для нас это было серьёзным шагом, так как в делах мы старались не рисковать, не вкладываться в то, что только кажется хорошей идеей, но не подкреплено реальным спросом. Мы никогда не делали больших шагов, двигались медленно и всегда отталкивались от реалий. Мы начали буквально с нуля и всегда развивались только на те деньги, которые получалось заработать», – рассказывает Максим.

Krukrustudio 

Несмотря на то, что в последнее время все новинки Krukrustudio в основном сводятся к выпуску сумок с новыми обложками книг, Максим и Любовь продолжают создавать и новые модели. Так в последнее время у них появились сумка-осьминог и рюкзак с крыльями. Рюкзак-крылья – одна из самых сложных моделей в ассортименте компании. Для того, чтобы он получился красивым, нужно вырезать вручную и сшить почти 200 перьев. 

Клиенты - взрослые дети

Покупают необычные сумки Krukrustudio и школьники, и те, кому исполнилось 50 лет. Как говорит Максим, у клиентов мастерской есть одна общая черта - все они «взрослые дети», которым хочется чего-то яркого и необычного. «Часто среди покупателей наших сумок оказываются фанаты, если речь идет о таких вещах, как Тардис или сумка-книга «Гарри Поттер», – добавляет он. 

«Раньше заказы поступали не только из Москвы, но и из Новосибирска, Тюмени, Перми и других крупных городов. С 2014 года российские продажи падают, но из-за рубежа, наоборот, заказов становится больше. Сейчас порядка 70% сумок отправляются за границу. Часто заказчики возвращаются к нам. Количественной статистики мы не ведём, но такое случается довольно часто. Плюс бывает, что люди сразу покупают не одну, а несколько сумок», – говорит Максим.

Krukrustudio 

Все сумки в студии шьются только на заказ. «У нас бывали ситуации, когда или клиент отказывался от сумки в последний момент, или мы, к примеру, ошибались с цветом. Такие сумки оставались в запасе и могли лежать месяцами. Их не покупали даже с хорошими скидками. Когда у нас в ассортименте больше двух сотен разных моделей, каждая из которых может быть выполнена в разных цветах и размерах, угадать, что именно из этого захочет человек, практически невозможно», – объясняет Максим. 

В месяц Krukrustudio получает и выполняет от 60 до 200 заказов. Сезонность в бизнесе оказалась ярко выражена. Летом всегда наблюдается спад, а, начиная с осени, число заказов растёт. Пик приходится на два последние месяца года.

Krukrustudio 

Средний срок изготовления заказа – две-три недели. Клиенты не считают его большим и готовы ждать. 

«Сейчас сумки у нас стоят от 4 до 9 тысяч рублей. Формируем цену, исходя из трудозатрат и материала, который уходит на изделие. Сейчас наценка на наши изделия порядка 50%», – рассказывает Максим. 

Сумки летят по миру

Изначально заказы максим и Любовь принимали через страницу в «ВКонтакте». Сейчас соцсети используются только для продвижения, страницы в Instagram, Facebook и «ВКонтакте» ведут своими силами. 

Главные площадки для продажи сумок сейчас: русскоязычный и англоязычный сайты, маркетплейсы «Ярмарка мастеров» и Etsy. «Мы пробовали и другие платформы, но в итоге остановились на четырёх площадках. Лучше всего из них работает магазин на Etsy. Через него сумки заказывают в США, Канаду, Австралию, Японию и Англию. В последние годы стали поступать заказы из европейских стран: Бельгия, Нидерланды, Австрия, Германия, Италия, Испания. Мы отправляли сумки в Ливан, Перу, Аргентину, Индию. Несколько лет назад у Etsy появился автоперевод почти на все языки мира, и число заказов из разных стран увеличилось», - говорит Максим.

Krukrustudio 

К преимуществам Etsy и «Ярмарки мастеров» он относит и то, что заказчики имеют возможность оставлять отзывы. И подавляющее большинство отзывов у KrukruStudio положительные. 

От продажи сумок в оффлайн-точках отказались ещё в самом начале пути. «На старте мы сдавали сумки в несколько магазинов и выступали на паре фестивалей Seasons. На фестивале человек легко отдаёт тысячу рублей, но если это 5+ тысяч, то он должен хорошо подумать, иногда несколько дней, что в рамках фестиваля невозможно. А что касается работы с магазинами – наценка, которую они делают, составляет минимум 50%. Повышать цену так сильно мы не станем, покрывать такие издержки из собственной прибыли – просто не сможем». 

На данный момент текущее положение дел Максима и Любовь устраивает. «Мы никогда не относились к своему делу, как к бизнесу. Для нас это всегда было творчество, а продажи и заработок - приятный бонус и большая ответственность», – говорит Максим. Именно творчество - в ближайших планах предпринимателей. «Мы немного подустали от рутинной работы над сумками-книгами. Сейчас хотим поработать над новыми моделями, можно сказать, уже руки чешутся создать что-то этакое в нашем стиле».

Krukrustudio Team


Читайте также:

Дело в шляпе: как заработать на дизайнерских кепи и ушанках.
Сшила себе бизнес: как заработать на домашней одежде для женщин.
С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве фотокофров.

24 мая 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов