В портфеле дизайн-студии ZE-MOOV - оформление статусных квартир и загородных домов, офисов и автосалонов, отелей и ресторанов, культовых учреждений и даже яхт. Проект, зародившийся в Екатеринбурге, в первые же годы своего существования вышел за пределы региона и теперь работает на два города – головной офис переехал в Москву. О том, как небольшая студия успешно реализует дизайн-проекты для обеспеченных клиентов и известных корпоративных брендов, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта ZE-MOOV Дмитрий Земов.
Дмитрий Земов, 39 лет, архитектор-предприниматель, основатель дизайн-студии
ZE-MOOV. Закончил Уральскую государственную архитектурно-художественную академию по специальности «дизайнер интерьеров»; защитил кандидатскую работу по архитектуре. Со второго курса начал проектировать интерьеры на заказ. С 2001 года является членом Союза дизайнеров России. В 2007 году открыл дизайн-студию, вложив в проект около 200 тысяч рублей. Сегодня у студии два офиса - в Екатеринбурге и в Москве.
Дмитрий Земов начал пробовать себя как дизайнер интерьеров ещё во время учёбы в вузе. В частности, он проектировал оформление внутренних пространств для автоцентров, среди заказчиков были такие бренды, как Audi и Lexus, а их салоны находились в Ханты-Мансийском автономном округе.
Это сотрудничество, по мнению Дмитрия, стало для него хорошей школой. Для реализации проектов выдавался брендбук, но была возможность интерпретировать какие-то вещи по-своему. Например, Дмитрий Земов придумал в автоцентрах буферные зоны, напоминающие коридоры. Иначе при температуре воздуха -50 градусов после каждого открытия двери для заезда машины в помещении долго оставалось бы холодно. Эту проблему решили буферные зоны, которых не было в немецких автоцентрах. Зато потом они активно использовались последователями в других городах России.
«Работал я дома, с заказчиками встречался в других местах. Общался с главными архитекторами Audi и Lexus, и это наводило на определённые мысли. Я понимал, что за этими людьми – целое бюро, которое работает как фабрика. Мне хотелось двигаться именно в эту сторону», - рассказывает Дмитрий.
Поначалу он устраивался к заказчику по договору выполнения работ как архитектор-дизайнер. Но в 2007 году заказчики сказали, что они предпочитают работать с командами, а не с одиночками, т.к. последние могут в любой момент заболеть, потерять интерес или вдохновение. С командами архитекторов такие сценарии вряд ли возможны.
Это желание заказчиков работать с дизайн-бюро совпало и с тем, что Дмитрий Земов уже «наработался» дома и хотел «вылезть из конуры». Он зарегистрировал юрлицо, а в видах деятельности прописал гораздо больше видов услуг, чем выполнял на тот момент. «Я понимал, что расширение сферы деятельности неизбежно», - вспоминает Дмитрий.
С первым рабочим местом помогли одногруппники. У многих из них к тому моменту были собственные студии и бюро. В одной из студий Дмитрию разрешили за небольшую плату поставить для себя рабочий стол.
Но так как заказов становилось больше, справляться с ними в одиночку уже не получалось. Сначала Дмитрий Земов взял на работу одного сотрудника, потом другого… Когда он поставил уже четыре рабочих стола в офисе одногруппников, они не обрадовались: «Давай-ка теперь сам, а то совсем тесно стало».
Для офиса сняли соседний с прежним помещением лофт, в качестве которого служило бывшее вентиляционное помещение. А под ним находился бункер! Лофт представлял из себя два равносторонних прямоугольника, по 36 квадратных метров каждый. И хотя здесь был сделан ремонт под прежних арендаторов, руководитель студии ZE-MOOV решил всё переделать.
«Для меня всегда важна среда. Везде, где я нахожусь даже недолгое время, стараюсь сделать её комфортной. У меня мысли идут не в ту сторону, если я живу в обшарпанных стенах, если помещение «заточено» не под меня», - объясняет Дмитрий.
Проектированием интерьера занимался весь коллектив студии. Его старались сделать максимально комфортным: помимо рабочих мест выделили зоны для релаксации и общения, сделали кухню, туалеты. Изначально помещение создавалось для девяти рабочих мест.
Интерьер решили сделать индустриальный, соответствующий пространству лофта – стены «раскрыли» до кирпичей и оставили их в таком виде. Мебель для офиса создавали друзья Дмитрия Земова, её они варили из металлоконструкций. А чтобы визуально «состарить» получившиеся предметы, держали их некоторое время под водой, а после покрывали лаком.
Вообще друзья очень помогли с обустройством офиса. Кто-то сшил шторы для разделения пространства на зоны, кто-то сделал лайтбоксы - световые короба. Дмитрий Земов привёз с дачи мамы восемь винтажных стульев. Вместо них мама получила современные икеевские стулья. Сейчас в офисе также есть печатная машинка бабушки и гармонь дедушки.
«Все эти предметы очень гармонично ужились с индустриальным пространством, получился модный на то время лофт. Он и сейчас не теряет своей актуальности, хотя недавно мы сделали перестановку. Пришлось убрать лаунж-зону, так как стало больше сотрудников», - говорит Дмитрий.
На ремонт офиса и оборудование рабочих мест было потрачено около 200 тысяч рублей. Их основателю студии удалось накопить за время работы «на дому».
Заказчиками ZE-MOOV на этапе запуска и сразу после него были преимущественно автоконцерны. Командой справляться с их заказами на оформление интерьеров получалось быстрее. Да и сами проекты стали более продуманными и интересными. Но постепенно сфера деятельности дизайн-студии расширялась. И, в частности, на это сильно повлиял финансовый кризис 2008 года.
«Периодически мы старались специализировать свою деятельность и заниматься только определённым направлением. Но кризис не позволял выделяться в узкий сегмент. Приходилось искать новые пути развития», - говорит Дмитрий Земов.
Так появился заказ на оформление гостиницы в Сочи от друзей, от нескольких предприятий общественного питания, от различных московских компаний. «Фактически у нас была одна большая специализация – интерьеры. А какие именно, по большому счёту, не важно. Законы эргономики везде одинаковы: человек и пространство вокруг него», - уверен Дмитрий.
Сегодня в портфеле студии проекты по оформлению офисных и жилых пространств не только в России, но и в других странах, например, в ОАЭ.
Московские проекты занимали всё большую долю среди заказов студии ZE-MOOV. В 2011 году Дмитрий Земов подсчитал, что за год он проводит в Екатеринбурге около 30% времени. А всё остальное время находится в Москве, общаясь с заказчиками и проектируя новые объекты. Решение о переезде назрело само собой.
В Москве всё развивалось по уже отрепетированному сценарию. Сначала была аренда одного-двух столов в офисе знакомых, потом добавлялись новые сотрудники, и от открытия собственного офиса уже было никуда не деться.
Выбирая место для него, Дмитрий Земов учитывал, что в столице время клиентов очень ценится. И надо располагаться на такой площадке, до которой заказчикам будет удобно доехать. Сначала офис открылся на Цветном бульваре. А недавно он переехал в центр дизайна Artplay.
«Нам поступило неплохое предложение от партнёров разместиться здесь. Надолго или нет, ещё не решили, но пока нам тут нравится. Это центр дизайна, место подпитывает дополнительной энергией, сюда интересно ходить на работу», - замечает Дмитрий.
Для удобства клиентов студия арендует для общения с ними несколько площадок у своих партнёров – поставщиков дорогих отделочных материалов, мебели, предметов интерьера. Эти площадки рассредоточены по всей столице.
В самом начале своей история студия ZE-MOOV занималась концептуальным проектированием – её сотрудники создавали эскизы и чертежи, а до реализации проектов дело доходило не всегда. Сейчас клиенты получают полный комплекс работ – от концепции до развешивания картин на объекте.
Это соответствует и тому смыслу, который закладывался в название. Дмитрий Земов не хотел делать студию исключительно имени себя, он вложил в название созвучие своей фамилии с английским «The Move» - «движение».
Сейчас в деятельности студии выделяется два направления. Основное – ZE-MOOV – ориентировано на крупные объекты или небольшие, но очень концептуальные (например, создание интерьера яхты).
«Здесь нужен больший комплекс работ, чем может предложить студия. На такие объекты мы заходим, как правило, с партнёрами. Речь идёт о крупных общественных или жилых проектах, отелях, ресторанах. Заниматься ими интересно», - объясняет Дмитрий.
Один из примеров таких объектов – создание интерьера для кабинетов муфтия Московской соборной мечети. В этот проект студию позвали её партнёры. Задача была сложной, в том числе и благодаря сжатым срокам реализации проекта. На создание интерьера у представителей ZE-MOOV было два месяца. Чтобы уложиться в заявленный срок, наняли в штат компании новых сотрудников. Велась тесная работа с екатеринбургской фабрикой, которая изготавливала мебель, а также элементы декора с арабской вязью. «С помощью этого проекта мы завоевали уважение и доверие духовного руководства мечети. Нас лично поблагодарил за работу муфтий», - вспоминает Дмитрий.
Другое направление студии - ZE-MOOV Home - считается «домашним» и специализируется на жилых пространствах - создании интерьеров для квартир или небольших коттеджей. Клиентам предлагают комплексную реализацию, вплоть до покупки посуды в их дом. В этом сегменте преобладает оформление квартир, предназначенных для сдачи в аренду экспатам, или частных резиденций людей с высоким доходом. Такие квартиры расположены в сталинских домах в Москве, преимущественно в центре. Часть объектов находится на Рублёвке.
В отдельное направление вылилось изготовление мебели. Часто для проекта нужны особые часы, мягкая мебель или стол. Когда поиски таких предметов у партнёров и на специализированных ресурсах не приносили результата, специалисты студии делали их сами.
В работе дизайн-студии очень важно прийти к пониманию с заказчиком, обговорить с ним все детали заранее. Иначе расхождения во взглядах могут стать неприятным сюрпризом в процессе выполнения задачи или уже после того, как объект буден сдан.
Предпроектная работа для заказчиков студии ZE-MOOV бесплатна - в это время дизайнеры общаются с потенциальным клиентом, чтобы выявить его потребности и желания. На основании его ответов составляют техзадание, а затем разрабатывается функциональное зонирование (тоже бесплатно). Этот период требует от двух до четырёх встреч с клиентом и позволяет лучше познакомиться с ним.
«Иногда бывает, что по какой-то причине мы не находим с клиентом точек соприкосновения. Тогда предпочитаем расстаться на предварительном этапе, который целиком идёт за наш счёт. Так мы экономим себе громадное количество энергии, нервов и денег, которые могли бы потерять, работая с «неподходящими» заказчиками», - рассказывает Дмитрий Земов.
При отборе клиента руководствуются несколькими критериями. Один из негативных факторов - если у заказчика сменилось несколько дизайнеров на проекте. Потенциального клиента всегда спрашивают, почему это произошло. Если объективных причин нет, то считается целесообразнее не продолжать дальнейшее сотрудничество с этим человеком или компанией.
Совместная работа после предварительного этапа начинается с подписания договора. После этого под проект собирается проектная команда. Представители студии настаивают на том, что для завершения проекта им потребуется как минимум 12 встреч с заказчиком, причём только на проектирование. Если у него нет возможности общаться так часто, его просят выделить представителя, который может вести переговоры и принимать решения. «Встречи нужны, иначе всё будет по воде вилами писано», - уверен Дмитрий Земов.
«Часто заказчик каких-то вещей не знает или не видит. Он может смотреть на твои картинки, а видеть в них другое. И в конце, когда уже повешена люстра, сказать, что он хотел другую, а на эту часть эскиза, где она была представлена, никогда не смотрел», - приводит пример основатель студии ZE-MOOV.
Работы поделены на этапы, выполнение каждого из них подтверждается актами сдачи-приёмки. В договоре прописано, что к следующему этапу представители студии не могут приступить, пока не подписаны акты по предыдущему.
На этапе выбора концепции будущего интерьера заказчикам устраивают крупные презентации материалов. В шоу-руме студии собираются и раскладываются образцы материалов по помещениям. Клиент сразу видит, какой плиткой будет выложена ванна или какой паркет будет лежать в комнате.
Для подготовки презентации представители студии в течение двух недель свозят материалы на одну площадку. Какую-то часть материалов им бесплатно предоставляют партнёры, что-то хранится на собственном складе студии. Как правило, это удачные решения, которые были придуманы когда-то для одного проекта, но которые хочется повторить.
Кстати, на складе студии хранятся образцы материалов с каждого объекта. Когда спустя несколько лет после ремонта у заказчика, к примеру, разбивается плитка, и он не знает, где её найти, то студия предоставит ему плитку из той же самой партии.
В ZE-MOOV нет стандартной стоимости одного квадратного метра работ, как это принято во многих других студиях. Стоимость конкретного проекта называется только после встречи с дизайнерами. «Нам нужно узнать все подводные камни объекта. Назвав цену один раз, поменять её мы уже не сможем», - замечает Дмитрий Земов.
Цена проектирования составляет от 2 до 5% стоимости реализации. Чем крупнее объект, тем ниже процент. При назначении цены проекта учитываются финансовые возможности клиента. Визуально похожий проект можно выполнить с разными объёмами средств за счёт использования более дешёвых или более дорогих материалов и мебели.
Если объём работ небольшой, то оплата может быть разбита на две части. Для крупных проектов оплата разбивается на периоды и может быть привязана к этапам сдачи/приёмки выполненных работ.
Главная сложность при работе с «длинными» проектами – кассовые разрывы. Чтобы их перекрыть в своей отчётности, студии ZE-MOOV нередко приходится вносить в проекты собственные средства.
На финансовом положении отражаются и ситуации, когда у проекта замораживается финансирование. Тогда в ход тоже идут деньги из собственного фонда, чтобы не прекращать работу. Но главная сложность с таким форс-мажором – отсутствие понимания, что же будет дальше с проектом. Если у заказчика заканчиваются средства на проект, но он всё же хочет его закончить, студия предлагать адаптировать готовое решение в сторону удешевления и упрощения.
В штате студии ZE-MOOV 15 сотрудников, на постоянной основе привлекаются ещё семь-восемь фрилансеров. Костяк команды составляют технические дизайнеры, инженеры, 3D-специалисты. Недавно в команду пришёл специалист-мебельщик. Также в штате три администратора, помощник руководителя, экономист и арт-директор.
Есть отдел комплектации, который подбирает поставщиков материалов, производителей, других возможных партнёров. С партнёрами основатель компании довольно часто знакомится на международных выставках, в которых участвует.
В ZE-MOOV нет штатного юриста, но есть компания, с которой студия сотрудничает с момента своего основания. Она специализируется на авторском праве, что особенно важно для дизайнеров, разрабатывающих индивидуальные дизайн-проекты.
Дмитрий Земов считает, что небольшой студии, подобной ZE-MOOV, можно выжить только тогда, когда она работает на пределе возможностей. Он старается не загружать своих сотрудников больше, чем на 80-90%. Если нагрузка растёт, то обращаются к фрилансерам. Если и этих усилий оказывается недостаточно, привлечённого извне специалиста берут в штат или открывают вакансию. Над одним проектом могут трудиться люди, находящиеся в разных городах. Современные технологии позволяют им выполнять общее дело, не собираясь в одном офисе.
Основатель и директор студии ZE-MOOV мало времени проводит в Екатеринбурге. Но его офис там продолжает полноценно работать. «Работа у нас организована таким образом, что присутствие руководителя в офисе не требуется. Ребята, с которыми мы работаем, обладают высокой самоорганизацией. Мы их стараемся правильно подбирать, потому что у нас на каждом специалисте лежит большая ответственность. Попасть к нам достаточно сложно, потому что текучка у нас небольшая», - подчёркивает Дмитрий Земов.
В продвижении услуг студии есть важная особенность: от момента, когда потенциальный клиент увидит рекламу, до времени, когда ему потребуются услуги дизайнера, может пройти несколько месяцев или даже лет. Поэтому основными каналами продвижения являются не прямая или контекстная реклама, а «сарафанное радио» и партнёрские программы.
Если человек собирается строить дом, то от рекомендации подрядчика зависит многое. Так что Дмитрий Земов и его команда тесно работают с партнёрами: дружат, помогают друг другу, зовут на объекты. «Это наш самый мощный ресурс продвижения», - отмечает основатель ZE-MOOV.
В целях продвижения практикуется и контент-маркетинг. Так как у студии 10-летний опыт работы, ей есть чем поделиться с интересующимися темой интерьерного дизайна. Специалисты студии запускают образовательные программы, читают лекции, пишут статьи в профильные СМИ. Иногда с просьбой о лекции или разборе реальных кейсов обращаются партнёры и коллеги.
В планах создателя студии ZE-MOOV - развивать образовательные программы и принимать к себе на стажировку начинающих дизайнеров. Также делается ставка на работу в командах, в том числе международных.
«Всем стало интересно работать с российскими дизайнерами. В нас видят свежий взгляд, новую энергию, способную решать интересные сложные задачи», - уверен Дмитрий Земов.
В текущем году студия планирует запустить производство собственных серий мебели и декора. Уже сформирована линейка предметов, которые создавались под конкретные проекты, а также создаются новые образцы, не похожие на узнаваемые вещи. «Движения для нас – это всё», - заключает Дмитрий Земов.
Как заработать на производстве дверей в стиле лофт.
Как заработать на мебели из старых индонезийских лодок.
Как устроено и на чём зарабатывает архитектурное бюро.