Мировой рынок FoodTech ежегодно растёт и к 2027 году, по прогнозам экспертам, увеличится больше чем на 20% и достигнет отметки свыше 300 млрд. долларов. Такой значительный рост связан с появлением новых технологий, которые активно внедряются на всех этапах производства и продажи продуктов питания. О главных тенденциях сферы FoodTech, которые уже используют компании или будут это делать в ближайшем будущем, порталу Biz360.ru рассказал Никита Макаров, сооснователь международного стартапа FooDoo.ai.
Никита Макаров – сооснователь стартапа FooDoo, спикер статусных конференций и медиа. FooDoo – международная FoodTech-компания и решение для Grab&Go на основе искусственного интеллекта, которое помогает сократить количество пищевых отходов и сделать качественную еду доступной. Проект включён во множество рейтингов инновационных стартапов, в том числе от Futurology и Emerge.
Индустрия FoodTech включает в себя множество технологий и направлений, не ограничиваясь продажей и доставкой еды до конечного потребителя. В эту сферу попадает и сельское хозяйство (хотя иногда его выносят в отдельную отрасль – AgroTech), и промышленное производство продуктов питания, и ресторанное дело, и химико-биологическая разработка новых экспериментальных продуктов, и многое другое. В каждой из этих областей последнее десятилетие стало бумом технологий, когда на смену устаревшим решениям пришли инновации.
Самые значительные изменения и FoodTech-инновации наблюдаются в следующих областях:
Разработка новых и улучшенных продуктов питания
Поиск и разработка новых продуктов питания – важнейшая задача, которая стоит перед мировой пищевой промышленностью. Это связано сразу с несколькими глобальными проблемами, среди которых, например, нехватка белков животного происхождения.
Спрос на них сильно растёт: если в начале 90-х население США потребляло около 300 млн. тонн животного белка в год, то к 2040 году эта цифра вырастет больше чем в два раза и составит свыше 750 млн. тонн. Рост связан, в том числе, с увеличением населения Земли.
Такой спрос будет достаточно трудно удовлетворить, поэтому в решение проблемы включаются биотехнологии и искусственный интеллект. Основные исследования ведутся в направлении поиска альтернативы мясу, разработки суперфудов (продуктов, которые при меньшем объёме будут содержать больше питательных веществ) и биодобавок. Также распространяется производство продуктов на основе растительных ингредиентов.
Автоматизация процессов
Сотрудникам на производствах и в теплицах всё чаще помогают роботы и алгоритмы искусственного интеллекта, а сервисы доставки «нанимают» дронов и роботов. Ожидается, что к 2030 году мировой рынок доставки дронами вырастет почти на 43% и перевалит за отметку в 16,5 млрд. долларов. Это новая реальность FoodTech и важный шаг в направлении заботы об экологии.
Такие мировые гиганты, как Amazon, Zip Line и UPS, уже активно проводят испытания и внедряют в свою работу роботизированные инновации. В России автоматизировать доставку пробует «Яндекс». Есть то, что видно пользователям: роботы-курьеры и дроны. Но многое остаётся невидимым: например, автоматизация в сортировочных центрах и использование ИИ для оптимизации маршрутов доставки, прогнозирования спроса и управлениями остатками на складах.
Прогнозирование и большие данные
Несмотря на то, что большим данным в фудтехе не так много лет, работа с ними уже открывает новые возможности в данной сфере. Современные теплицы, фермы и производства оснащаются датчиками, которые собирают сотни измерений и преобразуют их в компьютерные модели.
Искусственный интеллект анализирует эти данные и позволяет агрономам увеличивать объёмы урожая, сокращать время выведения более устойчивых к изменениям климата ростков в несколько раз. Фермеры могут с помощью технологий следить за здоровьем скота, а производители продуктов грамотнее планировать логистику и оптимизировать производство.
Этот же тренд активно используется ресторанами и магазинами при планировании спроса. Благодаря ИИ поставщики могут в точности рассчитать спрос на продукты и держать необходимые остатки на складах, уменьшая тем самым пищевые отходы от невостребованной продукции.
Одна из компаний, которая занимается этим в России, – Forecast Now. Система на базе ИИ подскажет, если в ближайшее время наступит дефицит одних продуктов или, наоборот, истечёт срок годности других. Продовольственные магазины таким образом сокращают издержки, а экология выигрывает, так как количество выброшенных продуктов сокращается.
Разработка новых продуктов питания, автоматизация и умное прогнозирование – направления, которые прямо сейчас переживают скачок развития. Некоторые эксперты прогнозируют, что FoodTech наравне со SpaceTech и ClimateTech станет одной из главных индустрий, которые будут напрямую влиять на судьбу человечества. Возникает логичный вопрос – что же является драйвером такого бурного развития FoodTech?
Ответ прост – вызовы, которые стоят перед человечеством. Выбросы углекислого газа и метана, глобальное потепление, пищевые отходы и мировой голод – это основные проблемы, которые решают компании в сфере FoodTech. Поговорим про каждую подробнее.
Выбросы в атмосферу
Углекислый газ и метан – это парниковые газы, которые наносят экологии непоправимый вред. Во-первых, они ускоряют глобальное потепление, удерживая тепло в атмосфере. Во-вторых, углекислый газ и метан способствуют образованию кислотных дождей, которые могут нанести вред растениям, животным и людям. И, наконец, эти газы приводят к образованию озоновых дыр, из-за чего увеличивается количество ультрафиолетового излучения, вредного в высоких количествах для всего живого.
Казалось бы, при чём тут продукты питания? Но именно пищевая промышленность является одним из главных «поставщиков» атмосферных газов. Из всех выбросов CO2 почти 40% приходится на пищевые отходы, а при переработке мяса выделяется значительное количество метана. Кроме того, выбросы от парников также наносят значительный урон.
Одно из интересных решений, которые FoodTech предлагает для решения этой проблемы уже сегодня – вертикальные теплицы. Согласно исследованию, такой формат теплиц выбрасывает 158 кг углекислого газа на тонну собранного салата против 540 кг углекислого газа на тонну того же салата, но выращенного в открытых полях. Это меньше почти в 3,5 раза.
Пищевые отходы
Ежегодно человечество выбрасывает около 1,3 миллиардов тонн еды. Это пища, которая не только не послужила людям, но и оказалась вредной для экологии и экономики. Для её изготовления потребовалось совершить полный производственный цикл, потратить человеческие усилия и ресурсы, воду и электроэнергию. К тому же требуются дополнительные усилия, чтобы утилизировать или переработать невостребованную еду.
Поэтому сегодня одна из ключевых концепций, на которые делает ставки фудтех – это Zero Food Waste (нулевые пищевые отходы). Она предполагает многократное использование природных ресурсов, а также внедрение ответственного производства и потребления, которое поможет исключить избыточное производство или покупки.
Концепция Zero Food Waste требует полного переосмысления принципов производства и распределения сырья. Сегодня с этим также помогают технологии. Например, алгоритмы прогнозирования спроса с помощью ИИ, которые уже упоминались выше, умеют анализировать, какие продукты и в каком количестве покупают люди в определённом регионе, из каких точек их будет выгоднее доставить и по какой стратегии продать. Это позволяет компаниям привозить ровно столько еды, сколько требуется населению, и не допускать появления излишков.
Также возникают стартапы, позволяющие замораживать готовые продукты и увеличивать их срок годности. Так можно более точно планировать потребление пищи.
Одна из таких компаний, Qummy, базируется в России. Стартап разработал умные печи, которые можно поставить дома, в ресторанах, на заправках и даже в поездах. С их помощью можно разогревать готовые блюда, которые были заморожены по технологии Smart Ice (умный лёд). Qummy сама производит еду и поставляет клиентам. Её продукты можно хранить в обычной морозилке около года. При этом их вкус и качество остаются неизменными.
Голод
Статистика по этому вопросу – одна из самых неутешительных среди глобальных проблем XXI века. Порядка 800 миллионов людей до сих пор ежедневно испытывают чувство голода, притом что огромное количество еды просто выкидывается. Менять эту ситуацию предстоит с разных сторон: работая с распределением ресурсов и с привычками самих потребителей.
Например, сегодня существуют приложения типа LifeSum. Это программы, которые помогают пользователям контролировать потребление необходимой для организма пищи. С одной стороны, это позволяет юзерам вести здоровый образ жизни, а с другой – более осознанно относиться к продуктам питания.
Предлагаю посмотреть на компании, которые создают неожиданные, интересные и устойчивые технологические решения в сфере фудтеха.
-
Dodo Pizza – известный российский бренд пиццы. Однако не многие знают, что вместе с первой пиццерией появилась и Dodo Is – собственная облачная система, которая буквально диджитализирует все процессы бизнеса. Туда входят и заказ, и прогнозирование остатков, и бизнес-аналитика, и производство, и доставка, и многое-многое другое. Как говорит сама компания, «всё, что поддается оцифровке, должно быть оцифровано».
-
«ВкусВилл» – продуктовый ритейлер, который также стремится внедрять решения с ИИ на разных этапах своего бизнеса. Речь идёт о персональном подборе товаров для клиентов, управлении остатками и разработке упаковки при помощи нейросетей. Например, сейчас компания отслеживает частые покупки клиентов и предлагает на основании этого персональные скидки и акции, иногда добавляя что-то новое. Для клиентов – это экономия времени и средств, для компании – более точное прогнозирование остатков и, как следствие, сокращение food waste. Также «ВкусВилл» тестирует доставку дронами.
-
«ЭФКО» – аграрная компания, которая занимается производством продуктов. С 2020 года пересмотрела подходы к делу и озаботилась вопросами экологии. По словам представителей компании, в 2021 году они продали свои животноводческие активы и сосредоточились на производстве альтернативного растительного мяса. Также компания занимается производством растительного масла, добытого в лабораторных условиях. А одно из последних направлений – разработка альтернативного сахара на основе сладкого белка.
-
FooDoo – стартап, специализирующийся на вендингах с готовой едой. Наша компания использует ИИ для анализа и прогнозирования спроса. Благодаря моделям, построенным на больших данных, в точки продаж поступает необходимое количество именно тех товаров, которые востребованы в конкретном месте. Такая модель позволяет свести к минимуму food waste. Кроме того, автоматы устанавливают вблизи университетов и офисов, что позволяет их сотрудникам не пользоваться курьерской доставкой. Это, в свою очередь, сокращает выброс углекислого газа в атмосферу.
-
Simply No Waste – компания, которая использует в производстве продуктов переработанные отходы сельскохозяйственных производств. Например, создаёт напиток KADO, состоящий из смеси фруктов и переработанных семян авокадо, которые следовало утилизировать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».