На Урале разработана «умная корзина» для супермаркетов, которая сама распознаёт складируемые в неё продукты. Стартап Paycon запустили четыре молодых человека, которым нет и 30-ти: двое из них - чемпионы мира по параллельному программированию, один - бывший сотрудник банка и ещё один - предприниматель с опытом в продажах. Компаньоны надеются, что их технология избавит магазины от очередей. О том, как убедить крупных ритейлеров в пользе своего продукта, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь проекта Paycon Игорь Ушаков.
Игорь Ушаков, 26 лет, предприниматель из Екатеринбурга, сооснователь проекта
Paycon, в рамках которого разработана «умная корзина» для супермаркетов. По образованию – экономист, первый бизнес открыл в 16 лет – занимался ремонтом и настройкой компьютеров. В команде Paycon четверо основателей: помимо Игоря Ушакова (зона ответственности - продажи), это Бронислав Коряковский (финансы), Илья Колмогорцев и Ростислав Косивец (отвечают за разработку и программирование). Всего в команде проекта сейчас восемь человек.
«Признайтесь, многие из вас мечтали зайти в магазин, взять нужные продукты - и спокойно уйти. Не нужно выстаивать в очереди и ждать пока кассир проводит каждую покупку перед сканером штрих-кодов. Магазин без очередей. Магазин без касс и кассиров. Просто товары. Заскочил на минуту, взял что нужно - и ушёл», - так на известном интернет-ресурсе для айтишников начинается статья про технологию AmazonGo.
- AmazonGo - концепция магазина от компании Amazon, в котором нужно использовать приложение для автоматического добавления покупаемых продуктов в цифровую корзину и из которого покупатели могут выйти, не расплачиваясь на кассе.
Четырём молодым предпринимателям из Екатеринбурга эта идея тоже пришлась по душе. «Но стоимость одного магазина с технологией AmazonGo в Америке составляет $4 млн. Мы подумали, что было бы здорово, если бы у нас получилось сделать что-то подобное в России, но что стоило бы существенно дешевле», - рассказывает Игорь Ушаков.
В итоге команда Paycon стала работать сразу в нескольких направлениях на стыке IT и ритейла. Все они должны были повысить уровень обслуживания пришедших в магазин людей и сократить время на покупки. С одной из наработок «великолепная четвёрка» прошла отбор в акселератор Свердловского венчурного фонда.
Свердловский венчурный фонд проводит акселератор пятый год. Это бесплатное обучение, которое проходят предприниматели из сферы IT или производства. Главная цель двухмесячной программы - подготовить проекты к презентации перед инвесторами. В том числе и сам фонд может выделить льготный заём до 20 млн. рублей.
Но тех, кто ищет сторонние деньги, не так много: основная масса слушателей акселератора - это те, кто пришёл, чтобы «ускориться» и проверить свои гипотезы при помощи опытных бизнес-наставников. Иногда в акселератор берут проекты даже на стадии идеи, если она кажется перспективной и её можно масштабировать. Так получилось и с Paycon.
«На момент подачи заявки в акселератор у нас было приложение, которое позволяло считывать штрих-коды на продуктах, формировать список покупок и оплачивать их на выходе. Эта идея позже умерла, потому что аналогов технологии scan and go довольно много. Мы пообщались с ритейлерами, выяснили их запросы и поняли, что нужно идти в другом направлении», - рассказывает Игорь.
В большинстве случаев, когда речь идёт о том, чтобы дать людям возможность покупки без кассира, роль последнего возлагают на самого покупателя. «Покупателям это не нравится, и мы хотели уйти от такой модели. Наша корзина должна была сама выполнять эту работу», - говорит Ушаков.
На выходе из акселератора у стартаперов была презентация корзины-робота, которая сама определяет, какие вы положили в неё товары, складывает их стоимость, а затем, когда вы пройдёте через специальные рамки, с вашей карты автоматически списывается итоговая сумма.
С этой презентацией они поехали в головной офис X5 Retail Group – крупнейшей ритейловой компании России. Там их выслушали и предложили сделать за свой счёт прототип для сети «Пятёрочка». От такого предложения предприниматели отказались.
«На акселераторе нас учили: «Если за вашу идею никто не готов платить - значит, в этом нет ценности. Мы решили вернуться к этому разговору, когда у нас на руках будет работающая модель», - рассказывает Игорь.
За четыре месяца команда Paycon написала первую версию программы, а чтобы продемонстрировать, как их корзина-робот будет выглядеть, взяли обычную корзину из супермаркета и прикрутили к ней четыре камеры.
Эту корзину предприниматели и начали возить на встречи с потенциальными клиентами – чтобы получить отклик. По словам Игоря, они при каждой встрече с ритейлерами рассказывали, что магазины теряют до 12% выручки из-за очередей и что их корзина позволит решить проблему с теми самыми очередями. Но без нормального прототипа разговор выходил короткий.
«Помню, как на выставке в Челябинске нас жёстко раскритиковали: «Это невозможно использовать: из корзины, мол, торчат камеры, покупатели будут ставить в неё другие корзины, и всё сломается».
«Мы пытались объяснить, что камеры будут встроенными, но в конце концов поняли, что люди не хотят представлять себе то, что находится только у нас в голове. Это всё равно, что Генри Форд говорил бы: «Вот у вас есть телега, а сейчас представьте, что она возьмёт и поедет без лошади». Что бы говорили ему в ответ? «Ты что, ненормальный?». Мы пришли к выводу, что нам необходимо полностью готовое решение», - вспоминает Игорь.
Компаньоны стали искать компании, которые занимаются 3D-печатью из пластика, чтобы изготовить корпус для корзины-робота. Подрядчик нашёлся в их родном Екатеринбурге. Ещё через пару месяцев у Paycon появился прототип. В общей сложности от идеи до прототипа «умной корзины» ушло полгода.
Сколько на это ушло денег, Игорь не раскрывает. Однако уточняет, что сумма сопоставима со стоимостью квартиры в спальном районе Екатеринбурга (то есть, если прикинуть пусть даже грубо - это 3-3,5 млн. рублей – прим. редакции). Всё это были собственные деньги партнёров, которые они заработали в других бизнесах.
Но деньги не только уходили, но и приходили, точнее придут: в конце мая Paycon выиграл грант в 6 млн. рублей как победитель «Битвы стартапов» - совместном проекте правительства Тюменской области и корпорации «Газпром». В 2019 году на участие в «Битве стартапов» было подано 280 заявок. Деньги за победу стартап ещё не получил, а когда получит - направит на усовершенствование своей разработки.
Например, одна из задач, которая сейчас стоит перед разработчиками, - научить корзину различать фрукты и овощи разных видов и сортов. Скажем, различать зелёные яблоки сорта Golden от зелёных же «Гренни Смит».
«Мы уже научили нашу программу это делать, но пока это работает не идеально, - делится предприниматель. - Мы понимаем, как можно решить эту задачу, и работаем над этим решением. Это в некотором роде магия. Сейчас, если в магазине два зелёных сорта яблок, мы предлагаем покупателю вручную выбрать в приложении на смартфоне, какой именно сорт был положен в корзину. Но в идеале это должна делать корзина».
На первый взгляд кажется, что технологии, которые исключают кассира из процесса покупок, как бы провоцируют людей на воровство: взять более дорогой сорт тех же яблок, а в чеке отразить сорт подешевле, или вообще положить пару штук в карман, а не в корзину.
«Мы не пытаемся и не сможем остановить тех, кто ворует в супермаркетах - они это сделают в любом случае. Наша задача - дать покупателям возможность не стоять в очередях и экономить время. Те, кто понимает эту ценность, будут делать всё корректно», - заключает Игорь Ушаков.
На выставке Russian Retail Week, которая проходила в Москве в июне, «умную корзину» от Paycon наконец заметили. После этой выставки стартапу удалось выйти на стадию обсуждения контракта с «Пятёрочкой». И внедрение «пилота» теперь будет за счёт ритейлера. Во сколько это обойдётся, компаньоны не говорят. Но, по словам участников рынка общепита, внедрение такой технологии может обойтись в сумму от 1,5 млн. рублей.
А так как корзина существует пока только в тестовом образце, стартап разыскивает свежую кровь. В первую очередь, речь идёт об инженерах computer vision.
«В России очень много умных ребят, но все они сейчас задорого сидят в Москве - классный программист может зарабатывать там до 300 тысяч рублей. Это отдельная боль для региональных стартапов», - говорит Ушаков.
Но вместе с тем он уверяет: когда ты понимаешь, что можешь сделать что-то большее, чем просто получать деньги, - это вдохновляет. За счёт интересных задач, считает предприниматель, стартапы и могут конкурировать с большими бюджетами корпораций.
«В целом у нас задача выйти на мировой рынок - для себя мы ставим именно такую цель».
Читайте также:
Кассиры больше не нужны: как устроена умная витрина для магазинов.
Мы из будущего: шесть вдохновляющих историй о технологичных бизнесах.
Soyuz нерушимый: как тульские микрофоны пробивают дорогу на мировой рынок.