В прошлом году многие рынки в России трансформировались до неузнаваемости. Не стал исключением и рынок коммерческой фотографии. Из страны один за другим ушли крупные иностранные бренды, которые были основными клиентами и заказывали большую часть съёмок. О том, как потеря постоянных заказчиков отразилась на деятельности фото-агентств, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Алексей Сулима, руководитель продакшн-компании Yoko Foto.
Алексей Сулима – руководитель продакшн-компании Yoko Foto. Выпускник Британской высшей школы искусства и дизайна. Имеет более 15 лет опыта в коммерческой и рекламной фотографии, большой опыт в автомобильной фотографии. Среди клиентов – VW Group, JLR, Stellantis. Единственный официальный фотограф Rolls-Royce в России. Амбассадор брендов Phase One, Fuji и Elinchrom в России.
2022 год стал для рынка коммерческой фотографии в России во многом переломным. После начала событий в Украине в феврале-марте на рынке возникла паника, многие проекты были приостановлены, а переговоры по новым проектам прекращены.
Это было связано в том числе и с уходом иностранных компаний из России. Мы лишились 90% наших заказчиков – известных брендов техники, кофе, рекламных агентств. Лично нам повезло не остаться без работы – продакшн (деятельность, связанная непосредственно со съёмочным процессом) заканчивали несколько крупных проектов, и в феврале мы находились на этапе ретуши.
Потеря постоянного клиента или клиентов – всегда проблема, как для одиночного фотографа, так и для продакшна. Ведь поиск нового заказчика в таких условиях крайне усложняется. Для продакшна уход клиентов особенно проблемный, потому что он тут же улетит в минус: надо выплачивать аренду студий и техники, а также зарплату сотрудникам.
Весной прошлого года многие прежние клиенты останавливали сотрудничество. Даже российские бренды, с кем у нас были годовые контракты на регулярные съёмки, взяли паузу, длившуюся примерно полгода.
Сейчас ситуация стабилизировалась, потому что на рынке появились новые клиенты. Вместо европейских брендов запросы на съёмки начали приходить от китайских заказчиков. Но каждого нового клиента приходилось просто отвоёвывать у коллег по цеху: в условиях низкого спроса всем жизненно необходимо были заказы.
Наша компания для некоторых клиентов выставляла минимальные цены, а с кем-то работала даже бесплатно, по принципу win-win. Мы помогали друг другу выбраться из той сложной ситуации, в которой оказались. В результате год в финансовом смысле не стал для нас чем-то ужасным, мы даже смогли увеличить цены к его окончанию.
Ситуация с конкуренцией кардинально изменилась на рынке коммерческой фотографии в сентябре, после объявления частичной мобилизации. Очень многие фотографы покинули если не Россию, то Москву точно. И по стечению обстоятельств в это же время произошёл рост объёма заказов.
В какой-то момент очень сильно подорожали расходные материалы: например, фоны, оптика для камер. Возник даже короткий дефицит, но сейчас проблем с поставками нет.
На нашем рынке, как и на многих других, возникли сложности из-за отключения международных платёжных систем. Мы лишились возможности работать с профессиональным программным обеспечением (Photoshop, Lightroom), приходилось искать варианты для его оплаты. Кроме того, невозможно работать со многими фотостоками: в условиях финансовых санкций нельзя купить фотографии на этих площадках и получить выплаты за продажу собственных работ.
Но основным вызовом прошлого года я считаю поиск новых клиентов: приходилось выбираться из привычного состояния и искать другие варианты. Кто-то из фотографов даже сменил профиль деятельности и ушёл из съемок для бизнеса в частные съёмки. Тем компаниям, которые специализировались только на одном направлении съёмки, пришлось особенно тяжело.
Мой продакшн пережил уже не одну такую встряску, и мы выплыли. Наше преимущество в том, что мы снимаем разное – автомобили, людей, товары для маркетплейсов, еду. Поэтому если проседает одно направление, то выравниваем баланс за счёт другого.
В этом году многие фотографы ушли в творчество. Образовавшуюся пустоту с занятостью нужно было чем-то заполнять, а творчество – отличная терапия помимо всего прочего.
Рынок очистился. У оставшихся компаний появилось огромное поле для возможностей. Активность, PR, участие в коллаборациях – всё это очень здорово может помочь сейчас.
Я уверен, что фотоиндустрия будет расти даже в условиях кризиса. Небольшой пример – развивается огромное количество новых брендов российской одежды, кто-то должен их обслуживать, снимать контент, а это и есть наша работа. Производители одежды – это только одна категория клиентов, а ведь есть и другие.
Важно видеть растущие ниши и находить в них новых клиентов. Рынок изменился, нужно меняться и нам вместе с ним.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».