Сегодня многие компании малого и среднего бизнеса отдают выполнение некоторых задач на аутсорсинг специалистам-фрилансерам. Найм временных сотрудников позволяет быстро решить те или иные задачи без «раздувания» штата, существенно сэкономить затраты, оптимизировать ресурсы команды. О том, как выбрать качественного подрядчика на аутсорсинге, в своей авторской колонке рассказал основатель международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply.com Кирилл Бигай.
Кирилл Бигай, 30 лет, соучредитель и управляющий партнёр интернет-платформы для поиска репетиторов
Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт».
По нашему опыту, качественные специалисты-фрилансеры предлагают свои услуги на профильных нишевых порталах. Серьёзному заказчику не придёт в голову искать высококлассного программиста на Freelancehunt. Достойного программиста можно найти на Stackoverflow, качественного художника - на портале Fiverr, а вменяемых специалистов по клинингу, курьерской доставке или логистике – на площадке «Метнись кабанчиком». Не стоит тратить время на непрофильные сайты, если необходим квалифицированный специалист, нужно определить его среду обитания – и искать его там.
Если вы решили отдать часть задач на аутсорсинг, то не допускайте к работе неопытных или неквалифицированных любителей. Убедитесь в том, что фрилансеру под силу выполнить ваши требования. Для этого стоит собрать максимум информации о релевантном опыте специалиста, посмотреть портфолио его работ, попросить выполнить тестовое задание, протестировать разные варианты контроля работы и коммуникации с подрядчиком - это поможет рассмотреть его с различных сторон.
Конечно, хорошо, если фрилансера вам рекомендуют люди, которым можно доверять. Однако и самому найти достойного специалиста реально. Мы пользуемся услугами фрилансеров при выходе на новые рынки - от переводчиков до пиарщиков и маркетологов. Всегда с опаской и чётким ТЗ. Нельзя сказать, что всегда всё проходит гладко, но мы научились понимать, кто является «нашим» соратником с первых минут общения.
Хорошо составленное, чёткое и понятное ТЗ – один из факторов успеха в сотрудничестве со специалистами по аутсорсингу. Но этого, как правило, недостаточно. Назначьте определенные milestones - ключевые контрольные точки задач. Сначала они могут быть небольшими, например, утвердить медиаплан или презентовать идеи, при росте доверия к фрилансеру можно давать больше свободы.
Отслеживание статусов поможет вовремя выловить возможные ошибки и неточности, которые исправлять на финальном этапе будет сложнее. Наблюдайте за выполнением каждого шага, однако, тут важно не перестараться. Если не позволять специалисту выполнять свою работу хотя бы с минимальным уровнем доверия, то зачем его нанимать?
У многих заказчиков вызывает недовольство то, что фрилансер зачастую не уделяет 100% своего времени на отдельный проект. Но в этом и состоит суть аутсорсинга - временного сотрудника нанимают как раз тогда, когда для нет полноценной загрузки на фуллтайм.
Не всегда фрилансеры работают по принципу «утром работа, вечером оплата». Одни внештатные сотрудники просят аванс в размере 30-50%, другие настаивают на подписании договора о сотрудничестве на минимальный срок (от трёх месяцев), третьи просят разделить оплату на несколько этапов.
В этом смысле стоит отметить пользу онлайн-маркетплейсов для фрилансеров – на качественных площадках деньги зачисляются на баланс фрилансера только после подтверждения выполнения работ. Это обеспечивает безопасность для обеих сторон сделки и позволяет в случае необходимости цивилизованно разрешить противоречия с участием службы поддержки, которая выступает в качестве судьи и помогает разрешить конфликт.
Оптимизируйте выполнение своих задач. Одно из главных преимуществ аутсорсинга - все задачи по проекту можно выполнять одновременно, а не последовательно, нанимая сразу нескольких исполнителей. То есть, разделив задачи между специалистами, можно существенно увеличить скорость работы. Для фрагментации задач можно использовать такую платформу, как, например, Amazon Mechanical Turk, или её аналоги. Механика их работы следующая: пользователи со всего мира оставляют свои заявки, предлагая выполнить необходимые заказчику задачи. Заказчик разбивает работу на части - и распределяет её среди фрилансеров, которые выразили свою заинтересованность.
Работа с фрилансерами в формате аутсорсинга упрощает работу многих компаний, позволяя снизить затраты и привлечь лучших специалистов отрасли в свои проекты за вменяемые деньги. Кроме того, некоторые основатели бизнесов находят настолько хороших исполнителей, что со временем они становятся частью постоянной команды. Не стоит бояться экспериментировать с аутсорсингом - возможно, это именно ваш случай.
Читайте также:
Кросс-маркетинг как инструмент двухшаговых продаж.
Маркетинг влияния: как продвигать продукты и услуги с помощью блогеров.
Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке.