Закупки малого объёма: что это такое, как на них заработать и пять главных мифов о ЗМО

Прочтёте за 3 мин.

«Всё схвачено»? «Всё куплено»? Ну, нет. Читайте подробности

IT-инструменты, которые использует Сергей Сердюков

  • Trello
  • Asana
  • Zoom
  • YouTube

Часто термины «закупки» и «тендеры» ассоциируются у предпринимателей с крупными госзаказами в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Многие люди из сферы бизнеса уверены, что бороться за победу в тендере «по зубам» только крупным игрокам. Но помимо «больших» конкурентных торгов существуют так называемые закупки малого объёма. В своей авторской колонке для портала Biz360 директор по спецпроектам компании OTC.ru Сергей Сердюков развенчал самые популярные мифы, связанные с такими закупками.

Досье

Сергей Сердюков – директор по спецпроектам группы электронных площадок  ОТС.ru, председатель  Лиги цифровой трансформации. Имеет опыт в организации и проведении цифровых закупок с 2012 года, опыт в формировании положительных цифровых практик на уровне регионов России и корпоративного сектора – с 2015 года.

Сергей Сердюков

Что такое закупка малого объёма

Для начала давайте определимся, что понимается под закупкой малого объёма (далее для удобства – ЗМО). Обычно данный термин используют заказчики, которые закупаются в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 44-ФЗ – это процедура, которая предполагает разовую закупку до 600 тысяч рублей. Если она проводится на федеральной электронной торговой площадке, то сумма может быть увеличена до 3 млн. рублей. А до 600 тысяч рублей можно закупаться где угодно, в том числе и в специализированных электронных магазинах. 

Плюс ЗМО в том, что их можно проводить на упрощённых условиях, без проведения тендера, т.е. по сути организация (коммерческая и любая другая) может купить нужные товары, работы и услуги у одного поставщика. 

В случае 223-ФЗ таким способом можно закупаться до 100 тысяч рублей. Если компания крупная (годовая выручка – 5 млрд. рублей и более) – до 500 тысяч рублей. Обычно таким образом покупают самые простые товары, работы и услуги. Поставщиками в ЗМО являются представители малого и среднего бизнеса, которые делают штучный товар и не участвуют в конкурентных тендерах. 

Теперь давайте перейдём к мифам. 

Миф № 1: закупки малого объёма – это сложно

Некоторые компании и предприниматели путают ЗМО с конкурентными тендерами и считают, что для участия в закупках малого объёма необходимо собрать большой пакет документов. Это не так. 

ЗМО – достаточно упрощённая процедура, которая не требует углубленного знания законодательства и проходит без лишней бюрократии. Всё, что нужно сделать – понять как работает электронный магазин в сфере закупок, регулярно туда заходить, вбивать в поисковике магазина название своего товара, увидеть нужную закупку, кликнуть на неё и предложить заказчику своё коммерческое предложение. 

В отличие от конкурентных торгов: 

  • здесь практически не встречается требование обеспечения заявки – т.е. вам не придётся получать независимую гарантию или собирать необходимую сумму для участия в процедуре;

  • здесь нет большого и подробного технического задания, так как в основном в этом формате и таким способом закупаются простые товары, работы или услуги, к примеру, канцелярия, бытовая химия и т.д. 

  • здесь очень редко встречаются завышенные требования к опыту – и его очень часто не нужно подтверждать специальными документами. 

Миф № 2: в таких закупках «всё схвачено»

Моё глубокое убеждение – данный миф нужно развенчивать. Коррупция в сфере ЗМО практически отсутствует, т.к. сумма закупки, по сравнению с «большими» конкурентными тендерами, незначительная, рисковать в таких сделках никто не хочет и не будет. Электронный магазин позволяет избежать коррупционных схем, в них все взаимодействия «на виду», в большинстве случаев поставщики видят предложения друг друга. 

Как вообще проходят такие закупки в электронных магазинах? Первая схема: заказчик размещает извещение в магазине, поставщики откликаются и отправляют свои предложения, заказчик выбирает лучшего – по качеству и цене – и создаёт заказ. 

Вторую схему иногда называют «закупками с полки». Она практически не отличается от обычных и всем известных покупок в маркетплейсе. Поставщик оформляет свои товары, работы или услуги в каталоге электронного магазина, создаёт виртуальную витрину, заказчик ищет подходящие позиции, добавляет в корзину нужный продукт и оформляет заказ. 

Электронные сервисы позволяют сделать такие процедуры прозрачными, а также создают элемент конкуренции там, где, казалось бы, это невозможно сделать – в закупках у единственного поставщика. 

Миф № 3: закупки малого объёма – это долгий процесс

И снова здесь путают ЗМО с «большими» конкурентными тендерами, в которых один этап подачи заявки может длиться до 15 рабочих дней. 

Первый и второй форматы работы, перечисленные выше, рассчитаны на максимальную экономию времени. В «закупках с полки» заказчик сам выбирает товары, работы и услуги, соответственно, сделка происходит очень быстро – подписать контракт можно в течение рабочего дня. Все документы на оплату поставщик может сформировать в личном кабинете электронного магазина и отправить в этот же день.

Если речь о первом способе, когда заказчик размещает закупку, отбор поставщиков тоже не затягивается: есть закупки, которые публикуются на 4 часа, на 3 дня, на 5 дней. 

ЗМО, в отличие от конкурентных тендеров – это всегда быстрая процедура. Мы проводили исследование и выяснили, что ЗМО, проводимые в электронных магазинах, экономят 17% рабочего времени специалиста по закупкам. 

Что касается оплаты, то здесь сроки тоже короткие. К примеру, при проведении закупки по 44-ФЗ у субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций, срок оплаты составляет 10 рабочих дней со дня подписания закрывающих документов. 

Миф № 4: сложно выполнить обязательства

«Госзаказчику может не понравиться мой товар», «У корпораций завышенные требования, которые я не смогу выполнить», «Я не успею поставить продукцию в срок» – эти и подобные заблуждения возникают, когда поставщики путают ЗМО с конкурентными тендерами. 

Но важно уточнить – все условия изначально прописываются в извещении о закупке: какой товар нужен заказчику и в какой срок. Если вы внимательно изучите данную информацию, будете понимать, стоит ли откликаться на такую закупку или нет. Сюрпризов потом не будет. 

Допустим, вы всё же решили поучаствовать в закупке, выиграли её, но обстоятельства поменялись – вы не можете поставить товар. При этом в закупках малого объёма есть один важный нюанс – компанию не включат в РНП, если она откажется подписать контракт. РНП – это Реестр недобросовестных поставщиков, своеобразный «чёрный список» в сфере закупок. В него попадают победители конкурентных тендеров, которые не подписали контракт с заказчиком, не исполнили подписанный контракт, исполнили его некачественно или нарушили сроки поставки. Компании, включённые в РНП, не могут участвовать в тендерах в течение двух лет. Но в случае с ЗМО вам это не грозит. 

Стоит помнить, что заказчик в большей степени заинтересован, чтобы оплаченный товар как можно быстрее был поставлен. У него нет причин чинить вам препятствия, подавать в суд и разбираться с закупками малого объёма – сумма небольшая, а в списке задач ещё и проведение конкурентных тендеров. 

Чтобы всё сложилось удачно, внимательно читайте требования и учитывайте сроки поставки до подачи коммерческого предложения. Кроме того, вы всегда можете дополнительно обговорить условия с заказчиком, а также поторговаться. 

Миф № 5: в сфере закупок малого объёма завышенные требования

Зачастую такие заблуждения встречаются у тех поставщиков, которые ещё не окунулись в сферу закупок в электронных магазинах, а продолжают работать по устойчивым хозяйственным связям – что называется, «по знакомству». Заказчик не формулирует сложные требования в таких закупках, потому что таким образом закупаются самые простые работы, товары и услуги. Все заинтересованы в конкуренции. Если речь идёт о закупке через каталог, поставщик сам формирует описание товара. 

Кроме того, электронные магазины проводят образовательную работу с заказчиком: рассказывают, как лучше описать закупку, в каком разделе её лучше опубликовать, чтобы его запрос привлёк как можно больше участников. Заказчик также заинтересован в многообразии предложений, ведь его задача – выбрать лучшего поставщика и сэкономить средства. Подобная работа проводится и с поставщиками: специалисты объясняют что такое ЗМО, как лучше описать свой товар и оформить витрину. 

P.S.

Подводя итог, скажу, что закупки малого объёма – это хороший вариант для небольших производителей, особенно региональных. Здесь не требуются поставки больших объёмов, контракты заключаются в короткие сроки, а оплата проходит быстро. Для поставщиков, которые привыкли работать лишь по знакомству, ЗМО в электронных магазинах может стать новым рынком сбытом. 

Сегодня государственные и коммерческие заказчики как никогда нуждаются в новых поставщиках. Задача же электронных сервисов – соединить потребности всех участников рынка, сделать процесс ЗМО прозрачным и эффективным.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

18 июля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов