Занять нишу: как российским компаниям заместить импортные товары и услуги

Прочтёте за 3 мин.

«В короткие сроки трудно создать качественный аналог западного продукта»

IT-инструменты, которые использует Алексей Гулаков

  • 1С:Бухгалтерия
  • QlikView
  • Zoom
  • Asana

После ухода многих зарубежных компаний из России отечественный бизнес получил возможность занять освободившиеся ниши. Для этого нужно активнее предлагать потребителям и рынку имеющийся продукт или разработать аналоги исчезнувших товаров. Но в реализации стратегии импортозамещения есть много подводных камней. О том, на что следует обратить внимание при попытке создания собственного продукта взамен ушедших иностранных, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Алексей Гулаков, исполнительный директор «БВТ Барьер Рус».

Досье

Алексей Гулаков – 50 лет, исполнительный директор компании «БВТ Барьер Рус». Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «инженер-механик» и международную бизнес-школу MBA LWB. В компании «Барьер» – с 1996 года: начинал с позиции менеджера по продажам, затем был генеральным директором дочерней торговой компании «Аквасистемы МТ». Должность исполнительного директора «БВТ Барьер Рус» занимает с 2013 года.

Алексей Гулаков

Рассчитайте риски

Уход иностранных поставщиков с российского рынка вызвал сбои в производственных процессах многих компаний. Например, в марте из-за нехватки химиката для отбеливания приостановился выпуск бумаги SvetoCopy. Тогда это была экстренная и непредвиденная ситуация. Сейчас российский бизнес уже понимает, что подобные ситуации могут повториться в любой момент, и готовится к ним, чтобы оперативно наладить производство с учётом изменившихся условий. 

Докажите свою экспертность

Подтверждение компетенции – важное условие для российских компаний, чтобы завоевать рынок при импортозамещении. Продукты или услуги, которые прошли экспертизу, автоматически становятся более конкурентоспособными. Клиенты лояльнее к товарам, у которых высокий уровень качества.

Например, в 2022 году компания «БВТ БАРЬЕР» подтвердила свою компетенцию, приняв участие в международной программе проверки аккредитованных лабораторий. Организатором программы стал мировой провайдер LGC Standards. 

На качество конечного продукта влияет и компетентность сотрудников: в конце концов, от них зависит высокий уровень сервиса и предоставляемых услуг. Поэтому необходимо повышать квалификацию сотрудников, чтобы быть впереди конкурентов и завоевать любовь аудитории. 

Конкурентоспособность увеличивается, когда у компании есть совместные кейсы с бизнес-партнёрами или результаты на экспортном рынке. 

Создайте новый качественный продукт

В период ухода с рынка зарубежных компаний российские проекты могут занять их место только в том случае, если предоставят должное качество продукта. Главной ошибкой при импортозамещении становится полный copy paste ушедших зарубежных брендов. Но в короткие сроки трудно создать качественный аналог продукта, который разрабатывался другими компаниями годами. Вряд ли он будет иметь спрос, закрывать потребности аудитории.

К примеру, это уже случилось при создании «Росграма», когда российские стартаперы заявили, что заменят популярную социальную сеть, попавшую под запрет в России. Ожидания будущих клиентов не совпали с реальностью, что вызвало много отрицательных отзывов. Разумнее разрабатывать собственный продукт, чтобы избежать негативной реакции со стороны потребителя и обеспечить высокий спрос. 

Сокращайте время на решение бизнес-задач

Время – один из самых ценных ресурсов при импортозамещении. Часто именно из-за нехватки времени происходят сбои: даже если один подрядчик опоздал по срокам, то это срывает весь график.

Автоматизация процесов помогает упростить и сократить время выполнения работ. Программное обеспечение позволяет видеть актуальные статусы по всем проектам. Оно покажет, кто из сотрудников и подрядчиков влияет на увеличение сроков, а кто, напротив, минимизирует потерю времени. 

Компания «БВТ БАРЬЕР» с помощью комплексного автоматизированного управления изготавливает в год более 2 млн. кувшинов, 22 млн. кассет, 150 млн. проточных систем. На примере «БВТ БАРЬЕР» видно, что даже в условиях импортозамещения можно работать без сбоев и задержек в производстве.

Используйте отечественное ПО

Для управления бизнес-процессами лучше использовать отечественное ПО. Российский бизнес после февраля 2022 года оказался в сложном положении из-за западных компаний, которые прекратили работу на территории нашей страны. Компания остались без инструментов оперативного управления, которые особенно важны в период кризисов. 

КАК ВЫБРАТЬ ПОДРЯДЧИКА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ РЕШЕНИЯ 1С
Читать далее
На помощь пришли отечественные продукты. Российские системы в несколько раз бюджетнее зарубежных аналогов, их проще внедрить в бизнес-процессы, легче отслеживать, быстрее получить поддержку вендора. 

Ищите надёжных партнёров

Важно стремиться к длительным отношениям с партнёрами, чтобы быть устойчивыми на рынке. Совершайте коллаборации со смежными компаниями из вашей ниши или сотрудничайте с интеграторами. Надёжные отношения подразумевают предсказуемость, которая важна в период импортозамещения. Поддержка бизнес-партнёров позволяет бизнесу чувствовать себя стабильнее.

Сформируйте новую базу поставщиков

Если ваш бизнес зависел от сотрудничества с зарубежными партнёрами, то нужно найти им альтернативу в кратчайшие сроки. Поднимите все старые входящие запросы и обработайте каждый, чтобы найти новых поставщиков. Из-за критической ситуации для бизнеса у обеих сторон будет высокая заинтересованность в оперативном и выгодном сотрудничестве.

При поиске новых партнёров обращайте внимание на то, чтобы основные характеристики их продуктов и услуг совпадали по уровню с используемыми ранее. Устанавливайте партнёрские связи с поставщиками, чтобы обеспечить их технологическое развитие для ваших целей.

Бизнес не должен зависеть лишь от одного найденного поставщика, поэтому постоянно ищите дополнительные варианты. Например, компания «БВТ БАРЬЕР» на каждый вид сырья имеет двух-трёх поставщиков. В случае ухода одного из них, другие закроют потребность в поставке и не вызовут сбоев в работе компании. 

Не забывайте про PR и репутационный маркетинг

Сейчас компании испытывают сильное давление при переходе к импортозамещению. С одной стороны, из последних сил пытаются не попасть под санкции, с другой – стараются создать достойный отечественный продукт. Им требуется поддерживать свою репутацию перед СМИ, которые находятся в ожидании новостей от российского бизнеса. Нужно быть готовыми к публичным комментариям и новым конкурентам. 

Продумайте тактику информационного развития бренда. Обсудите с PR-специалистами, как изменится ваша бизнес-модель и привычные процессы, каким образом вы заявите об этом СМИ и через какие каналы станете общаться с аудиторией.

При импортозамещении коммуникация между государством, финансовыми институтами, потребителями, производителями стала более необходимой, чем раньше. Сотрудничайте с опытными PR-специалистами, чтобы понимать, к чему хотите прийти через год, и какая репутация будет у бренда, исходя из разных сценариев развития событий.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

15 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов