Создавая команду, оформляя для своих сотрудников офис и придумывая внутренние правила, предприниматель тем самым заботится не только о рабочей атмосфере. Он может использовать все эти элементы для имиджа своего проекта. О том, как внутрикорпоративные «фишки» могут помочь в привлечении новых клиентов и сотрудников, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала сооснователь омской IT-компании Asmart Анна Кукина.
Анна Кукина, 27 лет, предприниматель из Омска, сооснователь IT-компании Asmart. Окончила Омский государственный университет по специальности «специалист по связям с общественностью». Будучи студенткой, работала журналистом и PR-менеджером. После окончания вуза вместе с супругом Александром Захарченко создали IT-компанию Asmart. Компания создаёт сайты, занимается их поддержкой и продвижением, разрабатывает мобильные приложения. Клиенты у компании есть по всей России.
Каждая компания, в которой есть штат сотрудников, может с помощью своих внутрикорпоративных «фишек» транслировать действующим и потенциальным клиентам важную информацию о себе. Например, отношение к клиентам и своим специалистам, статус самой компании на рынке.
Приведу несколько наиболее распространённых «фишек».
Телефонное приветствие. Когда сотрудник снимает трубку корпоративного телефона и отвечает на входящий звонок, важно, что он говорит. Приветствие - это часть имиджа компании, по которому можно понять отношение к клиентам.
Если сотрудник сразу представляется, называет свою должность и спрашивает, чем он может помочь, это говорит о его готовности решать вопрос, с которым обращается звонящий. Если в ответ слышится «Алло» или «Слушаю», это может восприниматься как холодный и официальный ответ. А иногда – и как то, что клиент ошибся номером. При таком ответе он вынужден переспрашивать, попал ли он в ту компанию, в которую звонил.
Подпись в электронной почте. Помимо нетривиальных посланий вроде «с уважением к вам и любовью к PR» в подписи можно указать ссылки на соцсети компании или её сайт, разместить фотографию специалиста. Эта информация может быть полезна клиенту. Используйте подпись, чтобы донести о себе как можно больше сведений.
Интерьер офиса. То, как обустроено рабочее пространство, кофе-пойнты и переговорные комнаты в вашем офисе, должно быть не только предметом гордости для вас и ваших сотрудников. Во-первых, с рассказом о вашем интерьере можно бесплатно попасть в различные СМИ – не только в те, которые пишут о дизайне, но и в деловые. Во-вторых, удобный и продуманный офис делает вашу компанию привлекательной в глазах потенциальных сотрудников. В-третьих, внутренне пространство может работать и на клиентов.
Мы в компании Asmart для встреч с клиентами используем помещение, в котором до недавнего времени были обычные стены. Мы обратили внимание, что некоторые клиенты рассматривают новое для себя пространство. Напротив тех мест, где они сидят, мы решили установить большие буквы с названием нашей компании. Получается, что эти буквы невольно будут привлекать внимание наших гостей. И они точно запомнят, в офисе какой компании были.
Участие в непрофильных мероприятиях. Ими могут быть спортивные состязания, интеллектуальные игры в командах и даже участие в чемпионате по караоке-пению. Ваша аудитория может расценить это как то, что сотрудники компании – разносторонние личности, у которых есть какие-то увлечения, кроме работы. Если речь идёт о командных видах спорта или массовом участии сотрудников в одном спортивном мероприятии, это свидетельствует о том, что у вас слаженная команда и вне офиса.
Во время внешних мероприятий не упускайте возможность бесплатно рассказать о себе. Недавно в Омске проходил Сибирский международный марафон. Наша компания в нём участвовала, мы были с флагом с надписью «Делаем сайт быстрее, чем бежим». Фотографии с этого забега мы выложили в свои соцсети, многие наши клиенты лайкали и комментировали этот пост. А недавно наша компания отметила пятилетие игрой в лазертаг. Мы выложили фотографии с нашего корпоратива в свои соцсети. Думаем, нашим клиентам интересно узнать не только о том, как мы работаем, но и как отдыхаем.
Образовательные проекты для сотрудников. Они свидетельствуют о том, что компания заботится об уровне специалистов, работающих в ней, а также о качестве оказываемых услуг или продукте.
Одна из наших популярных «фишек» - «Умный четверг». Мы собираемся по четвергам на встречу, для которой кто-то из сотрудников готовит доклад на определённую тему, связанную с работой. Мы его все слушаем, а потом происходит обсуждение услышанного. Наши «Умные четверги» мы транслируем в своих соцсетях, упоминаем об этом мероприятии на HeadHunter, когда ищем сотрудников. Результат – про наши «Умные четверги» знают многие клиенты, а также соискатели, партнёры и коллеги.
Для трансляции на внешний контур того, как устроена жизнь в вашем офисе и команде, я бы советовала использовать сайт и соцсети компании, а также блог. И отражать в разных каналах всё то, что происходит с вами. Даже самые незначительные события вроде получения какой-то награды или диплома, стоит публиковать в блоге или соцсетях. Если такой пост не будут комментировать, его все равно увидят и прочитают.
Приведу пример из опыта. У нас был клиент, который подписался на нашу группу в «ВКонтакте». Он в течение года следил за нашим аккаунтом, хотя ничего не комментировал. Видел, что мы ездим на конференции, сами организовываем какие-то внутрикорпоративные мероприятия. Позже признался, что выбрал для сотрудничества нас именно из-за этого.
Мы работаем в условиях высокой конкуренции – есть много компаний, занимающихся разработкой и поддержкой сайтов. Но для этого клиента решающим фактором при выборе подрядчика стала наша внутренняя жизнь. Ему было важно, что мы реальные люди, которые работают в одном офисе, а не какие-то фрилансеры. И понравилось, что для нас важно куда-то съездить, чтобы узнать что-то новое и чему-то научиться.
Высший пилотаж, когда сотрудники вашей компании распространяют информацию о вас в своих соцсетях – сами, а не из-под палки. Если они не делают этого, это не значит, что они нелояльны: просто на своей страничке они пишут про другие интересы. Важно создать такой климат и такую атмосферу в коллективе, когда сотрудникам будет приятно делиться информацией о компании с корпоративной страницы. Ещё лучше, если они сами будут писать о том, что происходит у них на работе или в офисе. Конечно, если они не раскрывают какие-то корпоративные секреты или коммерческую информацию.
Внутрикорпоративные «фишки» выполняют несколько функций. Они:
-
позволяют сотрудникам чувствовать себя частью одной команды;
-
способствуют росту специалистов в профессиональном плане;
-
работают на привлечение новых клиентов;
-
создают благоприятный имидж компании офлайн и онлайн.
В основном над ними думают специалист по PR и HR-менеджер. Они заинтересованы в том, чтобы поднять имидж компании и привлечь новых хороших сотрудников. Поэтому совместно они заботятся не только о климате и рабочей атмосфере в компании, но и о том, чтобы ваша внутренняя «кухня» выглядела привлекательно для соискателей и клиентов.
Если внутрикорпоративные «фишки» исходят от сотрудников, это - идеально. Обсуждайте их предложения и старайтесь внедрять. Тогда сотрудникам точно захочется рассказать своим знакомым и подписчикам в соцсетях о том, что их услышали на работе и поддержали такую-то инициативу. Повторюсь, что такой пост может сработать на разную аудиторию, в том числе – на ваших возможных клиентов.
Как и зачем команда IT-компании «Айтон» покоряла Эльбрус.
Трудно быть боссом: десять факторов, омрачающих жизнь руководителя.
Как помочь сотрудникам добиться большей эффективности: опыт Booking.com.