Многие собственники бизнеса предпочитают развивать свои компании поступательно. Сначала наладить все процессы, насладиться выстроенной структурой, а потом начинать разработку новых продуктов или направлений. Сибирячка Анастасия Галан действует иначе. Она предпочитает одновременно выводить на рынок несколько брендов, каждый день решать новые задачи по разным проектам и поддерживать в команде «дух стартапа». О том, как параллельно создавать и развивать несколько бизнесов, Анастасия Галан рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Галан – предприниматель из Томска, основатель компании «Новая химия» (детские товары для творчества и развития) и бренда косметики Galan. В течение 10 лет сменила много разных профессий – от HR до менеджера по продажам. Занимала позицию менеджера проекта в холдинге DI Group, где с нуля организовала производство детских товаров в 2014 году. После успешного запуска бизнеса стала его совладелицей. В 2021 году создала на базе компании новый проект – Sensory Box. Косметический бренд Galan основала в 2021 году.
Мой первый бизнес – компанию «Новая химия» – я создавала в качестве наёмного менеджера проекта в холдинге DI Group. Фактически за год мне удалось организовать с нуля производство развивающих игрушек. У меня не было предпринимательского опыта, но партнёры поверили в меня. Через два года после запуска мы вернули холдингу все инвестиции, а «Новая химия» стала самостоятельным юрлицом.
Наша компания специализируется на тактильных развивающих игрушках. В 2015 году мы разработали и запатентовали технологию получения кинетического песка. «Новая химия» – единственный производитель в России, у которого есть такой патент. Наш кинетический песок называется «Лепа». В отличие от «оригинальной» шведской разработки, которую чаще всего используют в индустрии игрушек, он не теряет своих свойств при полоскании, мытье и кварцевании.
В 2015 году кинетический песок переживал бум на рынке. Сейчас этот ажиотаж прошёл, но тактильные материалы всегда в тренде. Дети развивают познавательные процессы через пальцы. В разное время интерес появляется то к одним тактильным игрушкам, то к другим. Сейчас самый известный пример – слаймы. Дети их просто обожают, а родители наоборот: эти игрушки всё пачкают из-за своей вязкой субстанции. В наших продуктах такого типа мы совместили то, что хотят и дети, и родители. Дети могут очень долго играть с нашим слаймом «Медуза», а родители могут быть спокойны – ничего не замарается.
В своих продуктах мы ставим на первое место качество и безопасность. Если даже ребёнок съест кусок нашего материала (хотя лучше так не делать), то ничего страшного не случится. Отличие наших слаймов от китайских – безопасный состав: нет «жёсткой химии», только пищевые красители.
Ещё одна запатентованная разработка – кинетический пластилин Zephyr, аналогов которому нет в мире. На ощупь он действительно похож на зефир, изделия из него могут плавать в воде, запекаться в духовке, раскрашиваться. Это микс всего лучшего, что есть в наших тактильных материалах. Zephyr был нашим флагманским продуктом, мы показывали его на международных выставках, продавали в разных странах.
Теперь мы производим не просто кучу материалов разных видов. В конце 2021 года упаковали наши продукты и запустили проект Sensory Box. В нём мы собрали наши тактильные материалы, на основе которых сделали методические разработки, квесты и видеоинструкции. Ребёнок смотрит, что нужно вылепить, и повторяет за ведущим. Помимо этого, есть серия от одного до 12 боксов, где задания усложняются.
Мы как производители заботимся об образовательной ценности наших продуктов. Выпускаем не просто слайм или пластилин, а крутой образовательный квест с нашими материалами. Мы сами за креатив и творчество, их важно развивать в ребенке с детства.
Жизнь вокруг непредсказуемая, условия постоянно меняются. Если нет навыков адаптивности, нестандартного мышления – придётся сложно. Мы стараемся давать детям с помощью наших игрушек новые вызовы и задачи. Для меня самой очень важна творческая составляющая, только тогда я чувствую душевный полёт.
Пандемия 2020 года стала первым серьёзным кризисом для моей компании. Мне тогда казалось, что сейчас всё рухнет. Это был сложный период, но он зародил во мне мысли о диверсификации бизнеса. Я стала думать, что могу ещё сделать, если вдруг «не пойдёт» с игрушками.
Хороших идей долго не было. Только в июне 2021 года начали приходить мысли – может, создать косметический бренд? В сентябре-октябре мы начали делать первые образцы, а в декабре вывели продукцию нового бренда Galan на рынок. Нам это далось довольно легко. И косметика, и тактильные материалы – по сути, органическая химия. У нас были лаборатория, оборудование, химики. Я уже потом рассуждала – почему я не начала делать косметику раньше? Это же было так рядом!
Косметика – рынок с высокой конкуренцией. Я понимаю, что это «красный океан», но мы отчаянные ребята. С другой стороны, наш «детский» бизнес – это нишевая история, и ёмкость рынка здесь не очень большая. А вот в косметической отрасли есть где разгуляться. Безусловно, маленькой компании из Сибири выделиться среди мастодонтов очень сложно. Но мы чувствуем в себе силы и не боимся конкуренции.
Мы всегда стараемся найти даже в конкурентной среде то, что другие ещё не делали. Ищем какой-то новый взгляд на ассортиментную матрицу и специфические формы представления известных продуктов. Например, все привыкли к жидкой форме какого-то средства, а мы сделаем твёрдую. Или придумываем, как всё интересно упаковать. Мы каждый месяц добавляем в ассортимент по три-пять новых позиций.
Основа нашей косметики Galan – эко-составы. Мы используем только натуральные компоненты, хоть это и повышает себестоимость. Стремимся не работать с очень интенсивными отдушками и искусственными запахами. К сожалению, люди привыкли, что шампунь или мыло должны пениться. А всё, что сильно пенится – это автоматически не эко. Не так много людей это понимают. Но я верю, что наш рынок придёт к большей экологичности. Если делать настоящую эко-продукцию, со временем появится и свой покупатель, который оценит качество.
Мы не замахиваемся на сложную косметику и делаем только то, что нам по силам: хорошую линейку скрабов, шампуней, а также линейку для ванной и душа. У нас есть пул клиентов, каналы продаж, понимание и видение производственных процессов.
В тактильных игрушках мы сначала год бились над технологией, и у нас никак не получалось. А в случае с косметикой уже через два месяца после начала разработки стали продавать продукт. В декабре крупная федеральная сеть разместила у нас заказ на производство косметики под её торговой маркой, что позволило нам отбить все инвестиции в этот бизнес.
Клиенты компании «Новая химия» и бренда Galan – сфера B2B. В структуре нашей выручки на первом месте – продажи оптовикам и дистрибьюторам по всей России, а также крупным федеральным и региональным сетям.
Заказы на изготовление СТМ-продукции (собственные торговые марки – прим. редакции) занимают второе место. Наша фишка в том, что мы сами можем разрабатывать рецептуры: и для себя, и для клиента. Мы хоть и небольшие, но заметные. У нас есть пул клиентов, которые годами производят с нами товары под СТМ.
Мы как производитель слышим своего клиента, но при этом стараемся сохранять собственные стандарты. Как правило, сети не очень интересует экологичность продукции, они хотят низкие цены, и всё. Нам приходится менять рецептуру в сторону масс-маркета, сохраняя высокое качество. Мы должны реагировать на запросы клиента, и при этом поддерживать собственные стандарты. Но делать акцент на эко-составы с продукцией под СТМ не всегда получается.
До февраля 2022 года мы поставляли наши продукты на экспорт. У нас начались отгрузки в Чехию, Англию, Канаду и другие страны. Но сейчас все они прекратились по понятным причинам.
Кто-то запускает новый бизнес или диверсифицирует имеющийся планомерно, я же «иду от потока». Идея свалилась – начинаю её тестировать. Если из десяти выстрелит одна – уже классно. В бизнесе всегда существуют риски. Если какой-то продукт «не зашёл» – это не трагедия, а часть процесса.
В конце 2021 года я одновременно запускала образовательный квест Sensory Box и косметический бренд Galan. Когда стартапер создаёт новый продукт, он не спит, не ест, работает 24/7. Потом можно наслаждаться заработанным спокойствием, но мне становится скучно. И я принимаюсь за что-то новое. У меня по-другому не получается.
Иногда я сама думаю – зачем во всё это ввязалась? Но я по натуре стартапер, у меня есть этот дух. Хотя компании «Новая химия» восемь лет, она до сих пор работает в режиме стартапа. Мне постоянно нужны новые проекты, продукты, идеи или новые бизнесы. Меня зажигают и драйвят новые сложные задачи.
Для меня постоянно перестраиваться в течение дня с одних проектов на другие – это нормально. Спасибо молниеносной реакции: в голове сразу несколько дел и решений. Каждый день у нас новые вводные. Например, клиенты прислали запрос на какую-то продукцию, а мы этого ещё не делали. Мы должны быстро разработать продукт, понять, что необходимо для его производства.
В бизнесе нет ничего стабильного, известного наперёд. Иногда перемены вынужденные. Например, стало сложнее и дороже закупать импортные масла – мы постоянно пересматриваем цепочки поставок. Иногда сеть долго не может согласовать заказ, а когда она готова купить – выросли цены на сырьё. Каждый день мы идём от клиентов, заказов, конкретной ситуации – работаем словно жонглёры.
Если предприниматель умеет создавать систему и делегировать полномочия, по большому счёту без разницы, в какой сфере открывать новый проект. Когда набираешься опыта, то уже лучше понимаешь, как всё работает в бизнесе. Сужу по себе: раньше на построение бизнес-процесса приходилось тратить много времени, сейчас – пару часов.
Прежде в отпуске я не расставалась с телефоном и ноутбуком, сейчас это уже не так. Команда, которую я много лет растила, позволяет мне отдыхать. Понятно, что в отпуске я на связи, но уже в разумных пределах.
Сколько проектов вести одновременно – зависит от сферы бизнеса и от самого предпринимателя. Мы многозадачны и можем напряженно работать. Но никто из нас не «вечный двигатель». Сейчас я стала более бережно относиться к себе и своему здоровью. Чётко вижу взаимосвязь – когда я не в ресурсе, это негативно влияет на показатели бизнеса. Поэтому должен быть баланс.
Если загнать себя – будешь в бесконечной текучке, как белка в колесе. Постоянно уставший предприниматель воспринимает все проблемы как очень большие и серьёзные. А когда он в ресурсе и энергичен – смотрит на них по-другому и гораздо легче находит решение.
У меня был период в бизнесе, когда я окончательно выгорела. Пыталась даже продать компанию. Но бизнес – это такое дело, в котором ты всё равно будешь выгорать. Просто надо уметь наполняться: восполняешь свой ресурс и двигаешься дальше.
Для меня главный способ восстановления – SPA. Обожаю SPA, массажи, моря. Время от времени езжу на ретриты. Перезагрузиться можно и с помощью спорта. Например, бег – это отличная медитация. Все проблемы уходят, пока бежишь. Танцы тоже прекрасно помогают, мозг хорошо переключается. Пока мы живы, надо двигаться, другого варианта всё равно не существует.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».