«Начинали мы с... ничего! Стартового капитала не было. Всё, что нам требовалось для нашей первой сумки, осталось от моего швейного прошлого: бытовая швейная машинка, портновские ножницы, оборудование для установки фурнитуры», - говорит Ольга Абрамова, одна из основателей и совладельцев компании LeoFisherBags. О том, как небольшой ремесленной мастерской выжить на высококонкурентном рынке, Ольга Абрамова рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Абрамова, 40 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, сооснователь компании
LeoFisherBags (производство и продажа сумок и аксессуаров из натуральной кожи). По образованию - портной, шила одежду на заказ. До запуска LeoFisherBags развивала собственный интернет–магазин товаров для скрапбукинга My–scrap, который продала в январе 2015 года (существует до сих пор). Партнёры Ольги Абрамовой по проекту LeoFisherBags - Анна Кузина (33 года, по образованию – социолог) и Галина Солдатова (40 лет, по образованию – бухгалтер-экономист).
До того, как мы запустили LeoFisherBags, у меня был достаточно известный в России интернет-магазин My-scrap. Я продавала в Петербурге товары для скрапбукинга - моего хобби на тот момент. И однажды как покупательница в офисе появилась Аня Кузина, она интересовалась скрапбукингом, приходила на мастер-классы, а потом сама начала их вести. Со временем мы сдружились.
Когда My–scrap исполнилось 4 года, мы решили устроить вечеринку. Пригласили клиенток, придумав дресс-код - юбка или платье плюс обязательно красная помада! А чтобы не только танцевать и выпивать, решили девчонок развлечь - смастерить из ткани розочку-брошь.
В конце вечеринки Аня сфотографировала розу на своей сумке и выставила в Instagram с подписью: «Смотрите, какую красоту мы сделали на мастер-классе!» На следующий день ей пишет подружка Алиса: «Ань, слушай, а сделаешь и мне такую?» «Ну, конечно!» «Только мне нужна не коричневая, а чёрная». И тут только Аня поняла, что речь-то не о розочке, а о сумке!
Поскольку я портной и шить умею (в моём магазине-офисе даже стояла швейная машинка), мы с Аней пошли в какой-то дом быта, купили кусок кожи и сшили из неё сумку - элементарную, даже без подкладки. Мрак, если вспомнить! Отдали Алисе - она была невероятно счастлива, везде таскала эту сумку. Её коллеги-подружки начали просить: а мы тоже такую хотим. У нас кожа осталась - ещё пару сумок сшили. Потом Алиса попросила кошелёк и ещё одну вместительную сумку. И вот... через месяц после вечеринки с розочками у нас куча заказов! Аня кроила, я сидела за швейной машинкой.
Всё начиналось исключительно по «фану». Лето 2014 года. Наши дети на дачах, мы свободны. Аня ставит фото сумок, которые мы шьём, в своем аккаунте в Instagram. И к сентябрю мы вдвоём уже не справляемся с количеством заказов!
Также понимаем, что нужен собственный аккаунт и название торговой марки. Я предложила название LeoFisherBags, так как я по гороскопу - Рыбы, а Аня - Лев. Так и прижилось. Создали в Instagram аккаунт LeoFisherBags, который ведём до сих пор, сейчас у нас 23 тысячи подписчиков.
Искать третьего партнёра долго не пришлось - у нас была подруга Галя, которая на тот момент не работала, но помогала с магазином. По образованию она бухгалтер-экономист. «Галь, будешь нашим партнёром?» «Да легко!» Так нас стало трое.
Заказов становилось всё больше - через три месяца после старта мы смогли купить свою первую промышленную швейную машинку. Девчонки кроили и занимались фурнитурой, я шила. К весне количество заказов выросло - и мы решили искать профессиональную швею. Через полгода мы заработали на вторую промышленную машину, наняли вторую швею. Потом наняли раскройщика, девочку на фурнитуру и взяли двух администраторов - общаться с заказчиками.
Тем временем мы сидели в офисе моего бывшего интернет-магазина (который я продала, потому что стало некогда и неинтересно им заниматься) - 35 квадратных метров, и явно выросли из него, ходили и попами друг друга задевали. Тогда мы переехали в офис площадью 80 «квадратов» в соседний корпус от интернет-магазина, где и работаем по сей день.
Когда расставили всё оборудование и мебель, недоумевали - как мы в той каморке вообще помещались? На 80 квадратных метрах идеально всё вписалось и разложилось, и не сказать, что осталось свободное пространство.
Директорский функционал между нами - тремя директорами - распределился естественно и легко. Я занимаюсь производством и внутренней логистикой (что закупать, в каком количестве, слежу, чтобы всегда в наличии были готовые изделия) и сайтом - интернет-магазином LeoFisherBags, который мы запустили через два года после рождения компании. Аккаунт в Instagram ведёт Аня (организует фотосъёмки, проводит конкурсы, сотрудничает с блогерами и т.д.), на ней весь пиар - она творческий человек и генерирует идеи, куда нам двигаться дальше. Галя занимается бухгалтерией, а также упаковкой и отправкой товара.
В компании на сегодня десять наёмных сотрудников: швеи, раскройщики, администраторы, дизайнер.
Как ни странно, сезон для нас начинается в январе - сразу после Нового года. И январь-февраль-март - это пиковые месяцы. Потом спад - к лету, когда отпуска, и в сентябре, когда идут сборы в школу, тоже не до лишних сумочек.
Есть у нас одна чудо-клиентка, она русская, живёт в Америке. Заказала одну сумку, пишет: пока не отправляйте, закажу ещё что-нибудь. И так в течение года! Потом - ну ладно, отправляйте. 30 сумок и рюкзаков мы ей переправили тремя посылками. Сейчас она набирает второй заказ... в нём уже семь наименований.
Есть заказчицы, у которых абсолютно все наши изделия, есть те, у кого любимая модель в нескольких цветах.
У нас под тысячу постоянных клиентов из России, Новой Зеландии, Японии, Англии, Германии, Бельгии, Израиля, Австрии. По доставке работаем с одной из самых крупнейших логистических компаний в стране - СДЭК.
До недавнего времени мы шили по индивидуальным заказам, то есть по эскизам клиента. Но сейчас решили отказаться от этого - с финансовой точки зрения стало совсем не интересно. Это занимает слишком много времени у раскройщика, и ни одна сумка из индивидуально заказанных не пошла у нас в массовое производство.
Кроме сумок мы шьём кошельки, холдеры для документов, косметички. Но аксессуаров немного - нет смысла их плодить. Чем мельче вещь, тем сложнее её шить. Такие вещи хорошо шьются на фабриках и крайне редко хорошо получаются в рамках таких мастерских, как у нас. Делать аксессуары нерентабельно, они только ради ассортимента.
С января нас «кормят» поясные сумки, но неизбежно в какой-то момент тренд пройдёт, и нужно придумывать что-то новое - невозможно шить одно и то же.
Стабильно мы держим оборот в 1,5 млн. рублей в месяц. В лучший период шили до 400 сумок в месяц, сейчас в среднем 200-250 изделий. Заказы - как американские горки: то вверх, то вниз.
Когда мы только набирали обороты, зарабатывали больше, чем сейчас. Это связано с тем, что производство растёт, а, следовательно, растут и затраты для повышения качества.
Самая большая статья расходов - зарплаты сотрудникам и налоги. Наши работники два раза в год могут взять бонус - любое изделие из нашего ассортимента.
На втором месте по расходам - материалы и фурнитура. Дорогое оборудование: две основные швейные машинки (около 100 тысяч рублей каждая), третья - рукавная, четвёртая - для обработки кожи, раскроечные столы и масса всего специфического. Что-то надо постоянно модернизировать или ремонтировать.
Аренда обходится в 72 тысячи рублей в месяц, что совсем немного по сравнению с другими тратами.
Средняя цена сумки от LeoFisherBags - 7 тысяч рублей. Самая дорогая вещь - мужской рюкзак за 16 тысяч рублей. Первоначально стоимость мы устанавливали «на глазок» - ну, вот эта сумка тянет на 7 тысяч? Да, давай она будет стоить 7 тысяч! В какой-то момент мы решили посчитать себестоимость, заложили в неё аренду, зарплату, материалы, фурнитуру, подкладку. Вышло, что наценка 100 процентов. Но! Есть такие траты, которые просто невозможно посчитать - например, непредвиденные расходы. То есть, сказать, что это чистая прибыль, невозможно - это далеко не так.
Прошлой осенью мы решили по-взрослому вложиться в рекламу в Instagram, «ВКонтакте», «Яндексе» и Google. В бюджете на эти цели было заложено 100 тысяч рублей ежемесячно - это немного. Явного выхлопа мы не увидели, и решили, что лучше на эти деньги будем развивать производство - обустроим ещё лучше нашу мастерскую, купим новое оборудование и наймём сотрудников.
Из соцсетей в плане продвижения лучше работает Instagram. Полгода назад мы начали реанимировать нашу группу «ВКонтакте», теперь и оттуда идут заказы.
Были попытки работать в шоу-румах, но изделия там продаются за ту же цену, что и у нас, - это является обязательным условием договора, а выручка делится 50 на 50 . Нам это финансово не интересно, мы гораздо лучше продаём сами.
Фишка сумочек LeoFisherBags - это интересная цветная подкладка из очень дорогого шведского хлопка. По ней нас узнают. История тянется со времен моего магазина по скрапбукингу. На мастер-классах мы шили текстильных скандинавских куколок Тильда. Одна из шведских компаний выпускает специальные ткани для них. Очень красивые! Похожих принтов никто не делает. Казалось бы, горошек да цветочки, но среди обилия корейского и китайского хлопка в наших магазинах, такого красивого рисунка, как для Тильды, нет.
Метр ткани стоит почти 1,5 тысячи рублей, но мы продолжаем ставить её в наши изделия, а многие клиентки готовы ждать, когда появится определённый рисунок подкладки, чтобы заказать сумочку именно с ним!
Ещё одна особенность LeoFisherBags - мы обновляем палитру изделий каждый месяц - в отличие от практически всех кожников, потому что это дополнительные деньги. В первых числах выставляем 20-30 новых цветов кожи. Благодаря разнообразной гамме, фурнитуре и подкладке, одинаковые, казалось бы, сумки выглядят совершенно по-разному - получаются штучные вещи.
Дизайн первых сумок рождался спонтанно: ой, я тут видела такую крутую сумку, давай нарисуем! А давай вот тут сделаем так, а к этому добавим то-то. Переработали - сшили.
Самая первая сумка, с пресловутой розочкой, была копией китайской сумки. Мы её уже несколько раз апгрейдили - сейчас совсем не узнать!
Когда появились модельеры, ставили им задачу: нужна вертикальная сумка, например. Сейчас в команде есть дизайнер, которая будет придумывать новые сумки и раз в год выпускать коллекции LeoFisherBags.
Два года назад в коллектив пришел раскройщик - молодой человек Глеб. Мы его переманили из архитектурного бюро, где он работал проектировщиком. Однажды он приготовил сюрприз - выложил на стол сшитые им ремни: «Давайте мужскую линейку делать - я буду за неё отвечать». Так что теперь у нас товары не только для девочек, но и для их вторых половин.
Года полтора назад решили попробовать шить одежду в придачу к сумкам. На наших промо-фотографиях сайта позирует Аня, и её все время спрашивали: «А что за платье, а что за юбка, а что за брюки?» И мы запустили коллекцию летних платьев.
Но не пошло - это должен быть второй полноценный бизнес, а у нас нет времени им заниматься. Нам нужно держать сумочный бизнес, который не настолько нас ещё кормит, чтобы взять и отвлечься, уйти во что-то другое.
В ближайших наших планах - выход на оптовых покупателей, но для этого необходимо думать над снижением себестоимости изделий. Поэтому проект с платьями пока заглох, к сожалению.
Когда мы начинали, то знать не знали про мир кожгалантереи. Та масса сумочников, которую мы наблюдаем, это люди, у которых есть профильное образование, в основном, они обувщики. А мы вообще с луны свалились! Учились на ходу, от наших сотрудников-профессионалов многое почерпнули, например.
Мы не считаем кого-то конкурентами - просто работаем в одной сфере, но мы все разные. Главная проблема - не конкуренция, а качественное сырьё. Посредники закупают его на фабриках чуть ли не вагонами, и им невыгодно брать высококачественную, а значит, недешевую кожу. Мы бы и рады купить более дорогую кожу, но её просто нет в городе. Поэтому из двух зол берем меньшее.
У нас незыблемое правило - клиентоориентированность на миллион процентов. Если покупателя что-то не устраивает в изделии, он всегда может его вернуть нам, потому что главный принцип - это довольный клиент. Были ситуации, когда заказчице не нравилась сумка, она её возвращала, а через два месяца приходила за новой вещью.
Самая большая наша радость - отзывы клиентов. Мы их вывешиваем на «лобное место» - весь коллектив читает и умиляется. Когда встречаем кого-то в городе с нашей сумочкой - непередаваемо приятное чувство! Или такая история - пишет мне девочка: «Стою я на такой-то остановке, жду подругу, а мимо девушка с вашей сумкой - как сестра пошла!» Я эту переписку кидаю в наш аккаунт и через полчаса мне пишет та самая девушка, которая шла мимо остановки: «А что же она ко мне не подошла? Мы бы хоть обнялись!»
У нас очень весело, легко! Наша мастерская открыта для посетителей, есть небольшая зона шоу-рума. Мы часто устраиваем вечеринки, приглашаем клиентов с нами повеселиться. Мы ходим на работу не как на работу, а как на праздник.
Читайте также:
Трусы в стиле ретро: как заработать на дамском вязаном белье.
Юбка для терьера: как заработать на дизайнерской одежде для собак.
Несъедобная еда: как заработать на пошиве бургеров, пончиков и хот-догов.