Предприниматели, занимающиеся продажами через интернет, зачастую стремятся создать красивые, а не функциональные сайты. В момент формулировки технического задания они забывают об удобстве пользователей, увлекаясь дизайном и внешними эффектами. О том, что следует учитывать перед запуском собственного сайта, на конференции «Как увеличить эффективность бизнеса без огромных затрат» рассказал основатель веб-студии Macropod Игорь Фролов.
Игорь Фролов, 40 лет, предприниматель из Великого Новгорода, основатель веб-студии
Macropod. Образование среднее специальное (оператор ПЭВМ, программист). В 2008 года основал проект Northwestfur (с 2017 года -
Nordwestfur): компания торговала мехом и шила шубы, а c 2012 года перешла на пошив курток для активного туризма и городских прогулок. С осени 2018 года Игорь Фролов развивает собственную веб-студию Macropod.
Я расскажу, как предпринимателям из сферы малого бизнеса заказывать сайт или писать техническое задание на его создание. Те, кто занимается производством, знают, как сложно делать параллельно что-то ещё. Я шью куртки, а за сайтом прихожу к людям, которые ими занимаются. Я по образованию программист. Поэтому когда получил сайт и взглянул на него глазами программиста, был разочарован.
Есть много специалистов и студий, которые создают сайты ответственно, качественно и хорошо. Но частое явление, когда готовые сайты являются просто красивой обложкой. Они похожи на б/у автомобиль: вы видите красивую отполированную машину, покупаете её, а потом выясняется, что она плохо едет или не едет вообще. И внутри у неё ничего нет – всё сгнило. Готовые сайты часто выглядят примерно так же.
Когда вы начинаете заказывать сайт, первое, что вам предлагают в специализированных студиях или агентствах – показывают, как он будет выглядеть внешне. Это очень важный момент, но гораздо важнее внутреннее содержание сайта. А о том, что будет внутри, специалисты студий практически никогда не говорят на старте.
Поэтому я для себя разработал принципы, которым должен соответствовать сайт компании или предпринимателя, который продаёт что-то через интернет. Важно, чтобы не приходилось тратить на него много денег. Это принципиальный вопрос, потому что у начинающего предпринимателя зачастую нет возможности тратить много денег на сайт. И важно, чтобы он был эффективным решением.
Я обозначу важные моменты, которым должен соответствовать современный бизнес-сайт. Существуют и другие, но не все могут их себе позволить.
Сайт не должен содержать ошибок. Я чаще всего работаю с готовыми сайтами, владельцы которых недовольны ими. На сайте может быть выключен режим отображения ошибок. В этом случае сайт открывается, вроде с ним всё нормально, вся информация показывается. Но если включить режим ошибок, то выяснится: что-то не подгружается или происходит это очень медленно. Разработчики подмели под ковёр все свои ошибки и продали заказчику вроде бы работающий сайт, а на самом деле он полон ошибок.
Микроразметка на странице. Эта информация, которая помогает поисковой системе понять, о чём вообще сайт или конкретная страница. Снаружи микроразметку не видно, она представляет собой часть кода. Понять, что она есть, можно, если использовать специальные сервисы.
Микроразметка обязательно должна быть в разделе контактов. Поисковикам и роботам, которые заходят на вашу страницу, тем самым становится понятно, что это не просто страница, а здесь содержится контактная информация. Эту информацию поисковики могут затем где-то показывать – в выдаче в виде номера телефона или на каких-то других сервисах. Она тоже может помогать в продвижении сайта.
- С точки зрения разработчика микроразметка – это просто лишняя работа. Но важно, чтобы на вашем сайте эта информация присутствовала.
Пример: заголовок «Купить мужскую парку цвета хаки, размер 46 за 11000 рублей». Это пример, который берётся просто из базы данных. Там есть название модели, её цена. Вместо того чтобы вручную вбивать эти заголовки, разработчик просто берёт информацию из базы данных и генерирует её. Для каждого товара это будет уникальная информация. Тем самым мы экономим на работе сеошников.
Сайт должен быстро открываться. Сейчас большинство трафика идёт с мобильных устройств, поэтому требование важное. Если сделать сайт на медленном сервере или поставить очень тяжёлую админку, в результате сайт будет медленно открываться. Каким бы красивым и полезным он не был, поисковые системы ясно дадут понять, что медленно загружающиеся сайты они будут опускать в выдаче. И какую-то часть клиентов вы потеряете на этом.
Проверить скорость сайта. Можно вбить в специальные сервисы адрес своего сайта и узнать, быстрый он или нет. Сервис даже укажет на существующие проблемы – из-за чего сайт тормозит. Найти такие сервисы легко – надо просто вбить в поисковик «Проверить скорость сайта». Из-за того, что сейчас много заходов с мобильных устройств, поисковые системы уделяют скорости загрузки сайта очень много внимания.
Убрать «красоту». Если у вас есть «плавающие» картинки или прочая «красота», было бы хорошо всё это убрать. Они не несут никакой практической пользы, но при этом очень сильно тормозят сайт – снижают его скорость. Если вы заходите на какой-то сайт и совершаете покупку, то потом вряд ли можете вспомнить, насколько красивым он был. Мы, пользователи, не обращаем внимание на всю эту красоту, нам важно, чтобы она нас не отвлекала – и всё.
Я часто разговариваю с людьми, которые заказывают сайт, и они просят: «Давайте добавим это, давайте добавим то». И в итоге хотят создать такой сайт, на котором как посетители не захотели бы долго находиться. Возможно, надо проверить, насколько красивый ваш сайт и убрать с него всё лишнее.
Проверить дизайн на адаптивность. Это важно, потому что больше половины пользователей заходят на сайты с мобильных устройств. Я смотрю, что мою продукцию, например, заказывают с мобильного телефона. Поэтому важно, чтобы сайт красиво отображался на всех устройствах: на небольшом экране мобильного телефона, на планшете, компьютере и так далее.
Наличие микроразметки. О важности этого пункта я уже говорил выше.
Наличие разметки. Она позволяет бесплатно передавать информацию о товарах и услугах в «Яндекс.Товары и цены», а также в Google. Разработчики часто не делают специальный xml-файл (это и есть разметка). В нужных местах сервисы «Яндекса» и Google красиво оформляют вашу выдачу благодаря этой информации.
Привычный интерфейс. Уже выработались и закрепились общие принципы того, как должен выглядеть сайт. Во всех интернет-магазинах более-менее одинаковая схема - где должна находиться фотография, наименование товара, цена, выбор размера и кнопка «Добавить в корзину». Если вы начнёте что-то изобретать, или ваш дизайнер вдохновится и создаст что-то «выдающееся», это может привести к обратной ситуации. Когда человек зайдёт на сайт, но не увидит в привычном виде кнопку «Добавить в корзину», он будет в замешательстве – а куда здесь нажимать?
В этом случае можно сэкономить на дизайне, взяв за идею то, как та или иная конструкция реализована на разных сайтах. Так мы можем сэкономить довольно крупную сумму денег или перенаправить её на внутреннее содержание сайта, которое более полезное для бизнеса.
Когда заказываете сайт, поставьте у себя в приоритетах куда-нибудь на последнее место то, каким красивым он должен быть. На первом месте должна быть функциональность. Попросите разработчиков создать такой сайт, чтобы потом людям, которые будут заниматься его продвижением, пришлось вносить как можно меньше исправлений.
Если вы сделаете сайт таким образом, вам останется только оперативно и правильно дополнять его информацией. Но это уже другая тема.
- Материал подготовлен на основе выступления Игоря Фролова на конференции
«Как увеличить эффективность бизнеса без особых затрат», организованной Biz360.ru и фирмой «1С».
Сервис - наше всё: как эффективно привлекать и удерживать клиентов.
Бизнес без границ: как небольшой компании выйти на иностранные рынки.
Как успешно развивать свой бизнес: рекомендации серийного предпринимателя.