«Давай по-доброму»: как Наталья Понина развивает проект инклюзивных игрушек и раскрасок

Прочтёте за 5 мин.

«Есть желание создать «голубой океан»

IT-инструменты, которые использует Наталья Понина

  • 1С:Бухгалтерия
  • Telegram
  • YouTube
  • Zoom
  • Консультант+

Проект TimArt Toys начался с волонтёрства: Наталья Понина в 2020 году придумала для благотворительного фонда необычные игрушки – зайчиков в инвалидных колясках. И в этом она нашла себя и своё новое дело – помогать интеграции в общество людям с ограниченными возможностями. Сейчас под брендом TimArt Toys выпускаются авторские раскраски, игрушки, методические пособия и другие товары. И хотя финансовые успехи проекта пока скромные, Наталья уверена – бизнес-модель проекта рабочая, и у него хорошие перспективы. О нюансах социального предпринимательства Наталья Понина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Наталья Понина – 41 год, социальный предприниматель из Москвы, основатель проекта TimArt Toys. Окончила Московский государственный университет прикладной биотехнологии по специальности «Инженер-технолог молочной промышленности» и магистратуру Московского государственного университета экономики, статистики и информатики по специальности «Финансовый менеджер». До открытия своего проекта работала специалистом по финансовой отчётности. TimArt Toys выпускает игрушки, магниты и раскраски, с помощью которых рассказывает детям о том, что среди нас есть люди с особенностями развития, которых нужно научиться понимать и принимать.

Наталья Понина

 «Волонтёрство меня вдохновило»

Рукоделием и творчеством я занимаюсь с юности. Вязала шарфы, сумки, корзинки... Что-то дарила, что-то продавала. В свободное от работы время проводила творческие мастер-классы для детей. А когда у меня появился второй ребёнок, начала вязать игрушки. Сначала для своих сыновей, потом для родственников. Даже что-то продавала на хенд-мейд ярмарках – это и можно назвать первым опытом предпринимательства. 

История моего проекта началась в 2020 году. Фонд «Плюс Помощь детям», который помогает детям, родившимся с тяжёлыми заболеваниями и особенностями развития, открыл сбор на 50 инвалидных колясок. Я участвовала там как волонтёр: захотелось придумать игрушку, которая будет безопасна для детей 1-3 лет. 

Например, есть Барби в коляске, есть фигурки Lego, изображающие людей с различными особенностями. А вот мягкой игрушки, которая бы подошла для самых маленьких, не было. Так мне пришла идея сделать зайчиков в инвалидных колясках. Фигурки я связала сама, а вот с колясками были трудности. Надо было найти столярную мастерскую, которая бы сделала всё быстро и качественно. В итоге всё получилось – и вместе с настоящими колясками дети получили и мои игрушки в подарок.

TimArt Toys 

Эта история вдохновила и воодушевила меня – я поняла, что хочу заниматься социальными проектами. Я как раз находилась в декретном отпуске с третьим ребёнком. Так идея с игрушками преобразовалась в проект про инклюзию: мне хотелось через разные инструменты, доступные ребёнку, рассказать истории про разнообразие окружающего мира. 

Я думаю, это важно, чтобы дети с разными способностями и особенностями были в сюжетах книг, раскрасок и других продуктах для детей. Таких игрушек и книжек очень мало на российском рынке. Но ведь люди-то есть и их много. В общем, я стала пытаться создать продукты, которые могли бы понравиться моим детям и во что бы они стали играть. 

«Просто нужно было добавить смыслов»

Проект я запускала на собственные деньги, никогда не привлекала гранты или средства инвесторов. На старте было затрачено порядка 200 тысяч рублей. Серьёзные затраты начались, когда мы приступили к разработке раскрасок: это объёмная работа иллюстратора, плюс само производство. 

В мае 2022 года года вышла публикация на сайте Общественной палаты РФ о моём проекте. С этого началось моё знакомство с одним из руководителей клуба владельцев собак-проводников «Актырнак» из Башкирии. Совместно мы придумали и сделали раскраски и магниты, которые знакомят с правилами взаимодействия с собаками-проводниками. Так появились материалы для «Уроков доброты». Ну, а идея сделать раскраски разных размеров и форматов уже лежала на поверхности. Просто нужно было добавить смыслов.

TimArt Toys 

TimArt Toys

Проект пока не вышел на самоокупаемость, основная причина в том, что много средств я вкладываю в разработку и тестирование новых продуктов. Чтобы создать любую инновацию, необходимо постоянно пробовать и экспериментировать. И не всегда эти эксперименты заканчиваются выходом продукта на рынок. Какие-то идеи и решения кладутся «в стол». 

Концепция TimArt Toys заключается в том, что, если мы хотим донести до ребёнка важную и нужную информацию, нужно действовать через игру и творчество. 

В проекте есть несколько направлений: игрушки, раскраски, материалы для «Уроков доброты», магниты, а сейчас разрабатываются пособия для педагогов, экскурсии-раскраски и готовятся новые наборы для обучения жестовому языку в игровой форме. 

Маркетплейсы «для галочки»

С игрушками и материалами для «Уроков доброты» не было сложностей, потому что это узкая тематика и целевая аудитория была сразу мне понятна и знакома. А вот с раскрасками я долго выходила на маркетплейсы, казалось, что это очень сложно и я год не могла себя уговорить. 

В итоге всё получилось, но вау-эффекта не возникло. Потому что я искренне считаю, что маркетплейсы портят репутацию бренда своим отношением к поставщикам и товару. Так что для меня присутствие там – просто «для галочки».

TimArt Toys 

У нас есть свой сайт, который мне обошёлся примерно в 50 тысяч рублей. Как инструмент продвижения – он для меня в приоритете, ведь это то место, где человек может узнать о проекте и точно понять, нравится или нет наша продукция.

Важный IT-инструмент продвижения – платформа «Сделано в Москве». Здесь мы находим партнёров для коллабораций и возможность размещаться на крупных выставках и ярмарках.

Наталья Понина

Кстати, по моему опыту, самый действенный рекламный инструмент – это сарафанное радио и присутствие на всех крупных мероприятиях города: форумах, ярмарках, выставках. 

«По цене конкурировать не можем, но…»

Мы поставляем нашу продукцию по всей России. А в 2023 году проект вышел на экспорт – в Бразилию и Казахстан. Но там слишком много нюансов, например, необходимо печатать сразу огромные тиражи, чтобы быть «в рынке» и получать прибыль, большие таможенные и логистические затраты. Я всё же ориентирована пока больше на российского потребителя. 

Наши покупатели – это родители детей в возрасте 5-10 лет, педагоги, компании с корпоративными заказами, и те, кто близок к теме инклюзии. 

Лучше всего продаются у нас раскраски любых форматов. Их можно купить на сайте, маркетплейсах, на международной выставке «Россия сегодня» на ВДНХ, участвуем во всех проектах программы «Сделано в Москве».

TimArt Toys 

Но, с другой, стороны, и конкуренция тут просто огромна. Есть много издательств, которые имеют производства в Китае или печатаются огромными тиражами в России. И конечно мой продукт, который стоит от 200 рублей и выше, по цене не конкурентоспособен. Снизить цену мы не можем из-за высокой себестоимости, так что идём другим путём. 

Большая работа проводится над тем, как раскрыть дополнительную пользу продукта. Например, через качество материалов: это не одноразовая раскраска, а маленький шедевр, который можно повесить в детской. Или через сюжет – мы рассказываем о настоящем, о том, что ребёнок может встретить и с чем столкнуться в реальной жизни. Или через новое исполнение – например, даём возможность «посетить» экскурсию, нарисовав себя и вклеив в фотокарточку, которая остаётся на память о пройденных маршрутах и увиденных интересных местах.

TimArt Toys 

Сейчас в месяц продается порядка 50 раскрасок. Основные затраты – работа иллюстратора и само производство. В целом структура расходов на проект такова: разработка макетов – 40%, производство – 40%, 15% – продвижение и реклама, 5% – аренда небольшого склада. 

«Это определило моё место в жизни»

В штате я одна. Те, кто работают в команде проекта – иллюстратор, графический дизайнер, методолог, сценарист, эксперт по соцпроектам – привлекаются в рамках договоров подряда. Специалисты подбираются по схожести принципов и желания менять мир. Все без исключения понимают важность своей работы. 

Одной из моих предпринимательских ошибок была «магнитная» история. Я придумала серию, где персонажи с различными особенностями осуществляли свои мечты. На разработку магнитов и производство было потрачено порядка 70 тысяч рублей. Но продукт «не пошёл». Думаю, причина в том, что не была проработана целевая аудитория. Было принято необдуманное решение, что магниты нужны, просто потому что это классно. Но нет.

Наталья Понина 

Возможно, ещё одной ошибкой было не проработать упаковку для больших раскрасок. К сожалению, тубусы очень неудобны в транспортировке и хранении. Возможно, конверт был бы оптимальным решением. 

Но, с другой стороны, я отношусь к любым действиям и последствиям в рамках своего проекта, как к необходимому опыту здесь и сейчас. Придумать продукт, который кажется супер-полезным и необходимым, потратить деньги на его изготовление и понять, что это «не то» – тоже опыт. 

TimArt Toys

Конечно, это финансовые потери для проекта. Но такие моменты научили меня не быть импульсивной в своём желании поскорее «выдать» готовый ответ, а много раз обдумать и принять взвешенное решение. 

Своим самым удачным решением считаю то, что после истории с игрушками я решила остаться в нише инклюзивных проектов и развивать свой бренд. 

Что дальше

Несмотря на все сложности социального предпринимательства, я ощущаю себя счастливой, потому, что мой проект развивается. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что пока я так себе предприниматель. 

Планируемый доход TimArt Toys в этом году – порядка 800 000-1000 000 рублей. Конечно, это маленькие цифры. Но меня они пока устраивают, потому что я в вечном поиске новых решений. 

И у меня есть желание создать «голубой океан» – на меньшее я не хочу соглашаться.

Наталья Понина

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

23 мая 2024

Комментарии

1
  • Гость 24.05.2024 10:49

    Вы молодец, важное дело делаете!

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов