Текущий экономическо-политический кризис серьёзно ударил по сфере малого бизнеса. Нарушились цепочки поставок, существенно уменьшились маркетинговые возможности, клиенты стали более прижимистыми. И ещё одним важным негативным фактором стала высокая степень неизвестности, что существенно уменьшило горизонт планирования. О том, как эти факторы будут влиять на бизнес в 2023 году, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала управляющий директор дизайн-студии «Логомашина» Карине Бадалян.
Карине Бадалян – управляющий директор дизайн-студии «Логомашина». С 2012 года занимала руководящие должности в крупных российских брендинговых агентствах и дизайн-студиях. Студия «Логомашина» на рынке с 2013 года, специализируется на комплексном дизайне для бизнеса.
Когда у компании есть ресурсы сформировать цели на большой отрезок времени, используется долгосрочное планирование бюджета. После утверждения он, как правило, не меняется в течение всего периода. Такое планирование считается «золотым стандартом» менеджмента в условиях стабильно развивающегося рынка.
Однако в период неопределённости годовой прогноз может быстро потерять свою актуальность из-за высокой вероятности изменения спроса на товары и услуги компании или из-за других факторов. Поэтому сейчас в сфере малого бизнеса появилась тенденция сокращать горизонт планирования и формировать бюджеты в упрощённом виде на два-три месяца вперёд. Так компания может управлять процессами ситуативно – корректировать показатели в зависимости от изменения рынка.
Прошлый год был критическим для тех компаний малого бизнеса, которые в высокой степени зависят от поставок из-за рубежа. Колебания курсов валют, санкции и события, происходящие в стране, нарушили цепочки поставок. Поэтому среди самых актуальных проблем импортёров – рост закупочных цен и расходов на перевозки. Кроме того, в цене выросли сопутствующие логистические затраты – на юридические и страховые услуги.
Для того, чтобы оставаться на плаву, в 2023-м году компании будут принимать антикризисные меры: искать новых партнёров и оптимизировать старые цепочки поставок товаров. Малому бизнесу придётся комплексно изменить докризисный подход к логистике: переработать закупочные, транспортные и складские условия.
Также для стабилизации цепочек поставок в этом году ожидаются дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Например, уже сейчас государством одобрена концепция параллельного импорта – ввоза товаров без согласия правообладателя товарного знака.
Прошедший год оставил существенный отпечаток на потребительских привычках. По данным исследования сервиса «Долями», 53% пользователей с марта по сентябрь 2022-го года перешли на более бюджетные товары и услуги по причине экономии. Количество импульсивных покупок снизилось: при выборе клиенты начали полагаться на соотношение цена/качество и экспертность компании. Поэтому малый бизнес должен будет перестроиться под новый спрос: начнёт продавать не эмоции от покупки, а свою экспертизу и потенциальную выгоду от сделки.
В 2023-м году потребление не будет экспериментальным, а станет залогом получения качественного результата. Малому бизнесу нужно выстроить процессы так, чтобы слышать запросы потребителей, иметь постоянный контакт с ними. Только давая то, что нужно клиентам сейчас, он обеспечить их возврат в будущем.
Из-за неблагоприятной экономической обстановки малый бизнес сосредоточится на оптимизации внутренних процессов. Больше внимания будет уделяться HR-менеджменту: он станет более чутким, отношение к сотрудникам будет более внимательным из-за острого вопроса недостатка кадров.
Ни одна компания не может стабильно существовать в кризис, если у неё постоянно меняется кадровый состав. Это приводит к нестабильному качеству продукции и непрогнозируемым результатам работы.
Поэтому, чтобы сохранить хороших специалистов, малому бизнесу придётся пересмотреть свою систему оценки сотрудников: проанализировать метрики эффективности работы на их реалистичность и дать точное представление о том, что компания считает успешными результатами в текущих условиях.
Также в 2023-м году у малого бизнеса увеличится внимание к eNPS – уровню удовлетворённости кадров. Он показывает лояльность сотрудников и вероятность ближайших увольнений.
Освободившиеся от зарубежных брендов ниши постепенно замещаются их российскими конкурентами. С целью вызывать у потребителей ассоциации со старыми брендами, в 2023-м году малый бизнес продолжит переупаковываться: перенимать их позиционирование и Tone of Voice.
Рынок ждёт возвращения продукции ушедших брендов. Так в этом году большой потенциал будет у компаний, которые нацелены на создание их аналогов, и сервисов по доставке брендов из-за рубежа. Так сервис «Почта Global», получил большую огласку в СМИ, запустив доставку с европейских площадок в Россию, среди них, например, Asos, Farfetch, Zara и H&M.
Популярные зарубежные бренды ушли с рынка, а потребители перешли в режим экономии: трафик в торговых центрах и физических магазинах заметно снизился. Это стало причиной быстрого роста показателей маркетплейсов. Так, по данным аналитиков Data Insight, во втором квартале 2022-го года объём продаж крупнейших российских маркетплейсов превысил 400 млн. заказов – это на 80% больше по сравнению с предыдущим периодом.
В 2023-м году малый бизнес продолжит развиваться в рамках интернет-площадок, прежде всего это будут «Яндекс.Маркет», Wildberries и Ozon. Эти маркетплейсы могут стать как дополнительным каналом сбыта для офлайн-бизнеса, так и местом запуска нового бренда: это требует меньше затрат, чем открытие физического магазина.
Из отрицательных последствий популярности маркетплейсов – увеличение числа конкурентов на площадках. Например, по данным Ozon с июня 2021-го года, на этот же период в 2022-м году количество активных продавцов увеличилось втрое и достигло цифры 150 000.
В 2023 году предпринимателям нужно максимально находится в инфополе, чтобы успевать реагировать на происходящие изменения. В планировании деятельности компании следует ориентироваться на перспективу до одного месяца и в случае необходимости переходить на режим работы «здесь и сейчас».
Также важной составляющей для малого бизнеса будет этичность в построении процессов и удержание ценных кадров на рабочих местах. Предпринимателям откроются новые возможности взаимодействия поставщиками и клиентами: в долгосрочной перспективе это приведёт к получению новых партнёров и сближению со своей аудиторией.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».