Информации в сети становится всё больше, взаимодействие пользователей с брендами всё короче, а их требования к инструментам коммуникации всё выше. Приёмы и методики, которые казались новыми и интересными ещё год назад, сегодня уже не вызывают былого восторга, а некоторые и вовсе раздражают. В связи с этим предприниматели и маркетологи ищут новые нестандартные решения. Своим видением трендов, которые окажут влияние на интернет-маркетинг, поделилось агентство стратегических коммуникаций «Михайлов и партнёры».
Cоцсети утвердились в позиции самодостаточных медиа, поэтому создание в них самодостаточной экосреды - важнейший тренд. Пользователям больше не нужно выходить за рамки соцсетей благодаря персонализированным новостным лентам, собственному маркет-плейсу, возможностям проводить онлайн-трансляции и совершать денежные переводы.
В 2016 году соцсети провели ряд мер, направленных на коммерциализацию, вот лишь некоторые из них:
-
«Вконтакте» и Instagram запустили «умные ленты», определяющие интересы пользователей по их активности и подстраивающие под них ленту новостей;
-
«Одноклассники», Facebook и «Вконтакте» запустили собственные стриминговые сервисы (OK Live, VK Live и Facebook Live). Не так давно к ним присоединился и Instagram. При этом в VK Live авторы трансляций могут зарабатывать с помощью внутренней валюты соцсети, которая покупается за реальные деньги и может обналичиваться;
-
Google запустил рекламный продукт Google Preferred Breakout Video, который позволит брендам автоматически покупать и размещать рекламу в быстро набирающих просмотры роликах на YouTube;
-
«Одноклассники» запустили сервис объявлений о продаже товаров и услуг, «Вконтакте» фактически перезапустил свои «Товары»»: теперь публиковать объявления может любой пользователь;
-
«Одноклассники» запустили функцию денежных переводов напрямую администраторам групп. «Яндекс.Деньги» запустил денежные переводы между пользователями во «Вконтакте»;
-
Instagram добавил в новую версию приложения возможность заводить бизнес-аккаунты, в которых можно указывать контакты и смотреть статистику. Также Instagram позволил отключать комментарии к постам и дал возможность «лайкать» комментарии;
-
«Вконтакте» тестирует запуск аудиорекламы, которая доступна только в веб-версии приложения и которую можно проматывать;
-
Соцсети добавили элементы e-commerce: во «Вконтакте» появилась кнопка «Купить», в Facebook - «Купить сейчас», которые позволяют оперативно совершить покупку.
Коммерциализация социальных сетей, наращивание стенок информационного пузыря, ранжирование выдачи контента и его переизбыток выдавливают профессиональную коммуникацию в чаты.
2016-й год однозначно стал годом перехода коммуникации в мессенджеры, они активно используются и как официальный канал коммуникации компании с клиентами. В них есть всё любимое от соцсетей - можно посылать стикеры и гифки, ставить лайки, делиться новостями, обмениваться голосовыми сообщениями, создавать общие диалоги.
Аудитория мессенджеров в России по данным на конец 2016 года
Развитие чат-ботов - логичное продолжение повсеместного распространения мобильных мессенджеров. Тренд развивается, начинка становится сложнее. Ведущие B2C-компании с технологичными услугами развивают автоматизацию первой линии коммуникации с потребителем: внедряют автоматическое выявление упоминаний, ведут диалог с клиентом в пределах FAQ и с помощью обучаемого «умного» бота.
Внимание уделят микротаргетингу и таймингу работы с клиентами. Это значит, что боты будут использованы не только как поддержка, но и как допродажи и инструмент повышения лояльности клиентов. Объяснение простое: содержать call-центр дорого, и время работы операторов стараются сократить до минимума, а тут можно не думать о времени коммуникации с пользователем и о его цене. К тому же, бот быстрее получит информацию о клиенте и на её основе предложит дополнительные услуги и новые пакеты, которые, скорее всего, заинтересуют пользователя.
Год принес новую «игрушку», которая понравилась многим - фото- и видеопанорамы в формате 360 градусов не постил только ленивый. В частности, Facebook расширил возможности создания подобных видео и сейчас тестирует Live-трансляции в таком формате. Пока это - только для избранных, но в 2017 году будет в общем доступе.
Еще один развивающийся тренд - VR, позволяющий интерактивно взаимодействовать с потенциальными клиентами. Одним из самых успешных кейсов года стал Volvo Reality - опыт виртуальной реальности для запуска модели нового автомобиля: пользователи могли пройти виртуальный тест-драйв. Можно с уверенностью говорить, что технология точно заявит о себе на рынке маркетинга и рекламы в будущем году.
Отдельно стоит выделить распознавание и анализ фото- и видеоконтента. О технологии давно говорят, но именно 2016-й стал годом прорыва в этом направлении. Появилось приложение FindFace, способное находить профиль нужного человека «Вконтакте» по снимку. Также оптимизировал алгоритмы по поиску по картинкам Google.
Авторы видео продолжат зарабатывать в своих видео на рекламе. По прогнозам, в 2017 году значительно расширятся не только продвижение и коммуникация с пользователем с помощью видеоконтента, но и увеличится объём видеорекламы – на 15-20%.
Госрегулирование определённо повлияет на развитие интернета в будущем году. Блокировка Роскомнадзором LinkedIn в России в связи с нарушением закона о защите персональных данных стала ярким примером. Помимо этого, в 2016 году был принят закон, регулирующий рынок телеизмерений, и вступил в силу закон о «праве на забвение», который даёт возможность пользователю скрыть в интернете нежелательную информацию о себе.
Нельзя не отметить и принятый закон о новостных агрегаторах, из-за которого мы попрощались с 30% контента сервиса «Яндекс.Новости». Закон обязывает каждый интернет-ресурс с аудиторией более 1 млн. посетителей в сутки, который собирает, обрабатывает и распространяет информацию, проверять достоверность «общественно значимых» сведений перед их распространением. Проверке также должны подвергаться сообщения изданий, не имеющих лицензии СМИ.
Который год обсуждается необходимость создания новых метрик для оценки влияния кампании в социальных медиа и KPI, прозрачно описывающих для заказчика деятельность digital PR. Серьёзной заявкой на введение новых стандартов стало появление «Яндекс.Медианы» - сервис будет учитывать данные о числе просмотров конкретных публикаций и создаст собственный рейтинг объектов в интернет-СМИ.
Кроме того, компания Brand Analytics разработала и внедрила в аналитическую систему «Индекс цитируемости СМИ» в социальных медиа. По сути, это индекс виральности контента СМИ.
действиями пользователей
Однозначно соцсети влияют на поведение людей/покупателей/избирателей, вспомним хотя бы Brexit или победу Дональда Трампа на выборах США. И хотя тема американских выборов уже всем набила оскомину, есть пара интересных нюансов.
Каждый из кандидатов использовал одинаковые и всем известные инструменты. Оба работали в интернете с социальными медиа и рекламой, однако их подход был разным. Клинтон распространяла ключевые мнения через авторитетных медиаперсон, имеющих большой вес в Интернете - Kanye West, Jay-Z, Beyonce, Colin Farrell, Madonna, Tom Hanks. И это не помогло. Микротаргетинг Трампа - это также и армия внезапно возникших лидеров мнений в социальных сетях, которые совокупно собрали не меньшую аудиторию, однако их послание имело большее попадание в целевую аудиторию.
Отсюда вопрос: будут ли в 2017-2018 годах в главной избирательной кампании Рунета использовать традиционно-консервативные подходы взаимодействия с целевой интернет-аудиторией или будут задействовать новые подходы в социальных медиа?
«Микротаргетинг Трампа» однозначно приживётся и обрастёт соответствующими продуктами на рынке Рунета. Влияние социальных сетей в противовес СМИ на людей/покупателей/избирателей и увеличение доли серьёзных обсуждений «под замком» поставят вопрос о выявлении инсайдов и инсайтов - того, что на самом деле думают и чувствуют люди.
Всевозможные короткие обучающие курсы, лайфхаки, DIY и «How to?» - один из самых популярных видов контента в интернете. В 2016 году усилились тенденции:
-
Продажи через обучение. Развитие технологий провоцирует рост новых высокотехнологичных сервисов, услуг и продуктов. В 2016 году отчетливо заметно, что часть продаж происходит через обучение потенциальных клиентов;
-
Рост бесплатного обучающего контента, в том числе и видео;
-
Объединение традиционного и онлайн-образования. Растёт популярность онлайн-курсов, в том числе онлайн-курсов ведущих учебных заведений.
Нельзя говорить о полном уходе от классической системы образования, но спрос на универсальных специалистов поддержит устойчивый рост и интерес к онлайн-образованию. Так что учиться, учиться и еще раз учиться...
И напоследок хочется вспомнить о появившемся в этом году сервисе Deseat Me, который позволяет легко и разом удалиться с неинтересных сайтов и из всех соцсетей. Правда, надо учесть, что ваша информация на серверах будет храниться как минимум 50 лет. В общем, развитие социальных медиа идет прямо пропорционально развитию паранойи «Большой брат следит за тобой». И смысла заклеивать камеру на компьютере, если вы пользуетесь, например, приложением MSQRD, в принципе, нет.
Источник: Cossa.Читайте также:
15 трендов веб-дизайна в 2017 году.
Шесть важных трендов e-mail-маркетинга на 2017 год.
Фальшивые отзывы: как предприниматели обманывают клиентов.