Наталья Пасканная с детства мечтала о своём деле, которое позволило бы её детям жить, ни в чём не нуждаясь. В какой-то момент она решилась бросить размеренную жизнь: уехала из родного Волгограда в Москву, оставив мужа, а чуть позже продала квартиру. И всё это для того, чтобы, наконец, начать свой бизнес - бутик вечерних платьев. А когда дочь Елена подросла, появился и их совместный с мамой бизнес – бренд платьев Paskann. О том, как мама и дочь развивают семейное предприятие, рассказала Наталья Пасканная.
Наталья Пасканная, предприниматель из Москвы, основатель бутика
MooN-MODA и бренда платьев
Paskann. Окончила Волгоградский государственный педагогический университет по специальности «психология» и Московский государственный университет технологий и управления по специальности «экономика». До запуска собственного бизнеса работала руководителем отдела продаж «DPD Россия». Развивать компанию Наталье помогает дочь Елена, по образованию - конструктор одежды.
Я выросла в небольшом провинциальном городке. Меня воспитывали бабушка и дедушка. Мы жили очень бедно, я бы сказала, в крайней нужде. Помню, как смотрела на одноклассниц и думала, какие у них роскошные наряды. А себе ничего подобного позволить не могла.
С годами это желание превратилось в мечту: хоть разок хоть куда-нибудь сходить нарядной. Хотелось просто любоваться своим красивым платьем, трогать его, чувствовать себя красивой...
Наверное, ещё тогда, в детстве, я твердо решила, что когда вырасту, у меня будет счастливая семья и дети, которые не будут нуждаться и ни в чём не будут обделены.
Я выросла, жила в Волгограде, была замужем и растила дочь. Но знала, что во что бы то ни стало построю своё дело. В один прекрасный день, оставив мужа в Волгограде, я села в машину и через десять часов приехала в Москву. Не было ни знакомых, ни денег, ни работы, ни жилья.
А затем я ещё и сожгла мосты, продав свою квартиру в Волгограде. Родные посчитали меня ненормальной. Да и мне самой было страшно. Хрупкая женщина, не имеющая опыта ни в чём - ни в жизни, ни в бизнесе, ещё и без специального образования. У меня было столько вопросов: «Как открыть фирму? Где найти помещение? Как заключить договор? Где? Как?» И ни одного ответа!
Я нашла работу, у меня строилась неплохая карьера: начинала рядовым менеджером, довольно быстро доросла до руководителя отдел, добивалась успехов и могла бы рассчитывать на продолжительное и надёжное трудоустройство. Но я хотела, чтобы у нас с дочерью было семейное дело. Так я и решила открыть собственный бутик вечерних платьев.
Запуск бутика требовал немало расходов. Нужно было оплатить аренду помещения для магазина в московском торговом центре, закупить эксклюзивные вечерние платья и оборудование, зарегистрировать компанию, оплатить услуги бухгалтера, юриста и т.д.
Со всеми вопросами я постепенно разобралась и в марте 2014 года, наконец, скромно открыла свой бутик вечерних платьев MooN-MODA в торговом центре VEGAS. Бизнес-модель была простая: мы связывались с дизайнерами и заказывали у них вечерние платья, а затем продавали в своём бутике.
Мы начинали работать с дизайнером из Румынии - благодаря удачному знакомству. Её одежда не была представлена в России, поэтому она очень заинтересовалась сотрудничеством. Мы стали официальным дистрибьютором и эксклюзивным партнёром ёе бренда и могли представлять ее коллекции в Москве. Также наладили сотрудничество с талантливым модельером-конструктором корсетов из Украины, изделий которой также не было на российском рынке.
Первые клиенты у нас появились за счёт трафика в торговом центре: кто-то просто видел платье в витрине, заходил примерить, покупал, рассказывал знакомым о нас.
Откровенно говоря, я выбрала совсем непростую нишу - платья сегмента премиум, которые, разумеется, далеко не дешёвые. Товары для продажи всегда тщательно были отобраны лично мной и дочерью. Мы определяли всё: к каким дизайнерам обратиться, какие их работы выбрать, какие ткани, фурнитуру, качество пошива использовать…
Я вложила в этот бизнес всё до копейки. И вдруг в декабре 2014 году грянул кризис и обвал рубля: доллар с 30 рублей взлетел до 70. А ведь наши основные расходы – аренда и закупка товара - были в долларах. К тому же для клиентов цены в бутике стали просто заоблачными, потому что платья иностранных дизайнеров, разумеется, мы закупали за валюту.
Я столкнулась с массой трудностей, пришлось буквально выживать. Аренда стала неподъёмной, выручка была низкой и не покрывала расходы. В какой-то момент я уже думала опустить руки и закрыть магазин, чтобы не нести убытки и не влезать в долги.
Мы переключили внимание на российских дизайнеров, стали плотнее работать с ними, т. к. они были с нами на одном рынке и испытывали те же потрясения. К счастью, самое сложное удалось перетерпеть. Экономическая ситуация понемногу стабилизировалась, а девушкам и женщинам всё так же нужны были наряды для важных жизненных поводов.
Сейчас в среднем вечернее платье в нашем бутике стоит 25 000 рублей, а вообще разброс цен от 10 000 до 100 000 - всё зависит от бренда, материалов и фасонов платья. Также в нашем ассортименте есть нарядные платья, которые не считаются вечерними, от российских дизайнеров - в этом сегменте вещи стоят до 15 тысяч рублей.
Мы стремимся быть клиентоориентированными. Если к нам приходит девушка и влюбляется в платье, которое ей не по карману, мы готовы сшить для неё очень похожую или практически такую же модель, заменяя материалы на более доступные - например, вместо итальянского кружева использовать российское. Визуально - практически неотличимо.
Пришло время для создания собственных изделий. Моя дочь Елена получила диплом конструктора женской одежды, пройдя пятилетний образовательный путь и практики на производствах и ателье: она успела поработать в таких крупных компаниях, как Wildberries, «Союзспецодежда» и других. А теперь была готова присоединиться к делу. Лена занялась пошивом изделий на заказ - своими руками создаёт новые модели.
В ноябре 2016 года мы стартовали. Решили, что на базе нашего магазина дизайнерских вечерних платьев представим дипломную коллекцию Лены. И все вещи успешно распродались и понравились людям. Так и началась наша совместная работа, что изначально и было моей целью - создание семейного бренда.
Бренд назвали Paskann в честь нашей фамилии - Пасканные. Разработали первую коллекцию вечерних платьев «Блеск» - всего шесть моделей в четырёх цветах.
Мы сразу начали работать с обратной связью: покупатели говорили, чего им не хватает или чего бы хотелось, и мы тут же меняли лекала или вносили корректировки в модели.
Нашими клиентами были в основном выпускницы – девушки выбирали платья для выпускного бала. Кроме того, к нам приходили женщины в поисках наряда на день рождения или свадьбу, а также сами невесты. Со временем среди наших клиентов появились и селебрити: Лера Кудрявцева, Анастасия Волочкова, Елена Борщова, Сати Казанова.
Постепенно помимо платьев мы стали предлагать в бутике и различные аксессуары. Решили создавать цельный образ для продажи - к платьям подбирали украшения ручной работы, клатчи, туфли и т.д.
Потом мы поняли, что нам нужно расширить размерный ряд. Мы видели, что часто наши клиенты нуждаются в платьях больших размеров и на сегодня это дефицит на рынке. Большинство шьёт на стандартные фигуры до 50 размера. Поэтому мы стали вводить позиции для тех, кто за рамками этих стандартов, учитывали особенности фигур и разрабатывали посадку так, чтобы она подходила под индивидуальные особенности.
К тому же сами клиенты вносили свой вклад в развитие нашего дела. Мы слышали отзывы и комментарии, пожелания - и учитывали их. Так рождались и новые модели платьев.
За 6 лет наш семейный бизнес пережил много потрясений: были хорошие годы, но бывали и сложные. Случались периоды, когда наша выручка заметно падала, а в период пандемии и карантина в Москве выручка вообще была нулевая. Мы несли убытки, работали в минус и до сих пор закрываем кассовые разрывы - нам потребуется какое-то время на восстановление.
Но мы продолжаем двигаться вперёд. В планах у нас - запустить отдельный проект по прокату вечерних платьев. Очень многие девушки приходят к нам с таким запросом, потому что бюджет на наряды у них ограничен, и они не могут себе позволить потратить крупную сумму для образа на один вечер. Такой категории клиентов тоже нужно предлагать варианты, поэтому мы обдумываем возможность запуска проекта для них в перспективе.
Кроме того, сейчас мы смотрим в сторону экологичности и лимитированных коллекций. Моя дочь шьёт одежду на заказ - вещи, которые актуальны и сохраняют свой вид в течение многих сезонов. Покупка таких нарядов - это шаг к осознанному потреблению. Лена всегда подчёркивает то, как производится одежда из масс-маркета - часто это вещи, сшитые чуть ли не детьми за копейки. Приятно ли носить такую одежду? К тому же она зачастую одноразовая: поносил сезон, и она стала тряпкой.
Я горжусь, что моя дочь занимается тем, что ей близко, она создаёт одежду со смыслом и историей. Когда люди шьют одежду на заказ, они вкладывают ценность в изделие, подобрав лично ткань, фурнитуру и идею под свою фигуру.
Платье играет важную роль в жизни каждой девушки. Я часто слышу истории о том, как купленное у нас платье повлияло на чью-то судьбу: кто-то получил желаемую работу, а у кого-то зародилась семья, потому что именно в нашем платье девушка была самой красивой на мероприятии.
Жизнь - это не поиск себя, это сотворение себя. Я верю в то, что одежда несёт в себе энергию!
Источник:
Probusinees.io
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».