Желание быть непохожей на сверстников, самостоятельно зарабатывать деньги и учиться планировать свою жизнь привело 16-летнюю школьницу из подмосковной Дубны Ирину Добрынину в кондитерский бизнес. Пока её сладкое дело только начинает раскручиваться, но в обозримом будущем она планирует открыть свою кондитерскую. О том, с какими проблемами приходится сталкивать школьнице, решившей стать предпринимателем, Ирина Добрынина рассказала порталу Biz360.ru.
Ирина Добрынина, 16 лет, закончила 10 класс лицея № 6 в подмосковной Дубне. Свои первые деньги заработала в 14 лет на стрижке собак. В 15 лет окончила кондитерские курсы и начала дома выпекать десерты на заказ. Продажи ведёт через соцсети. Сейчас в партнёрстве с другим кондитером расширяет производство (уже в Москве) и запускает онлайн-кондитерскую Sahar.
«Нашими домашними животными всегда были йоркширские терьеры, у них были щенки, и всё это семейство я стригла с малых лет, - рассказывает Ирина Добрынина. – Пару лет назад знакомая моей старшей сестры попросила подстричь её собаку. Так я получила свои первые деньги. Это были 800 рублей. Мне понравилось зарабатывать».
Затем наступили летние каникулы, Ирина развешивала объявления о стрижке собак на подъездах и во дворах многоэтажных домов Дубны. Парикмахерскую устроила у себя дома, за два летних месяца заработала 7 тысяч рублей и отложила их. Потом уехала в лагерь, а когда вернулась, узнала, что вдохновила маму выучиться на грумера. Через некоторое время родители девушки открыли салон по стрижке собак в Дубне, при этом продолжая работать по найму. У салона дела идут хорошо, и сейчас дело расширяется.
Ирина же, наоборот, охладела к грумингу и получала всё меньше удовольствия от процесса стрижки. Тем более, начался учебный год. Тогда она начала думать, чем бы ещё могла заняться. Идея пришла сразу – девушка любит готовить с детства. К этому её приучили мама и бабушки, которые с малых лет звали помогать на кухню. Особенно хорошо у Иры получалась выпечка.
Старшая сестра Валя предложила развиваться в кондитерском направлении, сходить на курсы и поучиться у мастеров, - рассказывает Ирина. - На самом деле, сестра мне предлагала это ещё во время стрижки собак, но я не прислушалась, и забыла об этой идее. Но по прошествии времени я посмотрела на неё по-другому».
Было решено поехать учиться в Москву на кондитерские курсы. В 2016 году Ирина создала свои странички в Instagram и ВКонтакте. Затем начала делать рассылку в соцсетях с объявлениями о своих десертах и ценах на них. Письма отсылала знакомым и незнакомым людям, которые живут в Дубне. И почти сразу откликнулся первый покупатель.
Первой заказчицей стала жительница Дубны, которая оставила заявку на торт «Киевский». Ирина Добрынина продала его за 2,8 тысяч рублей. Чистая прибыль составила 800 рублей, всё остальное ушло на продукты.
Следующие заказы пошли достаточно быстро. Начинающая предпринимательница связывает покупательский спрос с невысокой ценой на свои десерты и широким ассортиментом. В самом начале 1 килограмм торта стоил у неё 800 рублей, заказ принимался на изделия от от 1,5 килограммов.
В ассортименте молодого кондитера - разнообразные торты, капкейки, тарты, безе, трайфлы (десерты в стаканчиках), кейк-попсы (пирожные на палочках) и другие изделия. Коронный торт – морковный с карамельной начинкой. Все рецепты – оригинальные, самостоятельно придуманные и опробованные, а не найденные в интернете, уверяет кондитер.
Выпечкой Ирина занималась без оформления каких-либо документов о предпринимательской деятельности. Никто из клиентов никогда их не спрашивал. Ирина Добрынина замечает, что и у большинства её коллег, предлагающих десерты на заказ, покупатели тоже не интересуются наличием регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Доставка по Дубне десертов от Ирины осуществлялась на такси и входила в стоимость заказа. Часто десерты отвозили родители Ирины на своей машине. Если заказ был большой, например, свадебный торт, то девушка выезжала с составляющими десерта и собирала его на месте.
В течение месяца Ирина успевала выполнять примерно 20 заказов. Это могли быть не только торты, а, например, торт плюс капкейки, считающиеся одним заказом. Но заявок на десерты приходило в два раза больше, чем могла осилить девушка. От половины приходилось отказываться из-за учёбы в школе, домашних заданий и репетиторов. На готовку оставался только поздний вечер и часть ночи.
Приготовлением десертов Ирина занималась сама, никто из семьи в этом ей не помогал. Кухню и весь имеющийся инвентарь получалось удачно делить с мамой. Когда школьница делала свои сладости, маме в это время не нужно было готовить еду для семьи. Если всё-таки интересы пересекались, мама уступала кухню Ирине и ждала, когда та закончит с выполнением очередного заказа.
«Завалы» по десертам приходились на праздники. Собственно, праздники и делали Ире Добрыниной настоящую рекламу, потому что после них заказчики обращались к ней благодаря сарафанному радио. Кто-то пробовал в гостях десерт от Ирины, спрашивал у хозяев, где он готовился, а потом уже сам приходил с заказом.
В таком темпе зарабатывать «чистыми» получалось в среднем 20 тысяч рублей в месяц. Деньги тратились на кондитерскую учёбу и мастер-классы, репетиторов по школьным предметам и мелкие нужды.
Правда, от кондитерского бизнеса пострадала школьная успеваемость. До 10 класса Ирина была отличницей, но в прошедшем учебном году в дневнике появились четвёрки из-за большой нагрузки.
В мае 2017 года Ирина сходила на открытую бесплатную встречу в одном из бизнес-сообществ Москвы. И её «зацепило» так, что, по словам девушки, «до слёз и мурашек, перевернув все представления о жизни». Затем с помощью родителей Ирина купила один курс обучения в сообществе за 35 тысяч рублей. Но следующий курс стоил ещё 20 тысяч рублей, и у родителей просить денег уже не хотелось. Надо было срочно где-то их достать. Ирина стала думать, как это сделать.
«Я начала выкладывать объявления в интернет про десерты, предлагать всякие акции, но всё было не то, - признаётся девушка. – Даже пыталась продать свои старые мобильные телефоны, но их не купили. Тогда меня осенило. Я решила продать свои рецепты десертов, которых нет в интернете. Их было 15 штук, выставила цену за все – 10 тысяч рублей. Выложила пост в Instagram, и через 20 минут мне написала кондитер из другой страны. Она и купила все рецепты. Потом ещё подтянулись несколько покупателей. Так я за один вечер заработала на курс обучения».
После учёбы с кондитерским делом девушки произошло несколько важных изменений.
Во-первых, она приняла решение переезжать в Москву и работать в столице. Во-вторых, Ирина Добрынина подняла цену за 1 килограмм торта - сейчас она составляет 2 тысячи рублей. Это уже позволило существенно увеличить ежемесячный доход. К середине августа предпринимательница планирует заработать 200 тысяч рублей. Кроме этого, Ирина нашла партнёра-кондитера. Это Вероника Ещенко, ей 22 года. Но, самое важное, по словам Ирины, что она вынесла из бизнес-сообщества – это поддержку и то, что её предпринимательский путь - правильный.
«У большинства одноклассников моего возраста на уме только «выпить и покурить», хотя это, в основном, ребята из хороших семей, - признаётся она. – Поэтому с ними я особо не общаюсь. И неприятие того, что происходит вокруг меня, подталкивало ещё больше заниматься своим делом».
В конце июня Ирина переехала в Москву к старшей сестре вместе со всем оборудованием для выпечки. Но у неё она долго задерживаться не собирается. Ирина со своим бизнес-партнёром Вероникой Ещенко сейчас присматривают помещение для производства. Вероятно, это будет небольшая арендованная студия, которую девушки снимут с уже заработанных денег. Это будет основная трата на их совместный проект – онлайн-кондитерскую Sahar. Все расходы и доходы партнёры договорились делить поровну. На первое время они оборудуют производство уже имеющейся у них техникой и посудой.
Пока девушки зарабатывают на свой проект привычным способом - готовят десерты дома. Делают в среднем по три заказа в день. Кроме этого, Ира успевает ходить на встречи с event-агентствами. Они рекомендуют десерты своим заказчикам на разные мероприятия - свадьбы, детские праздники, дни рождения и т.д.
«Самое сложное в работе – это проводить «холодные» встречи, - делится Ира. - Помню, как-то за 6 дней я провела 30 встреч с event-агентствами, и только некоторые из них согласились сотрудничать со мной. Я предлагаю им агентскую, более низкую цену на десерты, за это они выставляют мои работы на свои сайты. Но ставят уже ту стоимость, которую захотят. Пока все московские заказы были с этих сайтов».
Ирина Добрынина признаётся, что на таких встречах никогда не говорит о своём возрасте. «Понимаю, что, к сожалению, узнав про возраст, большинство потенциальных партнёров не отнесётся ко мне серьёзно», - уверена она.
Вдвоём Ирина и Вероника уже могут браться за крупные заказы, например, крупный столичный торговый центр купил у них 500 капкейков на свой праздник.
Сейчас компаньонки заняты легализацией собственного дела. Они подали документы на сертификацию своей продукции, а также регистрируют общество с ограниченной ответственностью. В случае с 16-летней Ириной Добрыниной это можно сделать только с письменного согласия родителей, заверенного нотариально. После завершения бумажной рутины в одном из московских кафе появятся пирожные от кондитерской Sahar. Это произойдёт в середине августа. Заведение само вышло на Ирину Добрынину, договорённость о сотрудничестве уже достигнута.
Планируется, что через полгода основательницы онлайн-кондитерской Sahar наймут одного кондитера или нескольких. Тогда Ирина Добрынина сможет больше времени уделять школе и поступлению в вуз (пока не определилась в какой, но точно знает специальность – менеджмент и управление). Тем более, без дополнительной помощи сложно будет расширяться, а девушки думают и об этом. Цель - открытие своей оффлайн-кондитерской в Москве.
На заработанные деньги Ира мечтает отправить родителей в Доминикану и купить папе машину. «Только сейчас я поняла, что живу полной жизнью, мне нравится этот ритм, - говорит девушка. - Кажется, что до этого я спала, и только сейчас проснулась».
«Коты счастья»: как заработать на усатых-полосатых.
Как превратить увлечение кулинарией в прибыльный бизнес.
Бизнес в эмиграции: большое кулинарное путешествие Александры Жебрак.