Несколько лет назад московский предприниматель Юрий Елашкин, владелец холдинга «Бизнес Связь» и страстный автопутешественник, решил приобрести автокемпер – дом на колёсах. Делом это оказалось довольно непростым, компании-дилеры – нерасторопными, но нашего героя это не остановило - он не только купил то, что хотел, но и разглядел в таком положении дел отличные возможности для создания нового бизнеса. О том, что такое автокемперы, сколько они стоят и кто их покупает, порталу Biz360.ru рассказал Юрий Елашкин.
Юрий Елашкин, 66 лет, предприниматель из Москвы, владелец холдинга
«Бизнес Связь», компании
«Автокемпер» и ещё ряда проектов. Родился в Новосибирске, закончил Институт связи. В 80-е годы XX века работал в Министерстве связи СССР, организовывал первые телемосты с США при Михаиле Горбачеве. В 1991 году основал компанию «Бизнес Связь», которая предоставляет услуги телефонии, передачи данных, VOIP, доступа в интернет и т.д. В 2009 году запустил компанию по продаже автодомов «Автокемпер». Женат, воспитывает сына. Член правления Российского клуба караванеров.
В 1991 году, когда готовились к визиту Рональда Рейгана, нужно было принять огромное количество корреспондентов со всего мира. На тот момент я уже организовал своё первое предприятие. В общем, собрал ребят и в гостинице «Россия» (сейчас гостиницы нет, её снесли в 2006 году – прим. редакции) протянули 70 км кабеля. Так заработал свои первые деньги.
Потом случился путч 19 августа 1991 года. Американцы, которые привезли спутниковые станции, а инженеров не успели из-за визовых сложностей, попросили меня ими заняться. Я собрал ребят, сели на машины, поехали в Шереметьево, забрали эти станции и помчали к Белому дому. Там толпа людей, пробраться невозможно. А рядом – здание СЭВ. Мы сунулись туда, чтобы установить станции на крышу. Охранник нас пускать не хотел. Я, как сотрудник Министерства связи, пригрозил увольнением, в итоге всё установили.
Приехали корреспонденты, стали оттуда передавать репортажи. Но когда началась стрельба, стало страшно. Так наша компания прошла, можно сказать, боевое крещение.
Выполнив свою инженерную задачу под пулями, мы заслужили доверие тех американцев, они потом стали работать именно через нас. Так мы стали зарабатывать
Потом случился второй путч 1993 года. Наше здание захватили баркашовцы. 3 октября я был за городом и ничего не знал, мне позвонила обезумевшая от страха мама одного из моих сотрудников. Приезжаю: в нашем здании вооруженные люди, какой-то в дымину пьяный колоритный субъект, похожий на революционного матроса, лифты уже разворочены, и я под конвоем этих пьяных бунтарей с оружием пошёл пешком на 30-й этаж.
Прихожу – там мои ребята-сотрудники и иностранные корреспонденты. Все двери кабинетов взломаны и прострелены очередями. Ничего не мешало им нас прямо там положить, если бы не присутствие американских журналистов. Их, разумеется, тронуть побоялись, и поэтому всех за компанию припугнули, но отпустили. У меня при этом забрали документы, но главное, жизнь оставили.
А потом началась просто рутинная работа, и она продолжается. И первая моя компания «Бизнес Связь» - до сих пор основное направление моего бизнеса.
Потом в моей жизни появилась любимая женщина Оля - и в 2000-м мы поженились. И так получилось, что нашим общим хобби стали путешествия. Мы много ездили вдвоём на автомобиле по городам и весям – по Золотому Кольцу, в Питер, в Европу. Ради этих поездок я приобрёл минивэн.
Надо сказать, что, конечно, я видел автодома и раньше, но как-то никогда не представлял, что называется, себя в них. И вот, в 2008 году, во время путешествия по Германии, где мы были уже с маленьким сыном, я как-то по-другому взглянул на возможность путешествия с семьёй именно в автодоме.
В Мюнхене объездил несколько дилерских центров, присматривался. В итоге остановился на трёх приглянувшихся вариантах. Привожу Олю, она смотрит на них и говорит: «Нет, не эти, давай вон тот». Я уже потом понял, что женщины и мужчины совершенно по разному видят это приобретение, в чём позже неоднократно убедился на своих клиентах.
Конечно, автодом - это дорогая история. Это не та покупка, которую делают спонтанно, люди выбирают его по нескольку месяцев
Дело в том, что автодом – это одновременно и дом, и автомобиль. Поэтому мужчина видит его, прежде всего, как машину, а женщина - как дом. В итоге всё происходит так, как хочет женщина.
…Выбрав, наконец, наш первый автодом, мы столкнулись с неожиданной трудностью. Я обратился к одним, другим, третьим дилерам в Москве и Питере. Время шло – машину мне упорно не везли. И тут я понял, что это отличная ниша для бизнеса, потому что при таком уровне сервиса, считай, что конкуренции и нет.
Вот так и родилась компания «Автокемпер». Что касается того автодома, то в итоге всей организацией транспортировки занимался я сам. Это был отличный опыт, я понял, что хочу развивать это направление. Зарегистрировать компанию было делом недолгим.
- Компания «Автокемпер» - крупнейший российский импортёр и продавец техники для караванинга и активного отдыха. Работает с 2009 года, реализует европейские и американские дома на колёсах премиум-класса и комфорт-класса, осуществляет постпродажную поддержку, продаёт аксессуары и допоборудование для кемперов.
И вслед за этим, конечно, встал вопрос сервисного обслуживания такой специфической техники и возникла необходимость искать хороших мастеров – а это штучные люди, конечно.
Автодома – такое приобретение, которое постоянно нуждается в доработке. И если клиент купил у нас какое-то средство передвижения, он остаётся с нами на долгие годы. Автомобиль надо ремонтировать, переоснащать, а если клиент решил его продать – это происходит через нашу же компанию. Так что у нас есть, можно сказать и вторичный рынок автодомов.
В общем, начали мы просто с продаж, а следом возникло ещё одно направление – цех по переоборудованию.
В Европе и Америке покупатели автодомов – это чаще всего люди пенсионного возраста. В России же, как правило, это активные состоявшиеся люди 30-40 лет, которые уже обзавелись семьёй.
У нас разные клиенты. Есть люди, например, с ограниченными возможностями. А значит, машина потребует переоборудования. Да и, кстати, автодома приобретаются не обязательно для отдыха, но и для других задач - покупают мотоспортсмены для поездок на соревнования, покупают предприниматели, которым нужны мобильные офисы. Один из наших клиентов – православный батюшка, ему автодом понадобился для поездок по епархиям. Другой – зубной врач, удивительный человек, который сам являясь инвалидом, ездит по отдалённым поселкам и оказывает их жителям стоматологическую помощь. Сейчас стала модной тема фудтраков кафе на колёсах, и это тоже наши клиенты, например, «Чайхана».
Как в нашу компанию попадают клиенты? Часто бывает так, что активно путешествующие люди видят за границей или в нашей стране подобные дома - и загораются идеей попробовать самим такой вид отдыха
Ещё один хороший канал продаж - арендаторы автодомов. Мы ведь сдаём автодома в аренду, и многие автотуристы, возвращаясь из путешествий, уже не могут расстаться с домом - и покупают его. В качестве справки: средняя стоимость аренды автодома на четыре-шесть мест составляет 9-10 тысяч рублей в день.
Когда я начинал бизнес, турпутёвка, например, в Турцию на семью стоила в среднем 150 тысяч рублей. А легковой подержанный прицеп можно было купить тысяч за 300.
Прицеп – очень удобная вещь и для путешествий, и просто для дачной жизни. В нём, например, гостей можно поселить. Или самим жить, если, к примеру, идёт строительство дома или ремонт. Очень бюджетно – такой прицеп прослужит верой и правдой 10-20 лет. У нас цены на новые прицепы начинаются от 400 тысяч рублей.
Что касается нынешних цен на полноценные автокемперы, то автодом отечественного производства стоит от 4 млн. рублей, импортный автодом среднего класса – от 5 млн. рублей, а, например, дом на колёсах премиум-класса Dethleffs Premium Liner – больше 13 млн. рублей.
С начала работы компании было продано более 100 автодромов и прицепов.
На тему безопасности я могу говорить с полным правом, потому что мы очень много путешествуем с семьёй – можно сказать, что мой сын вырос в автодоме.
Приезжаем, например, в Суздаль, встаём на центральной площади (автодом может стоять там же, где разрешено другим автомобилям). И разве это не прекрасно – и ведём свой привычный быт, и живём в самом сердце старинного города?! Людям, конечно, любопытно, что это за средство передвижения, особенно мальчишкам, они ходят вокруг, обсуждают, но внутрь, разумеется, никто не лезет.
Конечно, в путешествиях нужно соблюдать разумные меры предосторожности – в частности, выбирать для ночёвки безопасные места – рядом с гостиницами, торговыми центрами или отделением милиции. В чистом поле, конечно, где вокруг на километр ни души, не стоит останавливаться.
Кстати, автодома почти не воруют, потому что их очень трудно продать – сильно узнаваемая вещь, доедешь только до первого поста ГИБДД.
С ростом числа владельцев автодомов мы начали строить кемпинги, где путешественники могут остановиться на отдых и ночлег. Первый наш кемпинг построен в Сокольниках, сейчас туда приезжают караваны со всей Европы - по 10, 30, 40 машин. Мы принимаем их каждый год. В сентябре 2016 года мы запустили ещё один сити-кемпинг - в Коломне.
Для оборудования кемпингов мы имеем собственный цех мобильных домиков. Они отличаются от автодомов тем, что в них нет душа и туалета. Но зато есть кухня и 3-4 спальных места. Кроме того, наша компания производит жилые модули для пикапов, они изготавливаются на одном из заводов в Самаре, где нашлись прекрасные специалисты и производственная база.
Всего в нашей компании работает около 50 человек - это менеджеры по продажам, автомастера, инженеры. Поскольку автодрома наполовину состоят из мебели, то появилась потребность организовать свой специализированный столярный цех. Все люди работают в штате, это штучные специалисты, которых мы долго выбирали или самостоятельно обучали.
Когда мы начинали, у нас были 2-3 компании-конкурента в Москве и 3-4 в Питере. Сейчас многие из них закрылись, всех игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Но, кстати, я вовсе не рад, что конкуренции нет, это плохо. Конкуренция нужна для здорового развития бизнеса и для развития рынка.
Главный секрет «Автокемпера» - в комплексном подходе. Чтобы такой бизнес был на плаву, необходимо развивать несколько взаимокомпенсирующих направлений. Все они находятся в стадии роста, поэтому любая поступающая прибыль немедленно реинвестируется в развитие и расширение всех направлений бизнеса.
Невозможно жить только на продажах, только на производстве или только на строительстве кемпингов. А в структуре единого предприятия всё нормально функционирует. Допустим, мы не продали автодом – значит, сдали в аренду; если не продали домики собственного производства – значит, сдаём их в аренду в нашем кемпинге в Сокольниках. Они, кстати, пользуются спросом, сейчас таких домиков там стоит порядка 15-20 штук, и на проживание в них даже существует очередь.
У наших направлений разная сезонность - и если мы летом или зимой проседаем в одном, то поднимаемся в другом.
Я не зацикливаюсь на прибыли – мне интересно развитие бизнеса. Кстати, за свою жизнь я не написал ни одного бизнес-плана. И не напишу, наверное. Я стараюсь делать то, что мне интересно. Деньги никогда не были для меня самоцелью, они всегда средство.
Мне очень нравится, что «Автокемпер» - это не просто продажа домов, но и пропаганда такого вида путешествий, как караванинг. Мне интересно двигать именно новые идеи, осваивать новые пространства. Пусть даже приходится «греть» рынок своими идеями и деньгами.
Мне скучна рутина: отлаженный и настроенный бизнес для меня не так интересен, как новый
Я не знаю что такое тайм -менеджмент. Мне очень скучны книги по бизнесу, все эти методики эффективного управления. Я считаю, что готовые инструкции только сбивают прицел. Не будем забывать, что у нас такая страна, где правила игры быстро меняются. Хотя, конечно, есть разные предприниматели, и каждый привык вести дела по-своему. В общем, на эти книжки мне жалко время тратить. Зато я с удовольствием прочел биографию Джобса или прозу Алексея Иванова, замечательного уральского писателя.
Моя жена Оля активно помогала мне в период становления предприятия. Она занималась брендингом компании с самого начала. Под её руководство был создан логотип и придуман слоган «Автокемпера» - «Весь мир за твоим окном». Мы вместе создавали сайт, рекламные буклеты.
Мы с женой всегда вместе, в любую точку мира в командировки я езжу с ней. Мы вместе на всех выставках и мероприятиях, после посещения которых жена неоднократно писала статьи по нашему профилю. Кроме того, Оля - дипломированный психолог с несколькими образованиями и её профессиональные знания очень помогают, когда бывают чисто человеческие ситуации, в которых мне сложно разобраться.
Большую роль в нашей жизни играет наша общая страсть к путешествиям - нам скучен потребительский отдых. В любой точке мира нам важно «взять языка» - найти местного жителя, который покажет нам настоящую жизнь этого места. Так, например, мы три раза были в Грузии, где познакомились и подружились с замечательными людьми, которые показали нам страну.
…Когда я ещё был холост и строил свой дом в Одинцово, то соорудил там деревянные подмостки. Зачем - сам не знаю, я не пою, не танцую. Но у друзей-соседей были детишки, которые занимались разными искусствами, играли на скрипках, танцевали и т.д. И как-то мы решили устроить праздник детского творчества. Был назначен день, к нему начались репетиции. Однако в день праздника взрослые переключились на шашлыки - и первый фестиваль с треском провалился.
А потом я нашел Олю, свою музу, и в один из подмосковных вечеров нам с друзьями пришла идея инсценировать рассказы Чехова. Так мы устроили первый фестиваль, приурочив его к первой годовщине нашей свадьбы. И теперь ежегодно проводим такой фестиваль, вот уже шестнадцать лет, каждый год выбирая новую тему. Потому что уже нельзя отказаться от этой затеи – друзья ждут.
Кстати, в фестивале могут принимать участие все желающие. Для этого нужно два обязательных условия - выступать на сцене и быть при этом непрофессионалом. Просто зрителей мы не принимаем - ты обязательно должен выйти на сцену сам. В первом фестивале участвовало девять человек, а самый большой собирал около ста.
Конечно, главный организатор, муза и душа фестиваля – это моя Оля. А я – так, просто машинист сцены.Читайте также:
Пять вдохновляющих историй о предпринимателях, которые меняют мир.
Семь вдохновляющих историй о женщинах-предпринимателях.
Семь вдохновляющих историй о необычных бизнесах.