Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках

Прочтёте за 4 мин.

Эдуард Добровольский – о том, как устроена мастерская по металлу

IT-инструменты, которые использует Эдуард Добровольский

  • 2ГИС
  • AutoCAD
  • CorelDraw

Фотографии работ скульптора Эдуарда Добровольского тысячами разлетаются по соцсетям – на их фоне любят фотографироваться жители и гости многих сибирских городов. Уже больше 20 лет городские власти, предприниматели и частные лица заказывают мастеру скульптуры и другие изделия из металла. За эти годы цена одной его работы выросла от нескольких тысяч до миллионов рублей. О том, кто заказывает скульптуры из металла и почему его мастерской не нужна реклама, Эдуард Добровольский рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Эдуард Добровольский, 52 года, предприниматель из Барнаула, художник по металлу, основатель творческой мастерской  «МеталлоДизайн». Окончил Высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной в Санкт-Петербурге (специальность - «мастер художественной обработки металла»). С металлом работает около 30 лет. Член Союза художников России. Женат, воспитал дочь.

Эдуард Добровольский 
Фото Евгении Савиной

Семейный подряд

Со стартом Эдуарду Добровольскому повезло: его отец Владимир Добровольский был известным в Сибири художником-монументалистом. Ещё в советское время он делал монументы по госзаказам, а сын с юности помогал ему в мастерской и в итоге понял, что предпочитает более узкое направление - работу с металлом. В соответствии с этим Эдуард выбрал вуз, отучился в Санкт-Петербурге, вернулся в Барнаул – и начал уже на постоянной основе работать в мастерской отца в условиях перестройки рынка в стране.

На дворе были 90-е. Эпоха госзаказов закончилась, и многим мастерам пришлось сменить  деятельность. Добровольские ушли в дизайн по металлу – стали работать с медью, железом, латунью и т.д.

«Госзаказы были, конечно, удивительно приятной и денежной вещью, - отмечает Эдуард. - Художники, у которых такие были, очень неплохо жили. Памятник можно было делать 3-4 года, за него платили хорошие деньги, и автору не надо было думать о деньгах всё это время».

МеталлоДизайн

«Но то время прошло: скульптуры, мозаика  больше не были нужны никому. Мы переключились на первых бизнесменов страны - дело в том, что индустрии наружной рекламы тогда не было. А предпринимателям надо было как-то оформлять свои вывески и входы в помещение, а также свои частные дома. И они находили нас сами, ведь такую услугу могли оказать только мы. Приходили и заказы «из прошлого» - по знакомству отца в партийных кругах», - говорит мастер.

Добровольские оформили в металле немало каминов, рельефов и вывесок, многие из них висят в столице Алтайского края до сих пор.

Железные промоутеры

В начале нулевых отец Эдуарда скончался, и тот пустился в самостоятельное плавание. Работать продолжил в мастерской отца, назвав её впоследствии «Металло Дизайн», создал своё ИП. И, наконец, спустя годы оформительской работы, ему стали поступать заказы по прямому профилю - на скульптуры. Часть из них заказала городская администрация, чтобы украсить улицы. А часть таких заказов стала поступать от предпринимателей – с помощью оригинальной фигуры на входе они хотели привлечь внимание потенциальных клиентов.

Так в разные годы возле городской гостиницы появился металлический швейцар, около магазина торговой сети «Синьор Помидор» - одноимённый герой, а рядом с крупнейшим в городе кинотеатром – целая скульптурная композиция, изображающая киносъёмку.

МеталлоДизайн

По словам Эдуарда, и сегодня большие компании заказывают себе что-то такое, с чем захотят сфотографироваться люди (а потом разместить снимок в соцсетях). Но самой эффективной рекламой скульптуры на улицах являются для самого автора. «Люди ходят по разным местам, видят мои работы, и потом приходят за заказом», - констатирует Эдуард. Поэтому он никогда не пользовался никакими видами рекламы. Разве что к 2009 году пришёл к мысли о необходимости создать свой сайт.

В итоге интернет-ресурс плюс металлические фигуры на улицах стали часто работать на продвижение Эдурда совместными силами. Например, скульптор установил на рынке в Новосибирске скульптурную композицию, а на ней указал адрес своего сайта. И с тех пор стал часто сотрудничать с клиентами из этого города.

МеталлоДизайн

То же самое он сделал в Барнауле: создал «памятник покупателю» из железа и меди возле гипермаркета «Лента» - фигуру человека с тележкой, полной покупок. Эдуард сделал это бесплатно в свободное от заказов время, предварительно договорившись с управляющей магазином. И снова оставил на работе адрес своего сайта. Торговые центры привлекают большой трафик, и среди покупателей вполне может быть и целевая аудитория Добровольского.

Есть на кого опереться

К середине нулевых Эдуард перестал справляться с заказами своими силами. Тогда он нанял первого сотрудника-подмастерье работать по простой схеме – за процент с оплаты проекта.

«Помощника нашёл в 2005 году в Новосибирске через знакомых: он работал на  моего друга, который создавал оформление интерьера для сети кафе «Жили-были» по всей стране, - рассказывает Эдуард. - Раньше он с металлом не работал никогда. В итоге мы шесть лет трудились вместе. Потом взял в подмастерье студента местного института архитектуры и дизайна (поскольку долгое время там преподавал, смог оценить его способности). С ним проработали ещё 6 лет».

МеталлоДизайн

Последние семь лет скульптор работает в новой мастерской на 100 квадратных метров, которую построил рядом с домом. И недавно взял себе на работу уже двоих новых учеников-сотрудников. «Один окончил Новоалтайское худучилище и работал в рекламе, интересно мыслящий парень; другой больше техник, всё может починить, сделать – но никогда не имел отношения к творчеству, - комментирует Эдуард. - Оба знакомы со сваркой и работой с металлом».

Сегодня руководитель мастерской может позволить себе делать упор на творческие этапы в работе, подмастерья же берут на себя техническую черновую работу. Всё это полезно и Эдуарду (освобождаются руки), и сотрудникам – они учатся в процессе и могут потом уйти на вольные хлеба уже сформировавшимися мастерами.

МеталлоДизайн

«Но без меня, конечно, не обходится ни один этап работы, - отмечает скульптор. - Я общаюсь с клиентами, принимаю заказы, контролирую исполнение, работаю с металлом. Подмастерья могут резать детали болгаркой, помогать собирать детали, приваривать их друг к другу, а также элементарно помочь с переноской. Работа ведь идёт с вещами, которые могут весить десятки и сотни килограмм». 

Дорогая моя медь

Один заказ в «МеталлоДизайне» могут выполнять неделю, другой – несколько месяцев. Обычно несколько проектов находятся в работе параллельно. Конкретные сроки исполнения очень различаются от проекта к проекту: например, бюст можно делать неделю, а можно несколько месяцев. Ведь лица бывают разные, и некоторые труднее воплотить в скульптуре. Сейчас работа мастерской расписана на 1,5 года вперёд.

Перед тем, как выполнить объект из меди, латуни или чёрного металла, вначале делается эскиз - миниатюра из пластилина или глины. Потом требуются гипсовые слепки, и лишь затем идёт работа с металлом.  

МеталлоДизайн

Металл Эдуард покупает в магазинах, продающих строительные материалы. Он больше любит медь, но сегодня в основном работает с железом - медь гораздо дороже, и не каждый заказчик может её себе позволить. Лист меди весом 8 кг формата 1,5х0,6 м стоит 4-5 тысяч рублей, железо формата 1,25х2,5 м - 900 рублей. 

«Медь я покупаю в Новосибирске, потому что там она дешевле, чем в Барнауле, - говорит скульптор. - Покупаю с запасом, если знаю, что в ближайшее время придётся работать именно с ней – тысяч на 200. Я могу это делать, поскольку беру заказы по предоплате, и конечно, в цену изделия всегда заложена стоимость материала». 

Скульптура на миллион

При формировании цены на свои работы мастер всегда ориентировался на официальный ценовой диапазон Союза художников России. Однако диапазон Добровольского учитывает не всех рыночные нюансы.

Например, по специальности Эдуарда в оценке работы не принят во внимание этап формовки: создание полой формы для фигуры в гипсе, а потом ещё в нескольких других материалах. Этот этап занимает немало времени и прямо влияет на качество результата. Поэтому процент по формовке от заказа к заказу Эдуард всегда считал отдельно.

МеталлоДизайн

«Расценки Союза художников действуют с начала нулевых, при этом они были  переделаны из расценок, которые корнями уходят вообще в 80-е. В итоге что-то не было учтено, а что-то где-то – занижено, - говорит владелец мастерской. - Но раньше я их всё же использовал в основе расчётов. Так было проще: именно для скульптуры там всё прописано в мелочах, в отличие от картин, например (потому что согласно расценкам на них, можно продать этюд, написанный за пять часов, за столько же, что и картину, которая писалась годами)».

Цена зависит от многих факторов, её каждый раз надо было садиться и считать с калькулятором. Плюс на неё оказывали влияние ещё один важный фактор творческого рынка - уровень известности.

МеталлоДизайн

Она в том числе повлияла на нынешнее ценообразование барнаульского мастера. С годами стоимость работ Эдуарда выросла в разы. Если в начале пути он делал скульптуру человека за 100 тысяч рублей, теперь - за 1,2 млн. «Потому что и работаю я уже более качественно, и медь я раньше за 600 рублей покупал, а не за 5 тысяч», - поясняет скульптор. В зависимости от масштаба заказа, стоимость его изделий сегодня может доходить до нескольких миллионов рублей.

Конкуренты - не проблема

Сейчас половина клиентов приходит к Эдуарду по сарафанному радио, половина находят его через сайт.

С самого начала конкуренция не была для него проблемой: те, кто всё же решается получить аналогичную редкую специальность, обычно делают это в больших городах – и там остаются.

МеталлоДизайн

В Барнауле работает несколько кузнечных мастерских, но в них не занимаются дизайном по металлу – это более тонкое дело, требующее особых навыков. Коллег-конкурентов в других сибирских городах тоже немного.

«Кузнецы порой сами ко мне обращаются, чтобы я сделал некоторые элементы для их заказов, - говорит Эдуард. - В Новосибирске есть свои скульпторы, и тем не менее ко мне оттуда тоже постоянно обращаются. Недавно поступил заказ из Республики Алтай – нужно сделать бюст одного известного человека. Исполнителя искали в разных городах, а в результате вышли всё равно на меня. Также я работал с Москвой и другими городами.

Эдуард говорит, что его работа очень тяжела физически. «В том числе я беру деньги за своё здоровье – такой труд очень вреден для позвоночника», - констатирует он.  Тем не менее, мастерская – в прямом смысле дело его жизни, потому бросать его Эдуард никогда и не думал.

Эдуард Добровольский

Читайте также:

Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Суровые сибирские камни: как заработать на авторских сувенирах.
Как заработать на игровом оборудовании для мероприятий.

17 января 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов