Коммерческий успех заведений детского досуга во многом зависит от педагогов – их профессиональный уровень влияет на репутацию учреждения, его популярность у родителей и, в конечном счёте, на прибыль проекта. О том, как следует подходить к отбору персонала для индустрии детского досуга, рассказали основатели ведущих развивающих центров и клубов Москвы.
Практически все частные детские клубы и развивающие центры начинают поиск педагога с размещения вакансии на сайтах типа SuperJob или HeadHunter, а также с просмотра вывешенных на этих площадках резюме. Подошедшие по формальным требованиям кандидаты (как правило, с обязательным педагогическим образованием или опытом), а также откликнувшиеся претенденты на должность педагога затем проходят многоступенчатую систему отбора.
Личное собеседование с руководителем клуба или сети клубов – лишь один из этапов. «Личная встреча – это не стопроцентная гарантия, что человек будет принят на работу, но она обязательна. Нужно посмотреть, как человек говорит, строит предложение, как он себя держит – всё это важные моменты для педагога», - говорит Анастасия Хурса, заместитель руководителя студии творческого развития «Амальфи».
В сети детских центров «Точка роста» будущие сотрудники проходят два собеседования – с методистом и руководителем конкретного заведения. При собеседовании с руководителем оценивается, насколько соискатель соответствует стандартам сотрудника центров «Точка роста» (они разработаны головной компанией сети). В них, в том числе, прописаны требования к внешнему виду будущего педагога, его поведению и манере держать себя. Профессиональные навыки должно выявить следующее собеседование – с методистом.
Но делать выбор только по итогам собеседования сегодня уже никто не спешит. В центрах «Точка роста» кандидаты, успешно прошедшие собеседование, отправляются на обучение. После него они вновь проходят ещё один этап отбора.
«У нас нет индивидуальных собеседований – это ни к чему не ведёт. Можно поговорить за жизнь с соискателем, или человек красиво расскажет, какой он чемпион. И вы ему поверите, хотя на самом деле это не так», - считает Татьяна Василькова, основатель и руководитель сети школ раннего развития «АЗ-БУ-КА».
Во многих детских центрах разработана собственная система тестов, которая позволяет отсеять случайных кандидатов. Помимо профессиональных качеств эти тесты позволяют выявить и личностные особенности потенциального сотрудника.
«Они тоже очень важны. Мы сталкивались с тем, что человек – хороший педагог, но он может опаздывать, врать, пропускать занятия. Это всё тоже влияет на работу центра, хотя не имеет прямого отношения к его профессионализму», - замечает Софья Тимофеева, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка».
В образовательном центре «Монсики» соискатели обязательно проходят тест на уровень эмоционального интеллекта. Его проводят методисты учреждения, чтобы понять, насколько педагог может управлять собственными эмоциями и насколько способен распознавать эмоции, настроения и желания других людей.
Только после успешного прохождения тестирования педагоги, как правило, проходят обучение стандартам преподавания конкретной сети или детского клуба. «Обучить – это уже наша задача. Это вопрос техники, не более того», - уверена Софья Тимофеева.
Лучше всего оценить педагога позволяет непосредственное выполнение им своих функций. Поэтому в сети школ раннего развития «АЗ-БУ-КА» будущих сотрудников приглашают на пробный урок. Все соискатели выполняют роль группы детей, а каждый претендент проводит какую-то часть урока или занятия с ними.
«Мы смотрим не на то, что соискатель делает на занятии. Этому мы научим, у нас есть свой центр подготовки педагогов. Мы глядим на то, с каким лицом этот человек будет работать, какими словами разговаривать с ребёнком. Мы отмечаем: человек читает стихотворение по бумажке или знает его наизусть, он пришёл на пробное занятие «пустой» или с котомкой игрушек. Мы замечаем все эти моменты, потому что они важнее собеседования», - рассказывает Татьяна Василькова, основатель и руководитель «АЗ-БУ-КИ».
В сети детских центров «Точка роста» пробные занятия устраивают после прохождения обучения соискателем. И учит он не группу таких же претендентов на место педагога, а обычных детей.
«Увидеть педагога можно только в работе с детьми, других инструментов нет. В наших действующих центрах есть некая экспертная группа детей и родителей, которых можно привлечь для тестирования педагога. Мы рекомендуем своим партнёрам-франчайзи, если есть такая возможность, отработать пробный некоммерческий урок на тех, кто не обидится – собственных детях или детях знакомых. Чем больше людей увидит и поговорит с человеком на стадии приёма на работу, тем меньше будет рисков», - уверена Наталия Пичугова, основатель и президент сети «Точка роста».
В образовательных центрах «Монсики» претенденты на должность педагога проводят первое тестовое занятие, во время которого работают только с детьми. С согласия родителей это занятие записывается на видео, а затем анализируется методистами и руководителем центра.
«Мы смотрим, насколько педагог может делиться с детьми тем, что знает. Бывает, педагог хороший, но не может донести информацию. А иногда, наоборот, человек совсем не педагог по образованию, но у него такая харизма, что ты забываешь, что являешься взрослым, и вовлекаешься сам в его занятие. Это важнее всех регалий», - рассказывает Елена Капура, руководитель отдела франчайзинга детского образовательного центра «Монсики».
Даже после того, как штат детского центра укомплектован, не следует прекращать искать хороших педагогов, рекомендует Юлия Алексеева, основатель и руководитель сети образовательных клубов «ЯСАМ».
«Возможно, этот постоянный поиск не стоит афишировать, но вы ведите эту работу. Как только к вам в поле зрения попадёт хороший педагог, вы его замечайте. Потому что если вы строите сетевой проект, то кто-то из действующих сотрудников может уйти в декрет, кто-то «зазвездится», кого-то надо будет подменить. И тогда вам потребуются хорошие кадры».
***
Статья подготовлена по материалам выступлений предпринимателей сферы детского досуга на бизнес-встрече «Инвестиции на вырост», организованной департаментом г. Москвы по конкурентной политике.
Как привлекать клиентов в детские клубы.
Как заработать на обучении детей робототехнике.
Mom's Bazaar: как устроена мастерская семейных мероприятий.