Все предприниматели планируют свою работу по-разному. Одни предпочитают видеть все свои дела в формате списков, другие – в виде эффектной визуализации, третьим важнее ощущать в руках бумажный ежедневник, чтобы задачи можно было буквально «потрогать и почувствовать». Как правило, методы планирования человек выбирает в зависимости от своего психотипа. О том, как планируют бизнес-задачи визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель бренда умных ежедневников Bplanner Александр Байбулов.
Александр Байбулов – основатель бренда умных ежедневников Bplanner и каталога бизнес-сувениров «Топкаталог». Компания реализует продукцию под собственными брендами через сеть дилеров в России и странах СНГ.
Информация поступает к нам в мозг по трём основным каналам: через зрение, слух и осязание. Любой из нас, разумеется, использует все три, причём, чем старше человек становится, тем больше вероятность, что он будет эффективно и легко переключаться с одного на другой. И всё же у каждого из нас есть основной канал, который мы используем с наибольшим удовольствием и лёгкостью.
Соответственно этому людей можно поделить на следующие психотипы:
-
Визуалы;
-
Аудиалы;
-
Кинестетики.
Есть ещё четвертый психотип – смешанный. Его представители более или менее равномерно используют все три канала.
«Любимый» канал влияет на то, как мы воспринимаем и перерабатываем информацию, какие образные выражения используем, как себя ведём, даём обратную связь, учимся, работаем. Он также определяет, что лучше всего помогает концентрации, мотивации и памяти – и потому от него зависит эффективность методов планирования.
Визуал
Это человек, для которого самое важное – зрительная информация. Если он что-то увидел, то скорее всего, не забудет. Даже его типичные выражения связаны со зрением:
-
«Как ты смотришь на то, чтобы…»
-
«Ничего подобного не наблюдаю…»
-
«Где вы такое видели?»
Описывая что-то или кого-то, он в первую очередь обратит внимание на внешние детали: цвет, форму, размер. Например, скажет, какого человек роста и какого цвета у него глаза.
Инструменты планирования для визуалов
Внимание визуала лучше всего концентрируется, когда он увидел или представил то, что нужно сделать. Графики и диаграммы, а также добавление фото к заметкам, чтобы взгляду было за что зацепиться – отличная идея.
Простой приём, о котором часто забывают – позаботиться, чтобы ваши инструменты тайм-менеджмента привлекательно выглядели и радовали вас. Купив дешёвый ежедневник на серой бумаге, вы почти наверняка его забросите. А вот красивый блокнот или симпатичное приложение скорее всего, вас замотивируют регулярно ими пользоваться.
А лучше – выбрать промежуточный вариант: бумажный ежедневник, объединённый с приложением – тогда и ваше чувство прекрасного, и особенность обработки информации точно будут задействованы. Наш Bplanner как раз подходящее решение: можно писать или рисовать, а потом фотографировать написанное (всего одна кнопка – и готово). Так ваши записи точно не потеряются и будут представлены в двух вариантах – и в качестве записи, и как фото – то, что нужно визуалу.
Менее очевидный метод – нарисовать то, что вы планируете делать. Даже если вы не художник, простой набросок или схема делает задачу более реальной. Если задача сложная – здесь напрашивается схема по шагам. Если простая – можно нарисовать символ. Условно говоря, для планёрки это может быть экран компьютера, а для уборки – швабра.
Вы потратите на это от силы 5-10 минут, но для вашего мозга это будет мощным подспорьем – мотивация возрастёт и забыть дело будет сложнее.
Ещё один вариант – представить своё действие в воображении: как вы будете выглядеть, когда возьмётесь за задачу, какие предметы будут у вас в руках, на что это будет похоже и так далее. Это подходит для людей с развитым образным мышлением, но обычно у визуалов с этим проблем нет.
Аудиал
Он не только лучше воспринимает всё на слух, но и передавать информацию предпочитает речью, а не письмом или фотографией.
Его типичные выражения связаны со звуками и процессом слушания:
-
«Звучит замечательно…»
-
«Слышал, что произошло?»
-
«Слушай меня…»
Аудиалы говорят чаще о звуках, шуме, пересказывают разговоры. Часто они музыкальны или по крайней мере, хорошо запоминают музыку.
Инструменты планирования для аудиалов
Аудиалам порой сложно пользоваться обычными инструментами планирования – они словно все рассчитаны на визуалов и кинестетиков. Но и они могут применить некоторые хитрости.
Проговаривайте дела про себя. Так вам проще будет запомнить задачи, а звук вашего голоса сделает их весомее. Делайте аудиозаметки. Прослушивать их не всегда удобно, но цель не в этом. Самое главное – проговорить и так отложить информацию в голове.
Ещё один способ — для тех, кто нуждается в постоянном звуковом сопровождении. Если вы из таких, соберите себе разные плейлисты на разные виды задач – они будут создавать правильный настрой.
Аудиоподборки «для расслабления», «для йоги», «для бега» и подобные пригодятся для начала. Но лучше побыстрее подобрать свои собственные. Например, определённый звукоряд, чтобы написать список дел с утра. Другой – чтобы написать письмо клиенту. Третий – который поможет расслабиться с чашечкой кофе.
Кинестетик
Этот человек ориентируется на свои ощущения, осязание, чувство пространства, запахи. Он не наткнётся в темноте на мебель – потому что прекрасно помнит, где что стоит. Находясь на природе, в первую очередь сосредоточится на запахе травы и ощущении свежего ветра, а не на пейзажах или пении птиц.
Типичные образные выражения:
-
«Пахнет жареным…»
-
«Чувствую, что это правда…»
-
«Мягкий тёплый характер…»
В разговоре кинестетик чаще говорит о конкретных делах, действиях. Может часто и помногу использовать жесты. А если это уместно, старается прикоснуться к собеседнику.
Инструменты планирования для кинестетиков
При планировании кинестетик ориентирован на тактильные ощущения. Ему проще вести бумажный ежедневник, чем пользоваться приложением на смартфоне. Причём может оказаться и так, что он даже не будет возвращаться к своим заметкам. Но перелистывать страницы, писать настоящей ручкой и вертеть её в руках – для него важный элемент планирования, который поможет сосредоточиться и запомнить всё, что нужно делать.
Используйте это своё свойство, выбирая максимально интересные с тактильной точки зрения инструменты планирования. Пусть рабочий ежедневник будет гладким, а домашний – «софт тач», или наоборот. Если вы ведёте единый блокнот, отличной идеей будет использовать наклейки – не ради их визуального содержания, а чтобы вам было что пощупать. Бывают даже наклейки с запахами – они тоже могут подойти, лишь бы запах был приятным.
Не жалейте денег и времени на предметы, делающие планирование и работу комфортными с точки зрения осязания – это окупится. Кинестетику тоже подойдут такие гибридные решения, как Bplanner, сочетающие блокнот, который можно потрогать, с приложением, которое позволяет управлять заметками.
Как визуалу стоит использовать зрительные ассоциации, чтобы мотивировать себя и подкрепить память, так кинестетику полезно не забывать про ощущения. Известен совет для работающих удалённо – надевать в рабочее время более строгую одежду, вместо того, чтобы полдня сидеть в пижаме. Это очень «кинестетический» совет – и вам он тоже может подойти.
Дигитал
Это смешанный тип, который более или менее равномерно применяет все три канала восприятия. Визуальная, аудиальная и кинестетическая составляющие для него одинаково привычны и удобны.
Инструменты планирования для дигиталов
Дигиталу планировать проще всего – в его распоряжении самые разные инструменты. Он может использовать для мотивации и запоминания любые «крючки» – и мелодии, и ассоциации с материалами и запахами, и фотографии.
Есть также мнение, что дигиталам свойственно наиболее структурное мышление, и они лучше всего запоминают собственные мысли и выводы. Если это про вас, попробуйте построить из своих задач систему с единой логикой и опишите её. Порассуждайте о задачах, целях, которых вы хотите достичь с их помощью, о том, как они связаны с целями и задачами других людей.
Если дигитал ведёт бумажный ежедневник, ему может подойти не просто записывать и вычеркивать дела, а писать небольшие заметки по ним. Если у вас мало времени, напишите буквально пару мыслей, и через некоторое время увидите, как изменилась ваша мотивация. Это может касаться дел любого уровня значимости и масштаба, вплоть до мытья посуды.
Мне знаком случай, когда дигитал, сумевший подвести небольшую философскую базу под уборку квартиры, начал делать это регулярно и без насилия над собой – после долгих лет безуспешной внутренней борьбы.
Если у вас есть зрение, слух и осязание, значит, работают все три канала восприятия. Поэтому не обязательно оставаться в рамках своего психотипа. Вы можете применять любые понравившиеся методы в любых сочетаниях. Это даже желательно, потому что не только делает планирование максимально эффективным, но и развивает мозг, приучая его к гибкости. Пользоваться каким-то одним типом инструментов – такое же надуманное ограничение, как пользоваться при планировании только бумажными ежедневниками или только гаджетами.
Очевидно, что в обоих случаях есть свои преимущества, и разные способы нужно не противопоставлять, а объединять. Неудивительно, что последние годы появляется всё больше гибридных решений для тайм-менеджмента. Один из удачных примеров –ежедневник Bplanner, планировщик «два-в-одном», объединяющий бумажный блокнот с приложением. В подобных решениях все четыре психотипа могут найти удобные для себя форматы планирования.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».