Даже компании с приличным уровнем продаж должны находиться в постоянном поиске новых клиентов – иначе не успеют и глазом моргнуть, как останутся позади конкурентов. Одним из эффективных способов расширить клиентскую базу является так называемая партнёрская программа - форма взаимовыгодного делового сотрудничества, которая позволяет всем сторонам соглашения сократить расходы на привлечение клиентов. О том, как выбирать партнёров и что нужно учесть при разработке программы, порталу Biz360.ru рассказал Андрей Сердюков, руководитель отдела по работе с партнёрами компании «Мегаплан».
Андрей Сердюков, руководитель отдела по работе с партнёрами компании
«Мегаплан», специализирующейся на разработке облачных систем автоматизации для малого и среднего бизнеса. Закончил МИРЭА(ТУ), факультет «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». До этого работал в Microsoft, где занимался продажами ПО, предпродажной технической работой с клиентами, развивал облачный партнёрский проект «Майкрософт-Компарекс». Меломан, увлекается фотографией и любительским экстремальным спортом.
Если партнёрская программа организована правильно, то срабатывает принцип win-win и в плюсе оказываются все участники.
Первое условие успеха - правильный выбор партнёра, только в этом случае программа станет драйвером роста. Вариант для ленивых - нанять партнёрское агентство, которое и программу разработает, и партнёров для вас найдёт. С готовой программой можно обратиться в сервис-посредник - он специализируется на поиске партнёров для нескольких программ одновременно, найдёт и для вас.
Второе важное условие успеха партнёрской программы - правильный концепт, учитывающий все реалии и тенденции рынка. Мало придумать и запустить программу, нужно регулярно обновлять её содержание - только тогда будет толк.
«Мегаплан» тратит ресурсы на обучение продукту и продажам, тестирование, заключение договоров, помогает с посадочными страницами и т.д. Без этой работы партнёр уйдет при первых же трудностях, а нам это не нужно. Контроль за реализацией программы и поддержка должны быть постоянными.
Самый простой и быстрый способ обзавестись партнёрами - предложить продвигать ваш товар или услугу за определённый процент от суммы продаж. При таком раскладе партнёром может стать любой, кто готов предоставить свои ресурсы за часть вашей прибыли.
В эпоху интернета такой вид делового сотрудничества получил новую жизнь. Если у партнёра есть сайт с целевой для вашей компании аудиторией, если он ведёт популярный блог или у него много друзей в социальных сетях, ему достаточно разместить там именные ссылки. Пользователи, перешедшие по этой ссылке, закрепляются за партнёром: если кто-то из них совершит покупку, партнёр получит вознаграждение. Это случится даже если пользователь ограничится переходом, но вернётся позже. Процент от суммы покупки и срок, в течение которого клиент считается пришедшим от партнёра, оговаривайте заранее.
В «Мегаплане» партнёрская программа делится на реферальную и дилерскую. Реферальная программа - простейшая форма сотрудничества (как раз о ней я рассказал выше). По сути, это сарафанное радио, партнёрство по рекомендации, которое мы запускаем без обязательств и нагрузки на партнёра: техподдержку и консультацию клиентов берём на себя.
Дилерская программа предполагает более тесное сотрудничество. Дилер не только находит клиента, но и заботится о нём: поддерживает, сопровождая финансовые операции, готовит документы, помогает подобрать комплексные решения.
Если ваш продукт продаётся, собрать партнёров несложно. Важно убедиться, что партнер способен двигать бизнес вперёд вместе с вами. Выбирайте партнёров и тип сотрудничества с ними в зависимости от вашей сферы и целей. К примеру, потенциальные партнёры «Мегаплана» - компании, которые продают программы, занимаются обучением в сфере IT или развития бизнеса, разработкой, доработкой программных продуктов и их внедрением.
Не бойтесь предлагать партнёрство прямым конкурентам. Магазины обмениваются перекрестными ссылками, журналы баннерами статей - и это нормальная практика. Оставьте в стороне предубеждения: они бессмысленны, если в итоге все окажутся в выигрыше.
Так, один наш клиент пользовался «Мегапланом» и в какой-то момент понял, что ему не хватает инструментов онлайн-контроля за ключевыми показателями отдела продаж. Тогда он вместе с другими разработчиками придумал сервис Polytell, который интегрируется с «Мегапланом». Так сам клиент стал партнёром, открыв для себя новый источник дохода.
Прежде всего, подготовьте почву для продажи себя и своего продукта партнёру. Он должен понять, что сотрудничать с вами выгодно, и он может прилично заработать.
Перед заключением договора обговорите, за что конкретно начисляются проценты: за переход на сайт, за регистрацию или за продажу. Уточните, насколько быстро и регулярно на счёт партнёра переводится вознаграждение, опишите условия и инструменты продаж. Постарайтесь решить возможные разногласия заранее. Обсуждение деталей - это важно: если ожидания партнёра не оправдаются, он разочаруется и уйдёт. Мы же этого не хотим?
Чтобы избежать проблем, мы сначала проводим обучение и тестирование дилера. Честно объясняем, как работает программа, какие риски ждут на первых порах, когда партнёр увидит результаты работы. Советую не лукавить.
Мы сознательно тратим силы и время на обучение партнёра до подписания договора. Если он не разберётся в продукте, от него бесполезно ждать хороших результатов. Пусть на этапе знакомства уходит много сил и средств, зато потом не надо ломать голову и проводить работу над ошибками. Ну и конечно, на этом этапе отсеиваются недобросовестные и ленивые: если человек не готов учиться, он наверняка не будет активно продавать. После того как партнёр проходит несложный тест, он получает сертификат. Затем подписываем договор.
Обязательно закрепите все условия в партнёрском договоре. Почему это важно? Когда партнёры продают ваш продукт, они ничем не рискуют: в худшем случае теряют возможную прибыль. Им ничего не стоит при первых же трудностях уйти к конкурентам.
В договоре обязательно оговорите правила пересмотра условий и укажите срок действия. Может случиться так, что партнёрская программа станет вам невыгодна, например, если вы откроете филиал в другом городе и получите прямой доступ к клиентам.
С реферальными партнёрами «Мегаплан» заключает договор на год, с дилерами - на три. Когда речь идёт об интеллектуальной собственности, один из обязательных пунктов договора - ответственность за нарушение коммерческой тайны. С некоторыми партнёрами мы заключаем отдельное соглашение о неразглашении - так называемое NDA.
С партнёрами нужно работать так же, как с клиентами: обучать, сопровождать и заботиться о них. Например, мы постоянно дорабатываем продукт и обновляем его раз в месяц. Партнёр должен знать о большинстве обновлений. Специалисты по работе с партнёрами курируют каждого: отправляют новости, организуют дополнительное обучение для новых сотрудников партнёра.
Чтобы партнёрская программа заработала, надо позаботиться об инструментах продаж: банерах на сайт, рекламных текстах, шаблонах писем для клиентов - и это задача вендора. Партнёру удобно, потому что не нужно заниматься этим самому. Для вас же не станет неожиданностью новая рекламная кампания партнёра.
Недавно мы запустили новый партнерский сайт, где можно узнать условия наших программ и отправить заявку на партнёрство. Когда партнёр регистрируется в «Мегаплане», он получает доступ в «Кабинет партнёра». Там хранится его индивидуальная ссылка, шаблон договора и набор маркетинговых материалов, а также накапливается статистика по лидам. Реферальный партнер в любой момент может посмотреть, сколько пользователей пришло по его ссылке, кто купил продукт и сколько он заработал. Удобный партнёрский кабинет помогает развивать программу, потому что добавляет прозрачности в финансовые отношения.
Чтобы партнёрская программа не провалилась, важно соблюдать ряд правил.
Объясняйте цели компании. Не забывайте проговаривать с партнёром, на какую аудиторию рассчитываете и какой результат вас интересует. Партнёр выберет нужный канал продвижения - если ваш продукт рассчитан на предпринимателей, то к вам не придут домохозяйки или школьники.
Следите за репутацией. Контролируйте, откуда к вам приходят клиенты, сколько времени проводят на сайте и не ругаются ли на выходе. Учитывайте, что партнёры могут поступать недобросовестно. Например, повесить банер с вашей рекламой на сайте с запрещённым контентом или пригласить смотреть бесплатное кино, которого на вашем сайте нет. Потенциальные клиенты оставят плохие отзывы, а вас могут понизить в поисковой выдаче.
Реалистично оценивайте возможности. Мы часто оговариваем риски, но при этом можем не учесть оптимистичных вариантов развития событий. Если по партнёрским ссылкам придёт слишком много клиентов, справится ли сайт? Достаточно ли у вас сотрудников в колл-центре и товаров на складе чтобы удовлетворить всех?
Не ждите быстрых результатов. Не стоит сразу после запуска партнёрской программы рассчитывать на лавинообразный рост продаж и огромные обороты. На первом этапе переходов с партнёрских сайтов не бывает много. Обычно заметная прибыль появляется через 3-6 месяцев.
Будьте честны с партнёрами. Предоставьте полную статистику совместной работы: сколько клиентов пришло по его ссылке, сколько товара было продано. Чем больше партнёр вам верит, тем больше его желание работать с вами.
Не делайте резких движений. После заключения договора нельзя менять условия по процентным ставкам или другие важные моменты, касающиеся отношений с партнёром. Изменение, особенно непредсказуемое, может привести к конфликту и потере ценного помощника. Все перемены надо обговаривать заранее.
Не пускайте всё на самотёк: крепкие отношения требуют работы. Партнёрская программа не будет приносить доход, если её запустить и потом забыть о ней. Взаимодействие с партнёрами нужно совершенствовать: обновляйте рекламные инструменты, оказывайте поддержку, проверяйте показатели и результаты.
-
SADESIGN - один из давних партнёров «Мегаплана» и эксклюзивный представитель за рубежом. Разработал собственный модуль интеграции и расширения функционала, который продают вместе с «Мегапланом». Помимо этого, развивает дочерний проект «Мегаплан Украина». Специалисты компании участвуют в продуктовом совете, тестировании и исправлении ошибок.
-
Один из лидеров автоматизации продаж - компания «Первый Бит» - предлагает клиентам «Мегаплан» и самостоятельно ведёт все стадии сделки, за что получает вознаграждение. Благодаря таким партнёрам, которые полностью берут на себя заботу о клиентах, мы можем направить все усилия на улучшение продукта.
-
«Мегаплан» представлен среди программных решений для бизнеса на сайте проекта «Деловая Среда». Это проект «Сбербанка» по поддержке компаний, который предлагает курсы, продукты и сервисы со скидкой. «Сбербанк» привлекает клиентов, забирает свою часть вознаграждения, а клиентов консультирует уже наш отдел продаж.
-
Организаторы выездных баров BarStreet в своё время доработали «Мегаплан» под свои нужды. Так появилась компания Polytell, которая сейчас продаёт одноимённую программу, проводит интеграции и внедряет «Мегаплан» в компаниях. Таким образом, партнёр зарабатывает не только на комиссии с продажи лицензий, но и на собственных услугах.
- Компания «Софтпрезидент» - наш партнёр в Санкт-Петербурге, который принимает активное участие в жизни «Мегаплана»: обсуждает новые проекты, тестирует обновления, проводит вебинары. Ну и, конечно, зарабатывает на комиссии, потому что полностью берёт на себя поддержку клиентов.
Кросс-маркетинг: как достичь win-win в партнёрстве.
Сообразили на троих: общий магазин для трёх бизнесов.
«Секреты заключения сделок»: ключевые идеи главной книги о продажах.