Многие начинающие предприниматели воспринимают неудачу стартапа как крушение всех надежд. И только самые настойчивые из них используют полученный опыт для создания новых, более успешных проектов. На счету киевского предпринимателя Кирилла Бигая к 2013 году было уже две попытки создания интернет-платформы для поиска преподавателей и репетиторов. Но проект Preply.com «полетел» лишь с третьей попытки. О том, зачем нужны «посредники» репетиторам и их клиентам, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь сервиса Preply.com Кирилл Бигай.
Кирилл Бигай, 30 лет, соучредитель и управляющий партнёр интернет-платформы для поиска репетиторов
Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт».
Идея создать платформу для удобного поиска репетиторов возникла из личного опыта Кирилла, решившего заняться изучением китайского языка. Это оказалось не самой простой задачей. Свободных дней, в которые он бы мог «втиснуть» эти уроки, было всего два. С расписанием существовавших на тот момент школ или курсов китайского языка они не совпадали. Процесс поиска и обзвона занял у Кирилла много времени. При каждом звонке приходилось уточнять большое количество деталей: время, место, уровень сложности и многое другое.
«Тогда я понял, что на рынке не хватает качественного ресурса, который смог бы экономить время и силы в подобных поисках. И мы запустили такую площадку на рынке Украины. Из-за ряда ошибок в создании компании на ранней стадии нам пришлось сделать резкий разворот бизнеса в середине 2012 года. Так появилась платформа для поиска репетиторов. Она была ориентирована на рынок США», - вспоминает Кирилл Бигай.
Но - обо всём по порядку. Образовательный сервис FindGuru Кирилл Бигай с партнёрами запустил в 2011 году. Его целью был поиск локальных школ и курсов иностранных языков, танцев и боевых искусств. До запуска подробный анализ рынка основателями проекта не проводился – и без него им было понятно, что эта ниша практически свободна. От идеи до создания первого действующего прототипа ресурса прошло несколько месяцев.
Вскоре проект заметили в бизнес-инкубаторе EastLabs. Его представители помогли стартапу в поиске инвесторов – их удалось найти в США. Для выхода на американский рынок было решено полностью переделать продукт, недостатки которого к тому времени уже успели проявиться. Оказалось, что выбранная бизнес-модель слишком трудоёмкая. Различного рода школы и курсы не спешили регистрироваться на новом ресурсе. Практически всю работу по их поиску и рекрутингу основателям проекта приходилось делать вручную.
В октябре 2012 года новый проект был запущен в Бостоне. Сервис получил новое название - Preply.com. Он использовался для поиска репетиторов для занятий по Skype.
Однако вскоре стало понятно, что полученных инвестиций недостаточно для развития бизнеса в США. Продвижение сервиса на американском рынке требовало намного больше денег, чем запланировали на эти цели основатели проекта. Выяснилось, что затраты на маркетинг в этой стране в разы выше, чем на рынках стран СНГ. Для полноценного продолжения работы платформы в США требовалось около 2 млн. долларов дополнительных вложений, что примерно в десять раз превышало сумму уже вложенных средств. В 2013 году Кирилл с партнёрами решили свернуть американский проект и вернуться в Киев.
«Только после выхода на развитый рынок США мы поняли, что необходимо обладать очень высокой финансовой прочностью, чтобы на нём удержаться и успешно конкурировать», - признаётся Кирилл.
В апреле 2013 года обновленный Preply перезапустился в Украине в качестве сервиса для поиска репетиторов по английскому языку. Вскоре маркетплейс вышел на рынки России, Украины, Белоруссии и Казахстана (чуть позднее – Польши), на нём появились преподаватели по другим иностранным языкам. К июню 2015 года на платформе работало около 7000 репетиторов.
«В первые недели работы сервиса клиент высылал запрос, я садился за телефон и начинал звонить во все школы. За то время, пока мы подбирали нужного репетитора, приходилось общаться с большим количеством людей», - вспоминает Кирилл.
С сентября 2015 года на платформе начали работу репетиторы по предметам школьной программы. Их услуги было решено добавить ввиду спроса на «школьных» репетиторов, особенно на этапе подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. Также с помощью Preply можно найти педагога для собственного развития (например, по пению или игре на музыкальных инструментах).
В 2016 году Preply начал свою работу в Германии, Испании, Бразилии, Мексике.
На данный момент на сервисе зарегистрировано свыше 25000 репетиторов и 77000 учеников по всему миру. Российскому рынку доступны услуги более чем 9000 репетиторов.
Проекту несколько раз удавалось привлекать инвестиции на своё развитие. Первые инвестиционные средства – порядка 20 тысяч долларов - Preply получил от бизнес-инкубатора EastLabs. Эти деньги пошли на зарплаты сотрудникам и продвижение сайта, а вот арендовать офис и приобретать технику не понадобилось - все предоставил EastLabs.
В августе 2012 года основатели проекта получили ещё $180 тысяч от американских инвесторов. К сожалению, этих вложений оказалось слишком мало, чтобы надолго закрепиться на рынке США.
В 2015 году команда Preply «прошла» в международный бизнес-акселератор Techstars Berlin, что позволило ей получить 120 тысяч долларов инвестиций. Общая сумма средств, привлечённых за последний год – около 1,3 миллиона долларов. В сделке приняли участие крупные европейские и украинские инвесторы и венчурные фонды. В 2016 году проект вышел на самоокупаемость.
«В первое время приходилось работать на голом энтузиазме, без прибыли, но в итоге получилось монетизировать стартап и начать зарабатывать. Полученные деньги идут на расширение штата и экспансию на новые рынки. Нам интересны, в первую очередь, страны с крупными мегаполисами вроде Москвы, Рио-де-Жанейро или Мехико», - рассказывает Кирилл Бигай.
Регистрация на платформе бесплатна как для учеников, так и для преподавателей. Желающие работать через Preply.com в качестве репетиторов должны предоставить следующую информацию: биографию, сведения об опыте работы, документы о профильном образовании. Репетитор также указывает, где именно (в каком городе или районах) он готов работать «лично».
Когда потенциальные ученики заходят на сайт, они видят профили преподавателей по выбранному языку или школьному предмету. Визитки преподавателей расположены в соответствии их с рейтингом, который определяется количеством проведённых занятий и отзывами учеников.
Выбрав себе репетитора, ученик отправляет ему заявку. Далее ученик и преподаватель договариваются о цене и прочих условиях обучения.
Если переговоры прошли успешно, ученик оплачивает стоимость первого занятия и получает контактные данные своего репетитора (до этого момента их общение происходит только через платформу).
Репетитор за первое занятие с учеником ничего не получает: Preply берёт с него 100% стоимости этого урока как оплату услуг сервиса.
Занятия проводятся локально и по Skype. Преимущество платформы - возможность выбрать репетитора не только из местных педагогов, но и онлайн-репетиторов практически из любой страны мира. Уроки с помощью Skype пользуются большей популярностью и составляют до 70% из всего количества заказов сервиса.
«Здесь возможны самые разные географические и стоимостные варианты: английский дистанционно вполне может преподавать студент из Южной Африки, проживающий в Нижнем Новгороде», - замечает Кирилл.
Основная часть прибыли стартапа - процент от оплаты каждого урока, проведённого с помощью Preply. Он отчисляется от суммы, которую ученик переводит репетитору.
Цену на свои услуги преподаватель назначает сам. В зависимости от квалификации и города проживания специалиста стоимость занятия начинается от 2 долларов и может достигать 100 долларов в час. В среднем цена часового занятия составляет 15 долларов.
Оплачивать занятия можно с помощью платформы. Для оплаты Preply принимает все национальные валюты тех стран, в которых функционирует сервис. Также платформа начала принимать и биткоины.
Когда клиент и репетитор договариваются между собой о занятиях, всегда есть вероятность, что они уйдут с сервиса для дальнейших уроков «частным» образом. И тогда платформа не будет получать никаких денег с этих занятий.
Но вероятность такого развития событий не настолько высока, как можно было бы предположить. По статистике, не более 5% репетиторов пробуют пересылать клиентам свои контакты в обход сервиса (согласно правилам Preply, выслать контакты ученику в пользовательском интерфейсе до совершения оплаты запрещено).
При этом около половины подобных нарушений происходит «без злого умысла» преподавателей. Просто не все из них при регистрации внимательно читают правила пользования сервисом и знают о существующих запретах. Получив предупреждение, честный репетитор в дальнейшем таких ошибок не совершает.
Другая половина нарушителей – те, кто принципиально не хочет платить отчисления платформе, или так же принципиально не доверяет платежам через интернет. Для борьбы с ними существует автоматическая система блокировки репетиторов. Она «вылавливает» тех, кто совершает подозрительные действия (к примеру, отправка сообщений, похожих на телефонный номер).
Но основное внимание в борьбе с нарушениями уделяется поощрению честных квалифицированных преподавателей. Система рейтинга продвигает тех из них, кто проводит через сервис больше занятий и имеет наилучшие отзывы.
«Мы стимулируем преподавателей оставаться на платформе за счёт программы лояльности. Больше проводи уроков, отчисляй меньший процент и повышай своё место в рейтинге преподавателей, а значит в поисковой выдаче на платформе», - объясняет Кирилл Бигай.
Сейчас в совладельцах Preply три человека. Это Дмитрий Волошин (отвечает за техническую составляющую проекта), Сергей Лукьянов (занимается дизайном) и Кирилл Бигай, ответственный за маркетинг, продажи и все сопутствующие вопросы. Также в проекте работают более 30 человек, которые поделены на пять команд: клиентский сервис, работа с продуктом, девелопмент, маркетинг и PR, рост и масштабирование.
Для работы на рынках различных стран Preply всегда нанимает местных специалистов. Без людей, которые понимают специфику региона, качественно вывести проект на новые рынки практически невозможно. Важную роль играет и языковой фактор: носителю языка гораздо проще объяснить особенности рынка и его бизнес-процессов.
«В странах нашего присутствия мы обязательно находим сотрудников из числа местных жителей, которые помогают развивать бизнес и знакомы с культурными особенностями стран. Без таких людей нам было бы сложно даже адаптировать сайт под местный рынок. Например, когда запускали сервис в Латинской Америке, мы пригласили и перевезли в киевский офис менеджеров из Бразилии и Мексики. Они без проблем общаются с местными репетиторами и качественно исследуют чужой для нас рынок», - рассказывает Кирилл.
После участия в программе акселерации Techstars Berlin основатели проекта на некоторое время переехали в Берлин, чтобы найти новые эффективные пути развития платформы. Их выбор объяснить несложно. Сегодня Германия - это один из ведущих мировых технологических центров, где разработчики и инвесторы могут легко выйти друг на друга.
«За время пребывания в акселераторе Techstars нам удалось завести много полезных знакомств, отчасти благодаря которым спустя 9 месяцев мы привлекли крупный раунд инвестиций», - вспоминает Кирилл.
В планах компании наращивать экспансию в странах Западной Европы, что в краткосрочной перспективе даст выход на новую аудиторию в 700 млн. человек. До конца года планируется выход на 5-10 новых стран, а также открытие представительства в Германии.
Как устроен сервис дистанционного репетиторства.
Как заработать на видеоуроках для школьников.
Как заработать на обучении людей онлайн-профессиям.