Не доверяй – проверяй: как устроен сервис проверки подлинности сертификатов об онлайн-обучении

Прочтёте за 5 мин.

«Мы не придумываем новую потребность «на пустом месте», а восполняем очевидный пробел рынка»

IT-инструменты, которые использует Антон Караваев

  • AmoCRM
  • Klayth
  • Figma

Каждый год миллионы человек учатся в российских онлайн-школах. Но их документы об окончании курсов далеко не всегда считаются весомым преимуществом на рынке труда. Одна из причин в том, что такие сертификаты почти невозможно верифицировать. О том, как был создан и куда движется сервис проверки сертификатов о получении онлайн-образования, основатель проекта EduChain Антон Караваев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Антон Караваев  33 года, основатель проекта EduChain. Окончил Омский государственный университет путей сообщения по специальности «Маркетинг». В 20 лет работал торговым агентом в кондитерской компании, в 22 года начал заниматься SЕО-оптимизацией и CPA-маркетингом. Частный инвестор, владелец нескольких стартапов, сооснователь отеля PARQ (Бали, Индонезия). Единый реестр дополнительного образования EduChain основал в 2022 году.

Антон Караваев

Провальный шопинг как начало бизнеса

К созданию сложных IT-проектов иногда приводят самые простые бытовые ситуации. Я подолгу живу за границей – в основном на Бали. Осенью 2022 года приехал в Москву и понял, что мне в буквальном смысле слова нечего надеть. «Тропический гардероб» не очень подходит этому городу, а больше у меня ничего не было. По магазинам ходить не люблю – это занимает много времени. 

Я решил нанять стилиста. Выбирал из пяти человек на каком-то портале. Остановился на девушке, у которой было четыре сертификата об окончании курсов стилистов. Они были приложены к анкете. В итоге за 4 часа шопинга мы ничего не купили – вещи мне не подошли или не понравились. Я потратил 20 000 рублей, по 5000 рублей за каждый час специалиста, и впустую. Конечно, я остался недоволен. 

Вскоре моя девушка начала учиться на стилиста в онлайн-школе. На первом уроке краем уха слышу, как там объясняют азы, причём на примере моего типажа. За час-полтора я узнаю, что мой «стилист» пыталась одеть меня неправильно. Получается, она не знала самой базовой информации, которую дают в первый день курсов. 

Откуда тогда у неё было четыре сертификата? Скорее всего, она их просто «нарисовала» в фотошопе. А для меня эти документы были важным аргументом в выборе специалиста. Но проверить их подлинность обычный потребитель не способен. Возможность верификации сертификатов сильно упростила бы выбор потенциальным работодателям и клиентам людей, отучившихся на онлайн-курсах. 

Погружение в тему

Я начал копаться в этой теме и вскоре наткнулся на такое понятие, как «складчина» или «слив курсов». На специальных ресурсах люди сбрасываются по 200-300 рублей, покупают один курс на всех и делятся доступом к нему. Сертификаты об окончании они потом рисуют в фотошопе.

После изучения рынка я узнал, что «складчина» – массовое явление в российском онлайн-образовании. По моей оценке, общая аудитория таких ресурсов – как минимум 6 млн. человек. Общее количество поисков по ключевым словам и фразам на тему «складчина» в образовании – более 800 тысяч в месяц. Крупнейшие Telegram-каналы о «складчине» собирают по 250 тысяч подписчиков. 

Школы тратят кучу времени и денег на создание и продвижение курсов. А люди покупают курсы не за условные 6000 рублей, а за 200. В результате они не получают качественного образования, а создатели курсов теряют деньги. По нашей оценке, объём потерь онлайн-школ от «складчины» сопоставим с суммами их прибыли. 

Первые клиенты

Сначала нужно было проверить, если ли у рынка потребность в таком продукте, как подтверждённый сертификат об окончании онлайн-курсов. Мы сделали MVP и показали его потенциальной аудитории – действующим и бывшим ученикам курсов. Задали вопрос: «Что бы вы выбрали – заплатить за обычный курс 6000 рублей или 6100 рублей за курс с подтверждённым сертификатом?». 87% выбрали вариант про 6100 рублей. Так мы убедились в том, что идея должна быть хорошо принята рынком. 

Я набрал IT-команду, которая приступила к созданию продукта. В феврале 2022 года сервис EduChain подтвердил первые сертификаты. От начала разработки до запуска прошло менее 6 месяцев. Технически наш продукт – это база данных, реестр. 

Мы связывались с онлайн-школами и представляли им нашу идею. Довольно быстро удалось собрать первый пул заинтересованных проектов. Среди них – English Tochka, международная академия EDPRO, бизнес-школа Synergy Dubai и другие. Школа психологии Smart Ink стала первой, кто обратился к нам самостоятельно. За ней пошли и другие клиенты. 

Как всё работает

Школы выпускают сертификаты в виде PDF – по сути, это просто картинка. Наш сервис позволяет проверить её достоверность – так она становится настоящим документом. Каждый выданный школой сертификат автоматически попадает в базу данных, по которой его можно найти. Данные хранятся в виде блокчейна – так их невозможно изменить или потерять. 

В качестве дополнительной меры защиты сертификатов мы «прикрутили» к сервису технологию NFT. Фактически NFT – это уникальный файл блокчейна (цепи данных). Его невозможно подделать.

EduChain 

Работа сервиса выглядит так. Мы подключаем к нашей системе онлайн-школу, она присылает нам сертификаты, которые выдаёт своим ученикам. Если школа ещё не успела создать свой дизайн сертификата – его можно сделать по шаблону на нашей платформе. 

Мы записываем все документы в единый реестр и создаём для каждого из них блокчейн-сертификат в виде NFT. Проверить документы об окончании онлайн-курсов можно, зарегистрировавшись на нашем сайте. Онлайн-школы также могут установить на свой сайт наш виджет. Если пользователь вбивает туда фамилию или номер сертификата – система тут же покажет, выдавала данная организация такой документ или нет. 

Преимущества для рынка онлайн-образования

У онлайн-школ две основных причины сотрудничать с нами. Возможность проверки сертификата об окончании курсов – важное преимущество перед конкурентами. Например, у двух школ примерно одинаковый уровень и стоимость курсов. Но в одной ученик может подтвердить свои знания сертификатом, а в другой нет. Это добавляет доверия к школе. 

Второй важный момент – борьба со «сливами». Их всё равно не остановить, но теперь любители «складчины» просто не смогут получить подтверждённые сертификаты. У наших партнёров уже есть кейсы, что подтверждённый сертификат повышает конверсию вебинаров в продажи. 

Наш продукт даёт онлайн-школам новые инструменты продвижения – например, через тот же NFT. В данном случае NFT – подтверждение успехов в учёбе. Так школы выходят на аудиторию, для которой культура NFT представляет ценность. С помощью NFT-сертификатов школа также может дополнительно монетизировать свою базу учеников. Например, можно предложить выпускникам прошлых лет такой сертификат за небольшую плату. 

Чем крупнее школа – тем больше понимания мы находим. Во время первого созвона не все представители школ понимают, в чём их выгода от нашего продукта. Тогда мы начинаем показывать кейсы, и спустя минут 15, проблем в диалоге больше не возникает. Кейсы отвечают на все вопросы лучше нас. 

С небольшими школами пока сложнее сотрудничать, но это и понятно. Обычно они ориентируются на опыт лидеров рынка, а не ищут свои пути: у них и так есть, куда потратить своё время. Они обязательно будут подключаться, когда у нас станет больше кейсов от крупных игроков. 

Польза от сервиса для учеников, их клиентов и работодателей

Мы создали удобный инструмент, в котором люди смогут хранить свои подтверждённые сертификаты. Фактически это цифровой профессиональный профиль пользователя, «витрина» его успехов. Он будет выделять его как специалиста, повысит его ценность, даст конкурентное преимущество на рынке труда, упростит трудоустройство. 

К примеру, HR ищет узкого специалиста: маркетолога на рынке компьютерных игр. Есть курсы, где обучают таких маркетологов. Работодатель находит на нашем ресурсе людей, у которых есть именно такой подтверждённый сертификат. Он экономит время на отбор, опросы, тесты соискателей. 

Конечные клиенты выпускников онлайн-школ теперь тоже могут быть уверены в их квалификации. Например, мне вдруг захотелось заняться дыхательными практиками. Как искать инструктора? Это неизвестный для меня мир, бездна информации, в которой человеку со стороны очень сложно ориентироваться. Мы дали людям новые возможности, благодаря которым они могут найти классного мастера с верифицированными сертификатами. А хорошему специалисту станет проще выйти на свою аудиторию и набрать клиентскую базу. 

Экономика проекта

Услуги сервиса EduChain оплачивают онлайн-школы, подтверждение каждого сертификата стоит 30 рублей. Школа пополняет баланс на любую сумму, с которого списывается оплата. С июня мы немного поменяем нашу юнит-экономику: перейдём на систему подписки. 

В развитие сервиса EduChain вложено более 3 млн. рублей, и эта сумма пока не окончательная. Окупить инвестиции планируется к концу 2023 года. Возможно, это получится и раньше – продукт вызывает большой интерес. Считаю, мы оказались с ним в нужное время в нужном месте. 

На уровень маржинальности, которого я хочу достичь, планируем выйти к июню-июлю. Для этого нужно подключить ещё больше онлайн-школ. Учитывая наши темпы развития – цель достижимая. 

Что дальше

В команде – около 20 человек, большинство из них работает на аутсорсе. Сейчас наша основная задача – быстрое масштабирование и доработка продукта. Собираем обратную связь от партнёров, чтобы адаптировать сервис под реалии рынка. Хотим сделать его ещё более лёгким, удобным и быстрым. 

Таких проектов, как наш, в России ещё не было. Фактически мы формируем новый рынок, а это непросто. При этом мы не придумываем новую потребность «на пустом месте», а восполняем очевидный пробел рынка. 

Следующий этап развития сервиса – рейтинг курсов. Сейчас мы можем только подтвердить сам факт получения сертификата. Но онлайн-школы бывают разные, и их принципы работы тоже отличаются. Где-то для получения сертификата нужно только оплатить курс. В других школах более серьёзный подход документ выдаётся лишь после сдачи экзамена. Такие школы мы и хотим выделить – их сертификаты гарантируют, что человек реально учился и получил знания. 

У нашего проекта есть большая цель – увеличить доверие к онлайн-образованию. Когда люди начнут больше доверять сертификатам онлайн-школ, у них возникнет новая потребность идти учиться, чтобы «стать дороже». В школы придёт новый поток учеников, и мы получим органический рост всего рынка.

Sertificat EduTech

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

24 апреля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов