Для того, чтобы «весёлые картинки» приносили не только удовольствие, но и какой-никакой доход, художники-карикатуристы из Петербурга Вячеслав Шилов, Виктор Богорад и Игорь Алёшин запустили сайт Cartoonbank.ru. Не обладая ни малейшим бизнес-опытом, они на троих учредили компанию «Медиаграфика», которая продаёт газетам, журналам и сайтам оригинальные иллюстрации. Сейчас на их сайте более 32 тысяч изображений от 88 авторов из девяти стран. О том, как устроен сток лицензионных иронических изображений и каковы перспективы их бизнеса, порталу Biz360.ru рассказал карикатурист и гендиректор «Медиаграфики» Вячеслав Шилов.
Вячеслав Шилов, 46 лет, художник-карикатурист из Санкт-Петербурга, учредитель и генеральный директор компании «Медиаграфика», развивающей банк карикатур
Cartoonbank. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, член Санкт-Петербургского творческого союза художников. Соучредители «Медиаграфики»: Виктор Богорад, 68 лет, художник-карикатурист, окончил Ленинградский электротехнический институт, почетный академик Российской академии художеств; Игорь Алёшин, 55лет, художник-карикатурист, окончил Ленинградский институт аэрокосмического приборостроения, работает программистом.
В 90-х я работал штатным художником-карикатуристом в петербургских газетах, сначала в «Невском времени», потом в «Вечернем Петербурге», и там и там вёл ежедневную рубрику.
В «Невское время» как-то пришёл пухлый пакет с рисунками и предложением о сотрудничестве из США. Так до эпохи интернета делали несколько синдикатов карикатуристов в Америке - просто рассылали по редакциям картинки. Подумал - раз технология есть, можно применить её и у нас. И начал отправлять рисунки в газеты по всей России – почтой, в большом конверте формата А4. Примерно через год с начала рассылок изданий-клиентов было уже не меньше сотни. Если рисунки печатали, мне присылали деньги. Через какое-то время стал получать от рассылок гонорары - как несколько редакционных зарплат, и рост шёл вплоть до кризиса 98-го года. Тогда рухнул весь бизнес по стране, я тоже это на себе сразу ощутил.
Кстати, я даже устроил «наш ответ Чемберлену» - в какой-то момент набрался наглости, нашёл базу американских газет и разослал им по почте предложение о сотрудничестве. 99% не ответило, но штук пять от удивления опубликовали рисунки русского художника. Было забавно - присылали чеки из американской глубинки, я шел в «Балтийский банк», там тоже удивлялись, проверяли их месяц, а потом обналичивали. А одна газета вообще прислала в Питер редактора отдела путешествий, чтобы он написал о карикатуристах Петербурга. До сих пор дружим с этим журналистом, я спустя много лет потом в Америке с ним снова встретился удивительным образом.
Рисунок Вячеслава Шилова
Когда активно начал развиваться интернет, я вместо почтовых рассылок запустил электронные рассылки, открыв простенький сайт Best-cartoon.spb.ru - и привлёк к работе нескольких своих друзей-художников, чтобы у редакций был больший выбор иллюстраций.
Где-то в середине 2000-х у меня в голове засела идея более серьёзного ресурса по карикатуре - современного интернет-инструмента для подбора иронических изображений. Я поделился ею с другом и известным художником-карикатуристом Виктором Богорадом. А тот меня свёл с Игорем Алёшиным, который параллельно, как оказалось, тоже думал на эту тему. Игорь - отличный карикатурист, а по совместительству профессиональный программист, классный специалист, который в Штатах работал по контракту (до его отъезда мы встречались пару раз, было шапочное знакомство) и потом вернулся в Петербург. Так и случился наш проект на троих - Cartoonbank.ru.
Домен зарегистрировали в 2006 году, имя подобрали по аналогии с англоязычным сайтом журнала The New Yorker, известным ресурсом по юмору. Cartoon - это «карикатура» по-английски. Дословно получился «банк карикатур», хотя позиционируем официально мы себя как «Банк Иронических Изображений» - у нас на сайте целый список категорий, от коллажа до стрипа.
ООО мы открыли в 2010 году, тогда же запустили в закрытом режиме и сайт. Четыре года старт откладывался - боролись с сомнениями и вели подготовительную работу, не хотели создать что-то некачественное и непродуманное. Игорь Алёшин взял на себя всю техническую сторону вопроса - разработку и поддержку сайта; на мне - документация, контент, группы в соцсетях, общение с авторами, партнёрами, реклама; Виктор Богорад - дал деньги на старт, 100 тысяч рублей.
Мы даже не всё сразу потратили - оставили «подушку безопасности». Заплатили за оформление юрлица, хостинг, домен, аренду почтового ящика (оригиналы договоров с авторами получаем на него). Немного потратили на контекстную рекламу, но особого эффекта не увидели и отказались от неё.
В штате сейчас всего два человека - я и мой заместитель, имеющий право подписи на документах, чтобы моё отсутствие не ударяло по компании. Зарплаты у нас чисто символические. Офиса нет, он нам не нужен. Ещё мы пользуемся услугами бухгалтера на аутсорсинге.
Наш сайт - это посредник между художниками и редакциями. По сути это тот же фотобанк, только с карикатурами, вернее – с ироническими изображениями. При запуске на сайте было 6 тысяч картинок. Мы ещё до старта полусекретно рассказали о проекте друзьям-художникам, заключили с ними договоры, научили их ставить рисунки на сайт.
С самого начала решили, что работы будут определенного уровня и качества. Да, были те, кто обиделся или расстроился, что мы не взяли его рисунки, но у нас идёт ступенчатый отбор и первая ступень - приём в проект автора. Сейчас на сайт принято 88 авторов из девяти стран, но гораздо больше художников мы не взяли. Вежливо, но отказываем. Решение коллегиальное - по голосованию, и результат в целом нам нравится. У нас уже больше 32,5 тысяч изображений.
Рисунок Виктора Богорада
По договору автор передаёт нам на свои работы неисключительные права. Мы это право передаём покупателю - с помощью лицензии на выбранное изображение. 250 рублей стоит лицензия ограниченная - для сайтов и для газет с небольшим тиражом. 500 рублей - для изданий с тиражом больше 15 тысяч экземпляров. Есть ещё расширенная лицензия, для коммерческого использования, например, для рекламы или печати на футболках или других носителях (в этом случае можно печатать неограниченный тираж для последующей продажи), она стоит 2500 рублей.
Гонорар художника составляет 40 процентов от стоимости его работы
Любопытная коллизия с авторами-иностранцами. У нас расчёты только в рублях и только на рублёвую карту мы можем перечислять гонорары. Да, у нас есть художники из США, Израиля, Канады, но все они - бывшие соотечественники, и у есть них мамы, братья или друзья, у которых есть карты, выданные банками в России, рублёвые. Вот на них и переводим гонорары. Пока так решаем вопрос, выкручиваемся, они доверенности пишут. А вот бразилец, итальянец, португалец к нам просились в «Картунбанк» - и не можем взять! Тормозит нас валютный контроль.
Первое время, а начинали мы с двадцати продаж в месяц, своими деньгами приходилось скидываться, чтобы покрыть расходы. Цены на лицензии мы не меняли с момента запуска, поэтому сейчас думаем и их повышать, а также расширять круг лицензий. Авторы начинают роптать, мол, слишком дешёво продаете - и они правы со своей точки зрения.
На сегодня в среднем 100-130 продаж в месяц - уже норма. По деньгам это 30-40 тысяч рублей, что позволяет ресурсу жить полноценно и независимо, но не приносит нам ощутимую прибыль. Хотя мы на бешеные доходы и не рассчитывали - у нас же бизнес на стыке с искусством. Делаем сайт в своё удовольствие, а зарабатываем на хлеб мы другими способами, как и раньше, до «Картунбанка».
Рисунок Игоря Алёшина
Максимально мы смогли продать 200 изображений в месяц. И мы до сих пор доотдаём те 100 стартовых тысяч - совсем немножко осталось. Как правило, более активно покупают картинки к праздникам, к предвыборным кампаниям.
Мы подключили платежную систему Robokassa от московского банка «Океан», чуть позже - Paypal, когда он стал работать в РФ. Первые клиенты только по договору работали - мы заключали договор по безналичному расчёту, выделяли им «электронные деньги», а они оплачивали в течение месяца картинку. А сейчас - хоть с мобильного телефона смской оплачивай, хотя по договорам с юрлицами мы тоже продолжаем работать.
Автор сам выставляет свои картинки на сайт, у нас разработана подробная инструкция. Для него это - архив изображений, который доступен в любое время и в любой точке земного шара. Есть зависимость: чем больше картинок выставлено, тем выше продажи.
Одна и та же картинка может продаваться по девять-десять раз, есть у нас такие хиты. В лидерах - Виктор Богорад и Игорь Кийко, у них за всё время существования проекта продалось более чем по 800 карикатур, они получают по несколько выплат в год. И одна из причин этого - они поставили на сайт больше всех рисунков, не поленились.
Автор в режиме он-лайн следит, как картинка появляется на сайте, как её лайкают, как покупают - это весело! Многие входят в раж, появляется азарт, особенно после первой продажи.
Всего за время работы проекта продано около 7000 лицензий разного типа
Тенденция нас не радует: меньше рынок - меньше покупок. К тому же те издания, что ещё на плаву, избегают карикатур. Виной тому политическая чехарда. Искусственно раздутые пропагандой скандалы с «Шарли Эбдо» неприятным эхом откликаются у нас. Редакции стали побаиваться карикатур - как бы чего не вышло, такой неосознанный страх и в целом нездоровая ситуация, настороженное отношение к карикатуре.
Некоторые неприятные и странные законы, принятые нашей Госдумой в последние годы, тоже не добавляют оптимизма. Можно сказать, всё это ударяет по нам как по бизнесу. Мы уже поставили значок 18+ на сайт от греха подальше. Теперь вот думаем, как бы чьи-нибудь чувства не осквернить - карикатуры у нас есть довольно ехидные, один Ёлкин чего стоит, есть и про религию и про наших небожителей.
Рисунок Сергея Ёлкина
Мы даже разместили на сайте предупреждение: если вас, уважаемый посетитель проекта, вдруг посетит неконтролируемый приступ обиды, напишите нам, мы обязательно рассмотрим ваш случай! Да, до смешного доходит, а что делать? Но пока не обращались - видимо, лень писать или пока дураком себя выставлять никто не хочет.
И в то же время у нас сложился круг постоянных клиентов: есть сайт, который стабильно покупает до 30 изображений в месяц для своего юмористического отдела, есть наши любимые друзья - журнал «Красная Бурда», постоянные клиенты. Из газет с нами постоянно сотрудничают «Новая газета» (Петербург), «Труд», «Парламентская газета», даже из далёкого Биробиджана покупают. Скачивают работы и из-за границы - из Литвы, Германии, Швейцарии; кто - не знаем, думаем, бывшие соотечественники.
Ещё Cartoonbank работает как бренд - на нас выходят организаторы выставок, конференций, наши художники ездили в Польшу, Германию, они участвуют в международных семинарах как представители проекта. Меня приглашали в Китай как руководителя проекта, и я в институте анимации читал лекцию, где примером служили работы наших художников - рассказывал про гэги, которые они используют в рисунках. Так что «Картунбанк», во многом, имиджевый проект.
Рисунок Бориса Эренбурга
Некоторые авторы нам пишут с благодарностью - мы стали снова рисовать для людей, а не в стол! Это как помощь художникам, как точка приложения их творчества. За время нашей работы, к сожалению, трёх авторов уже не стало. С родственниками двух из них мы перезаключили договор - причём им отчисляем 50 процентов, то есть, по сути, на них сами не зарабатываем, но это поддержка семей, и как будто этот автор, он до сих пор с нами, через его картинки.
У нас несколько возможностей зарабатывать, помимо продаж картинок в СМИ, и мы как раз очень нацелены на эти формы сотрудничества. Правда, мы думали, что всё пойдет быстрее и веселее - и заказы на нас хлынут, когда мы наберём большое количество изображений. Однако постоянно-интенсивного потока мы не наблюдаем. Почему? На мой взгляд, причин несколько. Первое - стагнация в связи с отношением к карикатуре, которое в целом поменялось в худшую сторону. Второе - много картинок попросту воруют, увы. Третье - недостаточная «раскрутка» наших возможностей, при том, что их немало.
1. Печать наших изображений на разных носителях - сумках, футболках, кружках и т.д. У нас заключено партнёрское соглашение, но только с одним сайтом, который этим занимается. На нашем ресурсе размещена его «кнопка» - клиент может тут же увидеть, как изображение будет выглядеть на вещи, и сделать заказ. Партнёры все изготавливают «под ключ», наша - только картинка. Кстати, с сайта этого партнёра на «Картунбанк» идут посещения, они же тоже пиарят услугу. Стоимость картинки для этих целей (а это считается индивидуальным заказом, а не неограниченным тиражом для продажи) - 250-500 рублей.
2. У нас можно заказать полноценную выставку. Любой тематики. Покупай лицензии - делай принты, оформляй в багет - и готово. Так, например, с Гатчинским музеем у нас был совместный проект, и с Музеем Ленобласти - оба вполне успешные. Был проект с Планетарием - там работы демонстрировались в режиме выставки на огромный экран. Выставку может сделать любая организация - хоть стоматологическая клиника, хоть золотопромышленная компания: повесили в офисе или конференцию провели с необычным таким дополнением. У нас рисунков - на какой угодно запрос. Лицензия стоит всего 500 рублей (пока).
Рисунок Олега Дергачёва
3. Можно печатать календари с нашими рисунками. Такие заказы тоже были, но их по пальцам сосчитать.
4. Картинки можно использовать в рекламе - опять же фантазий непочатый край. Хоть корм для кошек, хоть коляски детские - у нас много, очень много хороших, с юмором, рисунков. Можно в мультфильм или видео вмонтировать картинку.
5. Наши художники могут давать мастер-классы по карикатуре. Как-то нас попросили провести мастер-класс для детей в Эрарте, это музей современного искусства в Петербурге, за не очень большие, но деньги. В другой раз попросили «выделить» официально карикатуристов на уличный фестиваль рисовать шаржи. Даже в Смольный однажды приглашали, на конференцию для СМИ, мы там отчасти себя пиарили, но авторам заплатили как за участие в проекте, по договору.
6. С картинками «Картунбанка» можно издавать юмористический журнал целиком, и, представьте, к нам однажды обратился издатель - и даже выпустил отличный пилотный номер - тиражом 10 экземпляров. Дальше этого, правда, у него дело не пошло, он занялся организацией концертов, а не сбором рекламы для журнала. Однако возможность-то сохраняется!
7. Можно печатать открытки-карикатуры. У нас есть свой опыт - один из авторов (я ему тоже помогал, было интересно) вложился в печать открыток - всего 38 наименований, потратил 60 тысяч рублей. Себестоимость печати одной открытки, кажется, тогда была 3 рубля. Продавались они по 15 рублей за штуку в магазины, а те накручивали свою комиссию, и до покупателя открытка доходила за 30-50 рублей. Деньги довольно быстро были «отбиты». Перспектива, кажется, есть, но это отдельное направление бизнеса, которым надо заниматься серьёзно, а ни у партнёра, ни у меня не было на это ни времени, ни сил. Мы же ещё и художники - работаем со своими личными заказчиками постоянно. Но это направление бизнеса, в принципе, может кто угодно развивать через «Картунбанк» - купил картинку за 2500 рублей (а с системой скидок и того дешевле) и печатай хоть 10 тысяч открыток на продажу - дарю идею!
Рисунок Вячеслава Шилова
8. С помощью наших иллюстраций можно оформлять книги - мы продаём всего по 250 рублей картинку для книг.
9. Наш рисунок можно вмонтировать в постоянный дизайн сайта, но это уже будет коммерческая лицензия за 2500 рублей.
10. Когда в стране была активная политическая жизнь, во время выборов часто карикатуры покупали для листовок, по 2500 рублей, тоже как рекламу, политическую. Просили пакет документов - лицензии, договор - это мы всегда без проблем предоставляли. Последние года два никакой активности в этом плане нет, но сама возможность не исчезла.
У нашего проекта есть странички в соцсетях – в Facebook и в «Вконтакте», несколько тысяч подписчиков. Мы сами их ведём, не платим никому. Но наиболее сильный эффект - от сотрудничества с сайтом Anekdot.ru, у которого более 100 тысяч посещений в день. Если в Google сделать запрос «карикатуры», то первые ссылки - это карикатуры нашего проекта на Anekdot.ru У нас партнёрский договор, что они размещают наши картинки с логотипом «Картунбанка» у себя бесплатно. И от них поток идёт на наш сайт.
Трафик у нас небольшой, в среднем 300-400 посетителей в день, но бывали всплески до 6-7 тысяч - если проект где-то «засветился». Но трафик - это в основном любопытные зрители и любители карикатур. А клиенты нас находят через поисковики. Прямые рассылки по СМИ, типографиям, издательствам эффекта особого не принесли - почтовые фильтры отсылают львиную часть предложений в спам.
Небольшие деньги «капают» нам с размещения трёх рекламных баннеров на «Картунбанке». С Google у нас заключено соглашение, они ставят у нас рекламу, и если с нашего ресурса идут клики и посещения на рекламируемые ресурсы, мы получаем за это деньги. Примерно 100 долларов за пару-тройку месяцев, набегают.
Наши конкуренты - это сами художники (это шутка, конечно, но с долей правды). Вот случай. Есть у нас в проекте карикатурист Андрей Попов, питерский, очень здоровский, именитый, победитель международных конкурсов. И журнал «Красная бурда» сначала покупал его работы на обложку через «Картунбанк». А потом связался с Андреем - и стал работать с ним напрямую (для обложки, внутрь журнала они продолжили покупать картинки через нас).
Но мы не в обиде, кабальных условий у нас нет, и автор может сотрудничать с теми, кто на него пристально и индивидуально нацелен. Более того, часто через наши контакты выходят с поиском того или иного художника, и мы обычно помогаем связать людей, без комиссий, лишь бы сотрудничество состоялось. Обратная сторона этой позиции «делай добро и кидай его в воду» - бывает, что авторы рекомендуют нас заказчику, чтобы те покупали работы на Cartoonbank.
Есть ещё в Рунете ресурс Caricatura.ru. Но я не считаю их прямыми конкурентами. Там любой желающий может зарегистрироваться и выложить свои работы. Отбора нет. Соответственно, качество страдает. И я не уверен, что там можно мгновенно, как у нас, хоть среди ночи, купить картинку.
Рисунок Игоря Кийко
Есть Illustrators.ru, там тоже есть карикатуры, но этот ресурс существует просто как некая площадка для обнародования работ художников - и надо связываться с автором, чтобы решать вопрос о покупке понравившегося изображения. Я не знаю, кто ещё в России, как мы, лицензионные изображения продаёт, честно, с лицензиями от правообладателя. Поэтому считаю, что конкурентов у нас особо нет, контент уникальный.
До сих пор у нас бытует ложное представление о том, что в интернете всё бесплатное. Отсюда проблема - много воруют, просто откровенно воруют, и всё не отследить. Во многих странах воровство интеллектуальной собственности - это нонсенс. У нас же считают, что никаких серьёзных последствий не будет. Но это не совсем так.
Мы даже создали пул юристов из разных городов, к которым могут обращаться художники, если их авторское право нарушено. На сайте есть контакты. И у нас были прецеденты, когда наши художники добивались выплат за ворованные карикатуры через суд. Например, мы подали в суд на муниципальную газету в Петербурге, отсудили 60 тысяч рублей, половина из которых отошла адвокату - за его услуги, а вторая часть - художнику.
Это, конечно, крайняя мера. Как правило, мы просто просим выплатить гонорар за опубликованные работы, если видим, что они напечатаны без ведома автора и «Картунбанка». Но когда не идут на диалог, наглеют и даже откровенно хамят - идём в суд.
Рисунок Вячеслава Шилова
Вот ещё случай: фирма в Екатеринбурге тиражировала на своём сайте картинку Виктора Богорада, он обратился к местному юристу, та пришла в эту фирму и купила футболку (официально, с кассовым чеком) с изображением из «Картунбанка». Позвонила им - они говорят, мы с сайта картинку убрали, считаем вопрос исчерпанным. Тогда она сообщила о футболке, мол, с сайта-то убрали, а на месте изображением торгуете. До суда дело не дошло - сошлись на 35 тысячах рублей за нарушение авторских прав. А купили бы лицензию - проблем бы не было. Мы пишем о таких фактах на нашем сайте в разделе «Защита прав».
Не исключаю, что наши планы и все наши силы, время, нервы и деньги в ближайшее время пойдут на англоязычную версию сайта, куда будут попадать только работы «без слов», чтобы попытаться выйти на европейский рынок. Порядок цен там несопоставим - одна картинка может стоить 50-100 евро. Эти цифры не с потолка, мою картинку с голландского сайта купила экологическая организация, которая носорогов защищает. Мне заплатили 100 евро за картинку, её опубликовали в журнале и напечатали на футболках. Этот сайт голландский по другому принципу, чем мы, работает: там владелец сайта сам ищет клиентов (экологические и правозащитные организации и т.д.), они дают ему грант и он на него устраивает конкурс среди художников со всех стран - вот однажды моя картинка победила в конкурсе, то есть заказчик выбрал именно её.
Так вот мы думаем сейчас в этом направлении, усиленно. Обсуждаем разные варианты: и филиал в Европе, и совместный с западным партнёром сайт. Нервничаем: движение денег, регистрация, налоги - всё новое, неизвестное, но мы очень хотим полноценную англоязычную версию ресурса. Должны дозреть.
Конечно, мы хотим, чтобы проект был финансово успешным, иначе его не затевали бы. На фоне сегодняшней ситуации, мы рады, что развиваем «Картунбанк», что не закрылись, у нас на него есть планы. И мы желаем ему долгой творческой и коммерческой жизни, как и себе, как и всем вам.
Крути педали: как один велопрокат стал платформой для многих бизнес-проектов.
Мне бы в небо: как балерина запустила бизнес по выпуску лётных костюмов.
«Взлёт разрешён!»: как капитан авиалайнера придумал настольную игру.