Пермячка Мария Кадникова собиралась стать ветеринарным врачом, но судьба свела её с молодым человеком, который впервые привёз в Пермь огненное шоу. Вспыхнули чувства. Марию и Николая объединило желание делать удивительные и порой опасные для здоровья человека трюки с огнём. Сегодня супруги развивают собственный театр огня «Игры Пламени». О том, как создаётся реквизит для выступлений и почему жара и холод одинаково опасны для представлений, Мария Кадникова рассказала порталу Biz360.ru.
Мария Кадникова (сценический псевдоним – Maruta) – 34 года, предприниматель из Перми, сооснователь театра огня «Игры Пламени». По образованию – ветеринарный врач и режиссёр театрализованных представлений и праздников. Театр огня «Игры Пламени» существует с 2008 года как семейный проект: в нём активно участвует и супруг Марии – Николай Кадников.
До театра огня я училась на ветеринарного врача и собиралась лечить коров. В конце третьего курса познакомилась со своим будущим супругом Николаем Кадниковым. Он увлекался поингом – (жонглирование шарами или фитилями, к которым привязаны верёвки – прим.редакции). Собственно, он стал человеком, который привёз огненное шоу в Пермь. До него в нашем городе никто этим не занимался.
Познакомились мы благодаря девушке, которая хотела создать в Перми своё огненное шоу. Она обратилась к Николаю за помощью: чтобы он научил её работать с огнём, а также её команду, в которой была и я.
Около полугода мы с Колей выступали под руководством этой девушки. Но у нас были разные взгляды на то, какой должна быть организация тренировок, как подходить к выбору музыкального материала и т.д. А с Колей мы были на одной волне. Поэтому мы отделились и образовали свой коллектив. Спустя полгода назвались fire-show группой «Игры Пламени». С тех пор и существуем, только теперь мы театр огня.
Это было более 14 лет назад. А 13 лет назад мы с Колей поженились. Теперь вместе растим наших троих детей и развиваем творческий коллектив.
Чтобы заниматься огненным шоу, я пожертвовала моей первой специальностью, хотя всей душой любила ветеринарное дело. Но любовь к сцене оказалась сильнее. Многие знакомые, узнав о моём выборе, в открытую называли меня дурой. Родители настаивали, что огненное шоу – это интересное хобби, но для заработка на жизнь не годится. Муж тоже поначалу считал, что это не может приносить достаточный доход. Но он дал мне возможность попробовать себя в этом деле.
Пока супруг работал программистом на «нормальной работе», я «занималась ерундой». Иногда выступала одна, но чаще с супругом. Выступления в большинстве случаев вечерние и ночные, поэтому Коля легко совмещал их с основной работой. Само собой, что первые пару лет доход у нашего огненного шоу был небольшим.
Но я упëртая. И в какой-то момент прибыль от моего «увлечения» стала выше, чем зарплата мужа на хорошей должности.
Когда поняла, что хочу заниматься огненным шоу серьёзно, я поступила в вуз и стала режиссёром театрализованных представлений. До сих пор стараюсь изучать литературу по сценическим предметам.
Раньше подготовка к рабочим выходным или фестивалям была прикольным кипишем. С годами она превратилась в монументальный труд, который выжимает все жизненные соки.
В первую очередь, конечно, нужно учитывать тот факт, что в 2009 году три выступления в месяц – это было много! А сейчас три выступления за вечер – это норма. Когда-то мы надевали чëрные водолазки со штанами, брали в одну руку сумку с реквизитом и керосином – и ехали на мероприятие. Сейчас для минимального выступления требуется не менее 25 предметов.
Но самый отягчающий работу момент – это всë увеличивающееся количество социальных ролей в жизни. И материнство – одна из них. Выступления часто проходят в темноте, а значит, приходится работать по ночам. Очень сложно работать в таком ритме, при этом ещё заниматься детьми и частным домом, в котором мы живём.
На вопрос «Когда я работаю?» ответ довольно простой: «Всегда». Я не привязана к офису и могу позволить себе то, что многим и не снилось:
-
собирать в курятнике яйца и обсуждать с клиентом стилистику свадьбы;
-
между нарезкой овощей и помешиванием супа готовить пакет документов для выступления на Дне посёлка;
-
стирать детские пелёнки в одном тазу с прокеросинеными костюмами;
-
высмаркивать ребёнку нос и проводить оплату за 150 л керосина.
Всем говорю, что свой бизнес – красота! Хочешь – много работаешь, не хочешь – работаешь ещё больше, проклиная «тот день, когда сел за баранку этого пылесоса».
В репертуаре нашего театра больше 20 номеров: в разных тематиках, с разным количеством артистов, разной продолжительности, для разного бюджета. Наши выступления заказывают на свадьбы, дни рождения, праздники: Новый год, 8 марта, корпоративы. Но всё же больше всего мы сотрудничаем с домами культуры и муниципалитетами: дни городов и посëлков, Масленицы, городские события, фестивали.
Минимальная сумма заказа: 7 000 рублей за световое шоу и 9 000 за огненное шоу. Это цена за 4-5-минутный номер с участием двух артистов. Есть номера и на восемь артистов, и продолжительностью до 30 минут. Диапазон цен: от 7 000 до 70 000 рублей.
В нашем бизнесе сильная сезонность. За весь апрель может быть пять-шесть выступлений, а в какую-нибудь июльскую субботу пять-шесть выступлений за вечер. Годовой оборот нашего семейного предприятия – около 1,7 млн. рублей.
На старте мы пробовали разные варианты рекламы: от раздачи рекламных листовок на форумах и фестивалях до рекламы на радио, телевидении и таргета. Но наш опыт показал, что нет ничего лучше сарафанного радио. Мы уже несколько лет совсем не вкладываемся в рекламу, а клиентов меньше не становится.
В нашем театре семь артистов, коллектив сложился давно – более 10 лет назад. Одна артистка у нас швея – все костюмы шьëт она. Для них мы используем только натуральные ткани, потому что от состава материалов и типа костюма зависит наша техника безопасности.
Синтетику мы не используем из-за пожароопасности. В костюмах отсутствуют висящие и выступающие элементы, так как за них может зацепиться реквизит, который используют артисты. У нас строгий запрет на использование лаков для волос и большое количество тренировок для уверенного владения реквизитом.
Сначала проводили тренировки в разных залах. А потом построили дом, чтобы иметь собственный зал в нём. Тренируемся с тренировочным реквизитом, простите за тавтологию. Делаем специальное не огненное оборудование, чтобы оно не пачкалось при касаниях. При отработке новых программ бывают и прогоны с огнём на улице.
За реквизит отвечает муж. Он всё делает своими руками: огненные веера, стаффы (палка с горящими концами), пои (шары на цепях), кометы (крупные горящие сферы) и прочее. Мы используем около 20 видов реквизита. Некоторое оборудование может весить от 80 г до 3 кг.
На мне в нашем проекте помимо участия в выступлениях организационная работа.
Работа с огнём опасна, и повторять увиденные трюки без специальной подготовки не следует. На выступления мы берëм средства пожаротушения. Перед шоу предпринимаем необходимые меры безопасности – огораживаем сцену или площадку от зрителей.
Глотание огня и «обжигание» тела только выглядят опасными. На самом деле, при знании техники выполнения это очень простые трюки. Самое опасное в огненном шоу – это пиротехника. Костюмы у нас как решето: результат летящих искр. Да и мелких ожогов на теле остаëтся очень много. Это, увы, неизбежность.
У мужа на лице осталось несколько шрамов после неудачного огнедышания. У меня однажды оплавилась линза в глазу. Но чего-то серьёзного с нами, тьфу-тьфу, не случалось.
Нас часто спрашивают, выступаем ли мы зимой, так как чаще всего представления проходят на улице. Да, мы выступаем зимой на улице. И да, нам холодно. Наш рекорд – выступление в -36⁰С. Под костюмами у нас было по две кофты. Пальцы теряли чувствительность даже в толстых перчатках. Пиротехника отказывалась работать из-за технических характеристик. Но мы самоотверженно выступали на протяжении почти 20 минут.
Именно тогда мы опытным путём выяснили несколько моментов. Во-первых, замороженными пальцами костюмы снимаются только путём разрывания петель и пуговиц. Во-вторых, огнедышание керосином, стоящим полчаса в сугробе, чревато обморожением ротовой полости, ведь керосин не застывает при таких «смешных» температурах. И, в-третьих, согревая промёрзшие руки над горящей чашей, ты легко можешь получить ожог поверх обморожения.
Пожалуй, даже страшнее, чем выступать в мороз – это жара. На холоде артист мёрзнет, на жаре – горит. Ожоги иногда остаются даже от реквизита, пролетевшего от кожи в нескольких сантиметрах. Вот яркий пример.
Июнь. Фестиваль «Белые ночи» в центре Перми. Спектакль «Viva Venezia!». В этих костюмах тепло даже в +5⁰. В +31⁰ в них было невыносимо жарко. А маски ещё и лишали артистов возможности дышать (двое были на грани обморока.) Но это не самые яркие впечатления от того выступления. Самый ад случился, когда девушки взяли огненные зонты: от этого жара пластиковые маски на их лицах начали плавиться. Обошлось без жертв, но маски так и остались покорёженными. Что не мешает им работать до сих пор.
Работа в дождь тоже имеет свою специфику. Мелкая противная морось может испортить настроение, но не огненное шоу. А вот ливень «стеной» действительно создаёт много сложностей.
Чтобы уберечь реквизит от сырости, мы возим с собой полиэтилен, который выручает даже при обильных осадках. Хотя не будем скрывать, что в отдельных случаях не спасает даже он. Например, габаритные конструкции типа сферы сложно завернуть так, чтобы полиэтилен не сдуло ветром. И, увы, случалось, что заранее обёрнутый реквизит оказался во внезапно образовавшейся луже. После чего он бессовестно подмочил нашу репутацию.
Самой влагоустойчивой в нашей работе является, как ни странно, пиротехника. На парочке наших выступлений лило так, что половина реквизита категорически отказалась гореть. При этом без сбоев отработало 100% пиротехники – и ручной, и стационарной.
Я рассматриваю наш театр «Игры Пламени» больше как творчество, чем как полноценный бизнес. Поэтому стратегических планов, направленных на увеличение дохода, у меня нет. А в творческом плане – мы всё больше работаем над театрализацией огненного шоу.
Очень хочется войти в ассоциацию уличных театров. Для этого надо создать перформансы, которые не стыдно показать на фестивале уличных театров. В начале творческой деятельности мы делали попытки ставить некие «огненные спектакли». Но потом постепенно «скатились в коммерцию». В этом году в планах подготовить парочку интересных спектаклей-перформансов.
Изменения в творческой деятельности нам, конечно, предстоят. Мы стареем и скоро будем уже не годны для некоторых ролей. Так что близится этап подготовки нового поколения.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».