Обломал немало веток: как устроено производство эфирных масел в уральской тайге

Прочтёте за 5 мин.

«В бане, когда на каменку поддашь, знаете какой аромат!»

IT-инструменты, которые использует Александр Мартынов

  • ВКонтакте
  • Zoom
  • WhatsApp

Александр Мартынов – предприниматель из глухой таёжной деревни Чазёво. Воспользовавшись тем, что его окружает – лесами – он создал мини-производство эфирных масел из хвойных пород деревьев. А основным источником продаж сделал интернет – аккаунт в соцсети «ВКонтакте». О том, как самодельные аппараты заменили профессиональное оборудование и для чего люди покупают эфирные масла, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «Пихтоварка» Александр Мартынов.

Досье

Александр Мартынов – 34 года, предприниматель из Пермского края, основатель проекта  «Пихтоварка». По образованию – математик-программист, окончил Пермский политехнический университет. После этого пять лет работал в «Сбербанке». Затем вернулся на родину – в маленькую таёжную деревню Чазёво. Работал в администрации, но после объединения поселения его сократили. В ноябре 2020 года открыл в своей деревне производство пихтового масла.

Александр Мартынов

Как всё начиналось

Александр Мартынов родился и вырос в таёжной деревне Чазёво Коми-Пермяцкого округа. После школы поехал в Пермь получать высшее образование. Но молодого человека всегда тянуло на малую родину. Чазёво – маленькое поселение, в котором живут всего-то 350 человек. Коренное население – коми-пермяки, народ с древними корнями и самобытным языком. 

«Мы, коми-пермяки, всегда в лесу жили. Поэтому я никогда не хотел оставаться в городе. Три-четыре дня побуду и тянет обратно в деревню. Но в деревне работы нет. Поэтому я сразу после возвращения домой решил, что открою своё дело», – рассказывает Александр. 

В 2015 году он открыл в Чазёво цех по производству пиломатериалов, но дело не пошло. А потом Александра пригласили в местную администрацию на должность заместителя главы. Но в 2019 году поселение объединили с районом, всех сотрудников сократили. Мужчина опять остался без работы. 

«Пока работал в поселении, завёл ежедневник. В нём накопилось 960 идей всяких разных. Стабильно раз в неделю я старался какую-то идею писать», – говорит Александр.

 Пихтоварка

Идея производства эфирных масел пришла ему в голову в 2020 году. Он встал на учёт на биржу труда, написал бизнес-план и получил от регионального фонда поддержки предпринимателей средства для реализации проекта – около 100 тысяч рублей. Ещё 100 тысяч рублей Александр добавил из своих накоплений. На эти деньги было куплено оборудование для варки эфирных масел. Производитель пихтоварок нашёлся местный – в Перми. Так и появился проект «Пихтоварка». 

Бизнес из подручных средств

Сырьём – как для пихтового, так и для елового и соснового масел – уральская тайга богата. В самом начале своего проекта Александр Мартынов ездил с отцом в тайгу, вместе они собирали на меже вдоль заросших полей лапку (ветки хвойных пород, которые не годятся для деревообработки – прим. редакции) сосны и пихты. Однажды елью поделился сосед – у него остались непроданные новогодние ёлки. 

«Сейчас лапку собираем на делянках. Это такие участки леса, которые государство выделяет частникам – например, для заготовки дров. Люди, как правило, берут само бревно, древесину, а лапки никому не нужны. Вот этот подножный материал, то, что в кучах лежит, мы и используем для своего производства. За лапку ничего не платим. Она на делянках заготовки леса считается отходами», – объясняет основатель «Пихтоварки».

Александр Мартынов 

Когда нужное количество сырья не удаётся найти на делянках, ветки приходится самостоятельно ломать. Делается это по специальной технологии. У Александра есть книга по пихтоварению. Там указано, как именно ломать ветки: под каким углом, какой длины и в каком количестве, чтобы дерево не погибло, а продолжало расти. 

Первые пробные масла Мартынов приготовил в ноябре 2020 года. Эту партию он раздал друзьям и знакомым на пробу. Вторую партию повёз на региональную ярмарку. Супруга оформила бизнес-страницу во «ВКонтакте», чтобы вести продажи через эту соцсеть. Первым покупателем стала землячка – женщина, работавшая в местной администрации. 

Как устроено производство

Само производство масла Александр, смеясь, сравнивает с самогоноварением. Принцип работы пихтоварки действительно смахивает на работу самогонного аппарата на дровах. 

В пихтоварке есть котёл, в который заливается вода. При её кипении получается пар, который подаётся в двухкубовый чан, который заранее наполняется утрамбованной лапкой. Пар проходит через лапку, а затем направляется в холодильник. Так получаются вода и масло. Они капают в одну ёмкость. Так как масло легче воды, то оно накапливается в ёмкости сверху. Внизу остаётся вода – гидролат.

Александр Мартынов 

Вскоре после запуска производства купленная пихтоварка перестала устраивать предпринимателя. «Котел был неэффективен – по дровам и запас воды небольшой для пара», – объясняет Александр Мартынов. 

Он задумался о том, где взять нужную конструкцию, которая бы исключала все недостатки прошлой модели. Решено было сделать аппарат своими руками. 

«Взял старый советский водогрейный котёл. Такие использовали на делянках для подогрева воды для тракторов. Схематически нарисовал, как всё должно выглядеть. Посчитал необходимый запас воды. Купил металл, пригласил сварщика и просто показывал, где что нужно сварить и где что отрезать. Получилось с первого раза, за исключением пары дырок в сварных швах. Но их быстро устранили. Самоделка получилась гораздо удобнее, производительнее и экономичнее по расходу топлива», – уверяет Александр.

Пихтоварка 

Технологию приготовления он взял из книги Г.В. Никифорова и А.М. Калинина «Лесная промышленность», выпущенную в 1977 году. Эта книга нашлась в интернете. 

Масло предприниматель варит восемь раз в месяц. Это процесс небыстрый. Сначала надо измельчить лапку с помощью самодельной рубильной машины. Её предприниматель купил с рук у земляков. Затем сырьё загружается в агрегат. На вторые сутки запускается сам технологический процесс. Целый день от пихтоварки не отойти: надо подкладывать дрова и следить за соблюдением технологии. 

«На заготовку сырья требуется четыре-пять часов, ещё два часа на его измельчение и загрузку в чан. И 12 часов варки. Один час на выгрузку. Весь технологический процесс делю на два дня», – говорит Александр. 

Бак пихтоварки вмещает около 500 килограммов лапки, из которых получается 6-7 литров пихтового масла и 2,5-3 литра соснового или елового.

Пихтоварка 

«Уникальность нашего продукта в том, что оно на 100% натуральное. Для получения масла используется только водяной пар, сырьё – из экологически чистых лесов. Эфирные масла из аптеки почти не пахнут деревом. Запах там слабый, нет «хвойной нотки» и чувствуется аромат спирта. Наши масла пахнут настоящим хвойным лесом! Сами с удовольствием пользуемся всей семьёй. В бане, когда на каменку поддашь, знаете какой аромат! Надо совсем чуть-чуть масла», – добавляет Александр. 

Конечный продукт «Пихтоварки» упаковывается в стеклянные баночки по 30, 50 или 100 мл. Тару Мартынов закупает в Москве через интернет. Она выполнена из тёмного стекла, которое позволяет маслу долго не портиться. Срок хранения – два года при температуре до +25C в тёмном месте. Поскольку Александр варит небольшие партии масла, их удаётся сразу продать. Поэтому организовывать собственный склад нет необходимости. 

Экономика проекта

Сейчас в ассортименте «Пихтоварки» масло пихты, сосны, ели и можжевельника. А также сопутствующие продукты – гидролаты и отвары. 

«Пока я экспериментирую с ассортиментом. Пробовал выпускать ароматизатор для автомобилей. Тестировал его на себе. Если в ароматизатор налить чистое масло, то через 30 минут, проведённых в машине, начинает болеть голова. Пробовал мешать с подсолнечным маслом, запах получается слабый. В общем рецепт остался не проработанным пока», – говорит Александр Мартынов. 

А вот другая новинка – ролик с маслом – пользуется популярностью. Его можно использовать как духи.

Пихтоварка 

Продажи ведутся в основном через страницу проекта в «ВКонтакте». Её ведёт супруга Александра – Ольга. На продвижение странички супруги тратили несколько раз по 200-500 рублей. Но принесло ли это результат, так и не поняли. Есть также несколько розничных магазинов в Перми, который закупают у Мартынова эфирные масла. 

Розничные цены на масла от «Пихтоварки» – 150 рублей за 30 мл, 300 рублей за 100 мл. В месяц предпринимателю удаётся продать 300 единиц товара. Прибыль пока получается небольшой – всего 20 000 рублей. Однако для маленькой таёжной деревни с населением 350 человек – это неплохие деньги. И Александр надеется, что бизнес будет расти. 

За год у «Пихтоварки» уже появились постоянные покупатели – около 50 человек. Масла покупают в основном в Коми-пермяцком округе и Перми. В краевой центр предприниматель возит свою продукцию сам. Среди клиентов в основном женщины. Они берут масла для косметических нужд, для банных процедур и для добавления в чай. 

Сейчас у проекта «Пихтоварка» один наёмный сотрудник – девушка, которая помогает со сбором лапки. Но в планах, как принято говорить, масштабирование. «Хочу запустить пихтоварки в других деревнях района. У нас очень большая безработица. Я хочу дать людям новые рабочие места», – делится планами Александр Мартынов.

Александр Мартынов

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

21 сентября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов