Сергей Петров и Антон Сержантов почувствовали падение выручки от своего основного бизнеса ещё в самом начале корона-кризиса. Стали думать о дополнительном бизнесе, который можно быстро запустить в какой-либо перспективной нише - и у них возникла идея проекта в сфере глэмпинга, так называется отдых на природе в комфортных условиях. Быстро нашли локацию в Подмосковье – и всего за месяц построили палатки-шатры и всю инфраструктуру. О том, как заработать на внутреннем туризме, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь глэмпинг-кэмпа «Под небом» Сергей Петров.
Сергей Петров, 34 года, серийный предприниматель из Москвы, сооснователь глэмпинг-кэмпа
«Под небом». По образованию - журналист. Является совладельцем рекламной сети ClicksCloud. Палаточный отель «Под небом» основал в 2020 году в Подмосковье вместе с партнёром Антоном Сержантовым.
Сергей Петров и Антон Сержантов уже несколько лет развивают рекламную сеть ClicksCloud, которая помогает онлайн-СМИ монетизировать трафик. С наступлением корона-кризиса в марте 2020 года выручка рекламной сети упала вслед за общим сокращением рекламного рынка. Тогда партнёры решили открыть дополнительный бизнес. И подходящей нишей они посчитали внутренний туризм.
«В 2019 году объём рынка выездного туризма в России составил примерно 250 млрд. рублей, а внутреннего туризма – всего 50 млрд. И у нас возник вопрос: куда денутся эти 250 миллиардов, когда за границу не выехать? Даже с учётом падения доходов населения нам казалось, что российский рынок должен просто порваться. Мы решили: пока границы закрыты, попробуем сделать туристический продукт для взыскательного туриста, который обычно ездит в Европу», - объясняет Сергей Петров.
Партнёры проанализировали, почему многие россияне предпочитали ездить за границу, а не путешествовать по своей стране. Основная причина - слабый сервис и некомфортные условия проживания. Поэтому со своим новым продуктом они решили «зайти» в высокую ценовую категорию, сделав акцент на сервисе и необычности самой услуги.
В поисках подходящего варианта для реализации своей идеи Сергей Петров и Антон Сержантов связались с компанией «Дикий дом», которая производит палатки-шатры для глэмпинга – комфортного отдыха на природе. Предприниматели изучили продукцию «Дикого дома» и решили создать глэмпинг-базу.
По их расчётам, проживание в таком «домике» можно продавать дороже, чем номер в гостинице. А по себестоимости возведение базы для глэмпинга обходится значительно дешевле, чем строительство полноценной гостиницы.
«Глэмпинги обычно располагаются в красивых природных местах. Их «фишка» в том, что это некапитальные конструкции. Например, мы строим помосты на деревянных сваях, которые заглубляем буквально на 50 см. Потом их можно снять безо всякого ущерба для природы. И глэмпинги можно располагать там, где запрещено капитальное строительство – в том числе в водоохранной зоне. То есть для клиента это возможность переночевать в комфортных условиях там, где он априори это сделать не может», - рассказывает Сергей.
Компаньоны оценивают российский рынок в этой сфере как растущий. В 2019 году в России было около 60 глэмпингов, а в 2020 году – уже 120. Перспективы роста при этом очень большие - к примеру, в Великобритании работают более 4500 глэмпингов.
«Мы конкурируем не только с другими глэмпингами, но и с обычными отелями. Преимущество нашего формата перед ними в том, что глэмпинг – это абсолютно другие эмоции. Глубокое погружение в природу без потери комфорта – это наше преимущество», - считает Сергей.
Перед тем, как приступить к реализации своей идеи, предприниматели решили проверить спрос. Они запустил «фейковый» сайт, в котором нарисовали план будущего глэмпинга и расписали концепцию отдыха на природе по системе all inclusive. Проиллюстрировали его фотографиями, найденными в интернете.
Направив на сайт трафик по рекламе из Instagram, они получили довольно много заявок. При этом стоимость каждого привлечённого клиента была очень низкой. Это показало, что спрос на услугу есть. В дальнейшем на основе этого фейк-ресурса сделали настоящий сайт, добавив туда реальные фото.
«Очень многим людям не хватает именно такого формата, когда можно в цивилизованной культурной обстановке побыть на природе. Такие условия найти почти невозможно. Обычно любителям природы приходится соседствовать с компаниями, которые жарят шашлыки и устраивают «войну дискотек». А где шашлычные компании – там не только шум, но и грязь» - говорит Сергей Петров.
В мае 2020 года партнёры начали выбирать подходящее место для глэмпинга. Они решили сделать изюминкой своего «палаточного отеля» водные виды спорта, поэтому локацию искали на берегу водоёма. Сначала Антон Сержантов на собственном катере объехал все водохранилища к северу от Москвы и отметил «с воды» подходящие полянки.
Затем вместе с Сергеем они посетили отмеченные места на машине, потратив на это четыре дня. В результате у них получился список из нескольких подходящих локаций. После чего партнёры стали узнавать, на каких условиях можно взять в аренду эти участки.
«С реализацией проекта нам повезло. Оказалось, в Московской области действует госпрограмма «Все в лес». В рамках этой программы предприниматели могут по упрощённой схеме взять в аренду часть леса для организации на этой территории экотуризма. Мы по программе «Все в лес» арендовали землю буквально за несколько недель. Если честно, у нас за 9 лет в бизнесе ещё ни с одним проектом не получалось так быстро и гладко», - признаёт Сергей.
Так окончательным вариантом для будущего глэмпинга стал участок на Пестовском водохранилище, недалеко от посёлка Тишково, в 30 км от Москвы. Затем партнёры согласовали план застройки и получили разрешение на строительство.
Партнёры приступили к возведению глэмпинг-кэмпа 15 июня 2020 года. Но сначала им пришлось расчистить арендованный участок от мусора - раньше его использовали как место для пикников, и за много лет там накопилось большое количество отходов.
«Мы выкапывали по 15 бутылок с квадратного метра. Рабочие нашли мусорную яму, в которую ссыпали мусор, наверное, ещё с 80-х годов. Когда мы вычистили её, глубина оказалась около полутора метров», - замечает Сергей Петров.
Затем началось строительство деревянных помостов для палаток и благоустройство территории. На арендованной площадке проложили дорожки, очистили лес от сухостоя, оборудовали детскую площадку. По словам Сергея, при строительстве объектов ни одно дерево не пострадало - в лесах вырубка запрещена законом.
«Когда мы начали строить, у нас была установка: мы реально хотим крутой экопроект с уважением к природе. Мне кажется, у нас получилось. Раньше здесь был «пьяный пляж», куда заезжали на машинах. Всё было в дичайшей грязи, просто ад какой-то. А когда мы всё сделали, сюда вернулись животные. Бегают ежики, выдра проплывает мимо пирса, белки скачут – ветки трясутся», - уверяет Сергей.
Машины с отдыхающими ещё какое-то время продолжали «по привычке» приезжать на это место. Чтобы решить эту проблему, во-первых, восстановили ограждения на въезде в водоохранную зону, а во-вторых, территория глэмпинга сейчас охраняется. По словам Сергея, проблема с непрошенными гостями до сих пор существует, но она не такая серьёзная, как ожидалось. При этом общая территория глэмпинга открыта всем желающим для прогулок.
Первые гости заехали в новый глэмпинг «Под небом» 17 июля – через 4,5 недели после начала строительства. К этому моменту были построены с нуля пирс, ресторан, три палатки для гостей и строение с отдельными для каждого «домика» туалетом и душем. Затем палатки для жилья продолжали достраивать – сейчас их уже 12. С таким количеством мест партнёры планируют доработать первый сезон. По мнению Сергея, каждая палатка-шатёр не уступает по комфорту номеру пятизвездочного отеля.
У глэмпинга «Под небом» есть песчаный пляж с удобным входом в воду, пирсом и помостами для прыжков. Любоваться на воду можно не выходя из палатки – все «домики» стоят непосредственно на берегу.
«Мы, конечно, тут упоролись знатно, но это были приятные хлопоты. Встаёшь в 7 утра, в полночь ложишься, а весь день бегаешь по стройке. Спишь в обычной палатке на пенке, еда - пачка макарон на всех, которую ещё надо как-то приготовить. Это было как на необитаемом острове. Высадился туда, где нет вообще ничего, и если чего-то хочешь, тебе это надо построить. Хочется нормально спать – построй себе большую палатку. Хочешь нормально есть – построй ресторан», - вспоминает Сергей Петров.
Вложения в проект составили несколько десятков миллионов рублей (точную сумму Сергей не хочет называть). Для финансирования проекта привлекались инвесторы. Выйти на окупаемость основатели глэмпинга рассчитывают в следующем сезоне.
Персонал «отеля на природе» живёт в ближайшем к нему поселке Тишково. Там для сотрудников арендуют квартиры. По словам Сергея, квартира на четырёх человек обходится компании всего в 15-18 тысяч рублей ежемесячно. Это дешевле, чем ставить для сотрудников отдельную палатку.
Глэмпинг «Под небом» работает по принципу all inсlusive. Арендовать палатку на 5 дней/4 ночи в будни стоит от 49 900 рублей на человека, на 3 дня/2 ночи в выходные – от 29 900 рублей на человека. В стоимость, помимо проживания, входит трёхразовое питание в отдельном шатре-ресторане, 60 или 100 минут катания на вейкборде, а также занятия йогой, катание на сапах и другие виды активного досуга.
«Нам выгодно продавать достаточно длинными пакетными турами, чтобы средний чек был больше. И нам проще отлаживать все процессы, когда у нас меньше заездов и выездов. Я считаю, что цена нашего пакета оправдана. Если посмотреть, сколько стоит час катера, еда и прочее, у нас не запредельно дорого. Это подтверждает и спрос. В выходные мы заполнены на 100%, в будни – на 50-70%», - говорит Сергей Петров.
Поиском клиентов проект занимается самостоятельно. Было решено не пользоваться услугами агрегаторов типа Booking.com. В этом случае им бы пришлось платить комиссию в размере 15%, а при среднем чеке в 60 тысяч рублей это составляло бы внушительную сумму.
«Мы привлекаем гостей гораздо дешевле, чем это могут сделать агрегаторы. У нас цена заявки – 300-500 рублей. Используем Instagram, Facebook, поисковики и контекстную рекламу. При таком высоком среднем чеке мы можем тратить довольно много денег на привлечение клиентов и тестирование различных рекламных каналов», - объясняет Сергей.
Большинство клиентов глэмпинга «Под небом» – те, кто обычно отдыхал за границей, но сейчас не может это делать из-за ограниченного авиасообщения.
Основная аудитория проекта – пары. «У нас на самом деле очень романтично, особенно по вечерам - мы включаем гирлянды, накрываем ужин на пирсе, можно любоваться закатом солнца, которое оставляет на воде красивую жёлтую дорожку. В плохую погоду накрываем в ресторане, но из него тоже отличный вид. Есть уличные обогреватели, пледы. Из плохой погоды тоже можно сделать уютную штуку», - констатирует Сергей Петров.
Приезжают отдыхать и клиенты-«одиночки», которые часто совмещают отдых с работой. В качестве рабочего места вполне можно использовать ресторанный столик: каждый из них оборудован розетками и wi-fi. Также отдыхает немало семей с детьми. Для них возведены специальные домики, в которых установлены дополнительные кровати.
По оценке предпринимателя, около 30% клиентов совершают повторную покупку «на месте». Они либо продлевают своё пребывание, либо бронируют дни на следующий приезд.
«Когда люди «голосуют деньгами» - это главный показатель того, что им у нас реально нравится. А значит, проект можно считать успешным. В начале нам многие говорили: «У вас же нет опыта в сервисе!». Но как выяснилось, создать классный продукт в этой сфере не так сложно. Будь гостеприимным, делай хорошо, сохраняй концепцию – и всё будет нормально», - считает Сергей.
Основатели глэмпинга «Под небом» планируют принимать гостей до первых холодов. В палатках можно жить и зимой, но Сергей сомневается, что в холодное время года гости будут приезжать в будни. Поэтому лагерь законсервируют на зиму, чтобы в новом сезоне открыть его во второй половине апреля. В следующем году будет построено ещё девять палаток – их общее количество вырастет с 12 до 21.
Один из планов на ближайшую зиму – открыть глэмпинг радом с каким-нибудь горнолыжным курортом в районе Эльбруса. По оценке Сергея Петрова, в этом регионе не так много условий для комфортного проживания недалеко от подъёмников. Партнёры и их инвесторы рассчитывают, что такая концепция привлечёт туристов, готовых останавливаться на всю неделю.
В планах на следующий летний сезон - аренда сразу несколько участков по России. «Наша задача – «застолбить» классные природные места и сделать там реально крутой продукт. Мы видим сейчас хорошую возможность, чтобы возглавить российский рынок глэмпинга и стать на нём крупнейшим игроком», - считает Сергей.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».