Введение в марте режима самоизоляции ударило по многим бизнесам – и одной из самых пострадавших оказалась фитнес-индустрия: клубы и фитнес-центры закрылись, все мероприятия были отменены. Но самый крупный игрок на рынке фитнес-образования деятельность не прекратил – «Ассоциация профессионалов фитнеса» оперативно перевела работу в онлайн. О том, как удалось быстро поменять бизнес-модель и настроить все процессы в онлайне, порталу Biz360.ru рассказали президент FPA Дмитрий Калашников и директор по развитию Мила Маминова.
Дмитрий Калашников - президент
«Ассоциации профессионалов фитнеса» (FPA). Кандидат педагогических наук, автор нескольких учебников, соавтор учебных программ, эксперт ведущих форумов фитнес-индустрии, учредитель фитнес-клуба Banana Gym. Мила Маминова - директор по развитию FPA. По образованию - преподаватель русского языка и литературы, занимается разработкой и внедрением новых технологий в учебный процесс. FPA создана в 2000 году, за это время в ней прошли обучение порядка 15 000 специалистов.
Так называемые «карантикулы» застали нас в разгар сезона. Весна – горячее время для фитнес-индустрии: увеличивается запрос на здоровое и красивое тело, растёт потребность в кадрах. В апреле мы успели запустить все наши обычные учебные группы: очников, которые предпочитают приезжать в наш учебный центр, очно-заочников, которые ездят только на определённые задания, и полностью дистанционные группы обучения.
Это три параллельных группы численностью более 50 человек в каждой. Все группы стартовали с 11 по 16 марта, как раз перед началом всех ограничительных мер по карантину. Представьте состояние наших клиентов: они долго планировали обучение, готовились и надеялись, только что внесли существенную для них оплату и настроились на длительную работу с предсказуемым результатом. И они точно не ожидали никакого подвоха, потому что обратились к специалистам, которым доверяли.
Наша специализация – организация учебных курсов и семинаров в области фитнеса. До 2017 года практически все наши мероприятия были очными. Онлайн-обучение было вынужденным компромиссом: не все могли себе позволить полгода ездить на занятия через всю Москву или из других городов.
Работал дистанционный формат из рук вон плохо: только самые мотивированные учащиеся доходили до конца и получали сертификат. Срабатывал человеческий фактор: студент был предоставлен сам себе и на старте считал, что впереди у него ещё много времени. А к концу обучения вдруг выяснялось, что подготовиться «за ночь» не получится. У нас слишком сложные экзамены, исключающие элемент везения.
FPA готовит специалистов по направлениям «Персональный фитнес-тренер», «Фитнес-нутрициолог», «Спортивный нутрициолог», «Фитнес-коуч»
Кроме того, дистанционный формат предполагал, что любой студент может получить онлайн-консультацию по сложным вопросам. Вопросов было много, на каждого студента приходилось тратить по часу времени за одну консультацию. А так как компания становилась известной далеко за пределами Москвы и Подмосковья, спрос на дистанционку только рос.
Кроме жителей регионов, об удалёнке просили и фитнес-тренеры из Москвы, которым нужно постоянно повышать квалификацию, но их расписание нестабильно и зависит от их клиентов. Или молодые мамы, которые во время декрета хотели привести себя в форму, но увлекались и принимали решение о получении специального образования. Или жители пригородов, которым было неудобно тратить по 3-4 часа на дорогу до учебного центра после основной работы.
Понимая всё это, мы задолго до кризиса решили перевести часть наших курсов в онлайн. Если бы мы не задумались об этом ещё в 2017 году, то сейчас встали бы перед необходимостью в экстренном порядке перестраивать все бизнес-процессы. В такой ситуации теперь находятся большинство наших коллег из фитнес-индустрии. Надеемся, наш опыт будет им полезен.
Решение было принято - и начался поиск системы дистанционного обучения. Мы нашли в сети много примеров, когда люди запускали онлайн-курсы на своих собственных сайтах, и воодушевились их опытом. У нас тоже прекрасный сайт! Сделаем! Справимся! По прошествии времени можно с уверенностью утверждать, что это – далеко не лучшее решение, которое может принять для себя компания. И вот почему.
Первая проблема: обслуживание системы и техническая поддержка
При создании системы дистанционного обучения с нуля на базе корпоративного сайта невозможно предугадать всё. Мы написали техническое задание программистам, они реализовали. Начали использовать систему в обучении - и тут же появились проблемы: что-то не работает в мобильной версии, что-то отображается некорректно, вот этим неудобно пользоваться – надо было срочно всё исправлять.
А сколько раз мы переделывали модуль тестирования! Наши методисты самостоятельно могли изменить только контент, за всем остальным приходилось обращаться к программистам. Чем больше мы пользовались этой системой, тем больше появлялось идей, как её сделать удобнее и что нужно добавить, чтобы обучение проходило продуктивнее. В итоге реализация наших хотелок программистами-подрядчиками растянулась на нереальные сроки.
Вторая проблема: добавление пользователей в курс и работа со сроками
На сайте была сложная система авторизации пользователей. Для того, чтобы система опознала их как студентов определённого курса, нужно было авторизоваться с помощью кода в СМС. Коды рассылались вручную и доходили они не до всех. Не дошло первое СМС – отправили второе. Тоже неудачно? Авторизуем в системе вручную через панель доступа администратора в настройках сайта. Когда таких два-три студента – это не страшно, но когда ошибки повторяются у 15-20 человек в одной группе – это уже серьёзная проблема.
У наших курсов есть прописанные сроки сдачи тестов, экзаменов и домашних заданий. Это неплохо было реализовано для всей группы, но в каждом потоке у нас были «потеряшки», которые забывали о сроках или не успевали по уважительной причине.
Мы, конечно, шли навстречу и изменяли для них дату сдачи. Это легко было согласовать с руководством, но практически нереально было отобразить эти изменения в личном кабинете студента, чтобы при этом ничего не изменилось или не пропало у других. А если данных о переносе сроков нет в системе, то потом их легко потерять. Приходилось делать дубликаты ведомостей успеваемости в облаке и заполнять их отдельно.
Третья проблема: сохранность авторских прав
В рамках курса мы предоставляем эксклюзивные учебники. Наш сайт не давал возможности загрузить учебник так, чтобы его нельзя было скачать. А разработка отдельного ПО для загрузки без скачивания – это отдельный труд и длинная история. Поэтому получалось, что веб-материалы мы предоставили, а учебники доставляли физически, по почте и курьерами в разные города России.
Опыт, который мы получили, используя свой сайт и решая массу технических проблем в ходе обучения первых двух потоков, не только поставил нас перед необходимостью перехода на профессиональную платформу для дистанционного обучения, но и значительно сузил круг поиска.
Для нашего бизнеса были важны следующие параметры:
Наличие мобильной версии. У нас длительные программы обучения - от 45 дней до полугода. Не каждый человек может просидеть полгода у домашнего компьютера, не всегда есть возможность взять с собой в поездку или на работу ноутбук.
Простота освоения платформы. Важно, чтобы была библиотека инструкций и гайдов – как всё работает. Тогда можно не привлекать программистов и обойтись своими силами.
Редактор совместимый с Power Point. Большинство наших материалов именно в ppt-формате, удобно, если презентацию можно сразу загрузить на платформу.
Так выглядит личный кабинет студента на платформе iSpring. Кабинет доступен и в мобильной версии.
Интуитивно понятный интерфейс. Если пользователю непонятно, как работает платформа, то он будет нам звонить и спрашивать. И нам пришлось бы заводить call-центр. Поэтому в наших интересах было найти платформу, в которой легко разобраться любому человеку, независимо от его технической подкованности. Кроме того, если студенту сложно осваивать новую платформу, то это влияет на впечатление об обучении.
Курс в FPA требует серьёзных усилий.
Русскоязычная поддержка. Как и со всеми сложными платформами, у нас или наших студентов могут возникнуть проблемы, которые мы не сможем решить самостоятельно. И важно, чтобы можно было с кем-то оперативно связаться и решить проблему в короткие сроки.
Модуль «Книга». Мы сами пишем учебники, они доступны только нашим студентам и выпускникам, поэтому вариант «загрузите в PDF» для нас был неприемлем. Поэтому мы искали решение, которое позволит загружать учебники в хорошей вёрстке прямо на платформу. При этом, должно быть удобно их читать с телефона. А для тех, кто предпочитает бумажные версии – можно и почтой выслать.
iSpring позволяет загружать учебники в хорошей вёрстке прямо на платформу.
Современный дизайн. Для сферы онлайн-обучения очень важен хороший продуманный дизайн. Визуальное восприятие во многом определяет хорошее усвоение материала.
В итоге среди всех протестированных нами платформ мы выбрали iSpring. Платформа полностью соответствует всем нашим запросам. Мы также были приятно удивлены тому, как специалисты компании подходят к потребностям клиента – нам не только оперативно отвечали на все возникающие в процессе освоения платформы вопросы, но и показывали каким образом можно улучшить или оптимизировать тот или иной процесс.
Сначала в онлайне у нас были только те курсы, обучение которых такой формат предполагает, например, курсы по питанию, нутрицевтике, фитнес-коучингу и т.д. Но едва мы дали возможность осваивать эти профессии в онлайне, на нас посыпались вопросы: а на тренера дистанционно можно выучиться? а почему нет? Мы осознали спрос, оценили задачу и подключили сценарное мышление.
У нас были готовые материалы в Power Point. Мы их быстро адаптировали и загрузили на платформу. Потребовалось немного времени, чтобы изучить варианты оформления контента, доступные в конструкторе курсов iSpring. Параллельно готовили инструкции для студентов и преподавателей по работе с платформой.
Если у наших преподавателей и были какие-то сомнения, то развеялись они очень быстро. Оказалось, что обучать онлайн – просто и удобно. Техника выполнения упражнений важна с точки зрения биомеханики. И на самом деле, нет необходимости кого-то трогать и следить за правильностью всех действий. Будущему специалисту важно понимать, как устроено тело и как оно работает. Тогда можно будет применить эти знания к любому клиенту и адаптировать под него любые упражнения.
Готовые материалы из Power Point легко и быстро можно загрузить на платформу.
Чтобы обучить студентов технике выполнения упражнений мы начали снимать видео с разных ракурсов. В онлайн-формате студенты также снимают себя на видео с разных ракурсов - и сравнивают с образцом из курса. Так они сразу видят свои ошибки и корректируют технику. Более того, они не присылают преподавателю задание, пока не будут довольны и горды результатом.
Работа преподавателя на этом этапе – всё отсмотреть и проверить, сделать, если надо, скриншоты и указать стрелочками на ошибки, после чего – отправить студенту с комментариями к исправлению.
На скриншотах видео красная линия – ошибочное положение, зелёная линия – правильная траектория.
Студенты в таком формате обучения привыкают к самоконтролю и самопроверке, что в дальнейшем сильно упростит им развитие в профессии. Выпускник сможет проанализировать любое видео с точки зрения биомеханики, разобрать упражнение и продумать, какая техника в этом случае будет правильной.
…Есть такое понятие, как «эффект бабочки»: в любой момент может случиться что-то такое, что повлечёт за собой глобальное изменение ситуации. Один из наших лучших преподавателей, харизматичный и любимый лектор, постоянная звезда Instagram Владимир Меркурьев в какой-то момент выпал из учебного процесса. Он перенёс операцию на позвоночнике и ему нельзя было выходить из дома. То есть ещё до всеобщей самоизоляции мы столкнулись с тем, что наш невероятный и незаменимый преподаватель не может вести очные лекции.
Переукомлектовывать группы и отдавать его студентов другим преподавателям в тот момент показалось неэтичным. И мы экстренно перенесли очную учебную группу Владимира в онлайн. Фактически, отрепетировали глобальный «коронавирусный» сценарий. Как только вышло распоряжение правительства, запрещающее массовые мероприятия, мы уже знали, что делать.
Вот несколько принципов, которые помогли нам безболезненно перевести бизнес на 100% в онлайн:
- Успокойте всех. Это очень важно на фоне неопределённости. Не допускайте перебоев с информацией. Нет решения проблемы? Пишите клиентам, что вы работаете над решением, указывайте сроки.
- Разработайте план. С готовой платформой и налаженными процессами вам потребуется несколько дней на то, чтобы проделать всю работу. Составить новое учебное расписание и план переноса всех очных групп в онлайн.
- Подготовьте менеджеров поддержки. Даже если все ваши студенты знакомы с онлайн-платформой и имеют выданные пароли доступов в личные кабинеты, у вас всё равно будут обращения. Будьте готовы ответить на все технические вопросы.
Кризис – это возможность совершить ревизию многих процессов в компании. Сейчас мы полностью удалённо готовим специалистов по направлениям «Персональный фитнес-тренер», «Фитнес-нутрициолог», «Спортивный нутрициолог», «Фитнес-коуч». Для тех, кто хочет попробовать дистанционное обучение в фитнесе, но пока сомневается, «зайдёт» ли такой формат, мы сделали курс «Анатомия» – это первый модуль больших курсов.
Мы не только не отменили ни одной своей учебной программы, но и, сориентировавшись в ситуации на рынке, быстро разработали и внедрили новые курсы: «Анатомия» для новичков в фитнесе и «SММ для фитнес-тренера» для практикующих тренеров. Также карантин и изоляция не помешали нам планово запустить онлайн-обучение «Фитнес-занятия во время беременности и восстановление после родов» (см. видео выше). Сейчас готовимся к старту нового потока онлайн-курса «Фитнес-коучинг», от программы «Фитнес-тренер» она отличается тем, что коуч работает с мотивацией клиента, помогает ему отказаться от вредных привычек и изменить поведение.
Сейчас, благодаря дистанционному обучению, мы смогли планово запустить две новых группы, одна из которых – очная. Вообще, в период пандемии мы чувствовали себя уверенно. Во-первых, нам удалось перевести очный поток студентов на онлайн-обучение. Пока они изучают теоретические модули по анатомии и физиологии, а практика у них начнется потом – после открытия фитнес-клубов. Во-вторых, все наши студенты на дистанционном обучении продолжают учёбу в плановом режиме, кризис на них никак не повлиял. Фактически мы не подвели ожидания наших студентов и продолжаем выполнять свои обязательства.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».