Пять трудностей, с которыми прямо сейчас сталкивается малый бизнес – и как их решать

Прочтёте за 6 мин.

Взгляд Игоря Сычёва

IT-инструменты, которые использует Игорь Сычёв

  • Яндекс Карты
  • 2ГИС
  • Telegram
  • YouTube
  • Zoom

Нынешняя цепь кризисов (пандемия и последовавшие за ней геополитические потрясения и экономическая нестабильность) – беспрецедентное время для предпринимателей, даже турбулентность 90-х и нулевых не была такой жёсткой. И в ситуации неопределённости, которую мы наблюдаем в последние годы, бизнесу, скорее всего, предстоит жить достаточно долго. О том, с какими трудностями сталкивается сейчас малый бизнес и о возможных путях их преодоления, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал основатель сервиса Revvy Игорь Сычёв.

Досье

Игорь Сычёв – основатель и CEO сервиса продвижения локального бизнеса и сбора отзывов Revvy. Разработал MVP сервиса Revvy за месяц, в течение года при минимальных вложениях заработал на этом проекте 2 млн. рублей. Проект вышел на рынок в разгар пандемии, сейчас к сервису подключено свыше 3000 компаний по всему миру – от небольших кафе до корпораций.

Игорь Сычёв

Как себя чувствует сектор МСБ  

В целом представители малого и среднего бизнеса в 2023 году увеличили выручку на 16%. Положительная динамика в основном связана с ростом среднего чека – в среднем на 10%, и с ростом количества покупок – на 5%. Наибольшую потребительскую активность показали пять сегментов: электроника, автотовары, топливо, цветы, спортивные товары. К примеру, за 9 месяцев 2023 года россияне приобрели электроники на 36 млрд. рублей, что на 25% больше, чем в 2022 году. Спрос на цветы увеличился на 16%, на автотовары на 21%, а спортивные товары стали покупать на 12% чаще. 

Позитивные тенденции также отмечаются в сфере медицины – выручка частных медицинских центров и клиник в 2023 году выросла более чем на 100%. Выросли и показатели заведений общественного питания – например, в октябре 2023 года выручка увеличилась на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 

В бьюти-индустрии дела идут значительно хуже – доходы салонов красоты упали на 50% в связи с тем, что многие бьюти-мастера становятся самозанятыми и принимают клиентов в частном порядке по более низкой цене. 

Потребительский спрос и покупательская способность в 2024 году продолжают расти. Но при этом малый бизнес всё еще сталкивается с большим количеством сложностей и не всегда может побороться за интерес аудитории с бизнес-гигантами в своей сфере. Давайте разберёмся, какие трудности осложняют жизнь малому бизнесу в этом году. 

Подбор и удержание персонала

Проблема, с которой сталкивается большинство владельцев малого и среднего бизнеса, – подбор персонала. Во всех секторах бизнеса – от туризма и ритейла до производства и строительства – почти каждый работодатель озабочен сложностями с подбором нужных людей с необходимыми навыками. Но проблема найма – это только верхушка айсберга. Средняя текучесть кадров в России достигла 37% в 2024 году. И работодателям приходится вкладывать всё больше средств в обучение, развитие и удержание сотрудников. 

Что делать? 

Чтобы решить проблему дефицита кадров, нужно сосредоточиться на стратегическом привлечении талантов, инвестировать в программы обучения сотрудников, развивать позитивную корпоративную культуру на рабочем месте. Это поможет не только удерживать квалифицированных специалистов, но и повышать бизнес-показатели за счет большей вовлечённости в работу. 

Например, сеть продуктовых магазинов «Жизньмарт» регулярно выпускает журнал для сотрудников. В нём публикуются новости компании, истории из жизни специалистов, а также достижения команды, не связанные с рабочими процессами: волонтёрские проекты, активизм, участие в спортивных мероприятиях и т.д. Новости компании также можно узнать из корпоративного Telegram-канала. А ещё компания постоянно делится с коллегами актуальным «индексом счастья» по сети магазинов. 

Жизньмарт

Вы тоже можете оценивать удовлетворённость сотрудников и узнавать, есть ли необходимость улучшить работу с вовлечённостью и мотивацией. Один из наиболее удобных способов сделать это – провести пульс-опросы или развёрнутые интервью с сотрудниками. 

Кадровый кризис и высокая конкуренция заставили владельцев малого и среднего бизнеса обратить внимание на программы заботы о сотрудниках. Так, в 2023 году представители МСП стали чаще оформлять ДМС своим сотрудникам. Кроме того, в 2023 году интерес российских предпринимателей к well-being программам увеличился на 58%, а самыми популярными «бонусами», помимо ДМС, стали консультации психологов и поддержка здорового образа жизни. 

Построение доверия к компании и бренду

Доверие – решающий фактор при выборе бренда для 9 из 10 потребителей. Значение работы с репутацией понимают большинство руководителей – 87% топ-менеджеровсчитают решение репутационных проблем более значимым, чем стратегические риски.

При этом выстроить доверительные отношения с потенциальными покупателями с каждым годом становится труднее. Например, люди уже не так охотно доверяют рекламе и отзывам – в 2023 году с «накрученными» отзывами в интернете столкнулись более половины пользователей. 

Что делать? 

Изучайте отзывы на всех возможных платформах – на сайтах-отзовиках, в социальных сетях, в геосервисах. Собирайте и структурируйте обратную связь – это поможет увидеть, с какими проблемами ваши клиенты сталкиваются чаще всего, а значит, и позволит сделать работу над ошибками. 

Чтобы клиенты чувствовали внимание к своим потребностям, оперативно отвечайте на каждый оставленный отзыв. Обращайтесь к человеку по имени, откажитесь от шаблонных ответов и проявите заинтересованность. В таком случае вероятность, что клиент вернётся к вам снова, значительно возрастает.

С особым вниманием отнеситесь к отработке негатива. Если вы используете специализированные сервисы, то можете «перехватить» отрицательные мнения до того, как они попадут в публичное поле. В случае, если негативный отзыв уже опубликован, не вступайте в полемику, а постарайтесь максимально быстро решить проблему клиента.

Рокетбанк
Пример отработки негатива от «Рокетбанка» 

К примеру, после уточнения всех деталей, проинформируйте его о принятом решении: как изменится ситуация, какое наказание понесут сотрудники, какие бонусы и специальные предложения покупатель может получить в качестве компенсации. Такой подход позволит сохранить отношения с большинством клиентов, которые остались недовольны продуктом или услугой. 

Кроме того, это позволит продемонстрировать вашу заинтересованность в улучшении клиентского сервиса и открытость для новых предложений потенциальным клиентам, которые изучают профиль компании перед покупкой. 

Экономическая неопределённость и убывающий потребительский спрос

Доходы людей растут не так быстро, как цены на товары и услуги. Поэтому потребительский спрос в некоторых нишах стал заметно снижаться. Локальному бизнесу приходится конкурировать с давно узнаваемыми брендами и более крупными компаниями, которые вкладывают значительные средства в рекламу и продвижение, предлагают выгодные скидки и акции. 

В связи с инфляцией и ростом производственных затрат, и те, и другие ищут способы оптимизировать свои расходы. Согласно опросам, около 81% брендов планируют повысить цены на свои товары и услуги, или уже сделали это. А значит, им необходимо чётко определить и донести до потенциальных покупателей ценность своего продукта, чтобы сохранить клиентскую базу. 

Что делать? 

Многие компании запускают новые продукты в более высоком ценовом сегменте, вместо того, чтобы поднять цены на существующие позиции. Другие больше работают с долгосрочной лояльностью, «замораживая» текущие цены и запуская бюджетные линейки. А некоторые более активно инвестируют в коммуникации с клиентами, рассчитывая, что эти действия окупятся в будущем. 

Чтобы начать действовать, необходимо проанализировать предложения конкурентов и разработать собственную бизнес-стратегию. Вот несколько примеров, которые могут стать основой вашего антикризисного плана: 

  • Создавайте комплексные предложения. Упакуйте «созвучные» продукты в комбо-пакеты и предлагайте их клиентам по более низкой цене. Установите срок проведения акции. Это позволит увеличить средний чек и привлечь внимание людей к тем позициям, которые пользовались меньшим спросом. К примеру, в барбершопах часто предлагают комплекс услуг – стрижка плюс оформление бороды, усов или бровей.

  • Сохраняйте цены на дорогие товары, но сократите количество или объём. Например, можно сделать порции блюд в заведении чуть меньше или продавать косметические средства в салонах красоты в упаковках меньшего размера. Этот ход помог многим ресторанам преодолеть пик инфляции и удержать клиентов. А в России с предложением ввести вариативные порции блюд в 2021 году даже выступал Союз потребителей, который агитировал за возможность покупателя самостоятельно выбирать размер порции. 

  • Пересмотрите линейку продуктов. Проанализируйте, какие позиции продаются лучше других, а какие приносят только убытки. Подумайте, можно ли изменить ситуацию и сделать их прибыльными. Если это невозможно, откажитесь от нерентабельных продуктов. 

  • Практикуйте коллаборации. К примеру, можно запустить совместный проект с вашими коллегами, которые также ведут локальный бизнес поблизости. Более 71% покупателей любят коллаборации брендов, а кросс-промо мотивируют совершить покупку в случае, если у рекомендуемой компании хорошая репутация. Так, летом 2023 года сеть ресторанов «Океан» объединилась с центром йоги «Прана» и создала специальное меню с полезными блюдами из овощей, морепродуктов и индийских специй. При заказе блюд из особого меню, клиенты могли купить абонемент в центр йоги за полцены. 

Проблемы с поиском новых клиентов

В 2022 году несколько популярных социальных сетей были заблокированы в России. В связи с этим цена на рекламу в поисковиках и активных соцсетях значительно выросла, и многие компании малого бизнеса испытывают трудности с поиском и развитием новых каналов продвижения. 

Что делать?

 Переведите фокус внимания на бесплатные доступные инструменты. Так, одним из главных каналов для привлечения новых клиентов стали геосервисы. Сегодня «Яндекс Карты» являются самым популярным геосервисом в России, которым ежедневно пользуются более 1,5 млн. человек. Они смотрят рейтинг компаний, ищут салон красоты или стоматологию рядом с домом, выбирают, куда сходить на бизнес-ланч неподалёку от работы и, конечно, изучают отзывы. 

Любая компания может создать аккаунт на «Яндекс Картах» и получать органический трафик. Кроме того, сервис позволяет выстраивать полноценную систему коммуникации с клиентами. В профиле можно публиковать посты об актуальных предложениях, постить сторис от лица амбассадоров бренда и размещать пользовательский контент, чтобы повысить лояльность незнакомой с вами аудитории. 

Также не стоит игнорировать геосервис 2ГИС, в котором уже зарегистрировано около 4 млн. компаний из более чем 400 городов 11 стран мира. Ежемесячно платформой пользуются почти 50 миллионов человек. 

Помимо работы над привлечением новых клиентов, которое обходится в пять раз дороже, стоит сконцентрироваться на удержании существующей клиентской базы. В этом вопросе помогут регулярные рассылки в WhatsApp. С их помощью вы сможете запрашивать обратную связь, напоминать о предстоящей записи, оповещать клиентов о специальных предложениях и новых продуктах. Именно персонализированное общение позволяет строить крепкие связи с клиентами в 2024 году. 

Выгорание

Эксперты ВОЗ считают, что владельцы бизнеса особенно подвержены выгоранию и депрессии. Это связано с высоким уровнем ответственности и постоянной вовлечённостью в рутинные процессы. Распознать выгорание можно по трём признакам: чувство истощения или изнеможения, эмоциональная отстранённость и негативное отношение к работе, ощущение собственной неэффективности и обесценивание профессиональных достижений. 

Что делать? 

  • Делегируйте задачи. Распределяйте ответственность между профильными специалистами, например, передайте ведение бухгалтерского учёта и реализацию маркетингового плана сотрудникам. 

  • Празднуйте победы. Начните концентрироваться на достижениях, даже самых маленьких. Это поможет сохранять позитивный настрой и заряжаться энергией для более продуктивной работы. 

  • Внедряйте инновации. Автоматизируйте рутинные процессы, чтобы повысить скорость и точность решения повторяющихся задач. Автоматизация также уменьшает количество ошибок, что положительно сказывается на производительности и доходности. 

  • Практикуйте нетворкинг. Активно заводите новые контакты – знакомьтесь с другими предпринимателями, присоединяйтесь к местным бизнес-сообществам, участвуйте в отраслевых мероприятиях. Общение позволит чувствовать себя частью комьюнити, узнавать о трендах и перенимать опыт успешных коллег для своего бизнеса и личной эффективности.

Business

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

21 мая 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов