Предприниматели-стартаперы стараются выбрать для своих проектов нишу, которая стабильно растёт и не боится кризисов. Яков Ахмадуллин, основатель сервиса аренды автомобилей Getarent, уверен, что в нынешних условиях стартап должен помимо прочего использовать модель шеринга. Совместное потребление может стать дополнительным источником дохода для владельцев какого-либо имущества, и они охотнее придут в ваш проект. О том, с какими сложностями сталкиваются стартапы, выбравшие шеринговую модель, предприниматель рассказал в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Яков Ахмадуллин – предприниматель, основатель сервиса аренды автомобилей
Getarent. Уроженец Белорецка (Республика Башкортостан), сейчас живёт в Краснодаре. Выпускник МГТУ им Баумана, окончил факультет машиностроительных технологий. После вуза основал онлайн-магазин по продаже гранитных изделий, который затем продал. Онлайн-сервис аренды автомобилей Getarent запустил в 2019 году. Сейчас проект представлен в трёх городах – Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре.
По оценке международной сети консалтингово-аудиторских компаний PwC, объём услуг шеринга к 2025 году составит около 335 миллиардов долларов только в пяти ключевых шеринговых секторах (P2P-кредитование, онлайн-дистанционная работа, шеринг домовладений, каршеринг, видео-стриминг и онлайн-видео). То есть половина доходов этих рынков будет принадлежать компаниям с моделью совместного использования.
Экономика совместного потребления уже получила широкое распространение во всём мире. В её основе лежит английский глагол «to share» – делиться. Главная причина существования различных шеринговых сервисов – возможность для пользователя получить услугу без приобретения какого-то товара целиком.
Например, каршеринг позволяет ездить на автомобиле без необходимости владеть им. С другой стороны, для собственников имущества – это возможность пользоваться им не только самим, но и с кем-то вместе, и таким образом получать дополнительный доход. Например, собственный автомобиль или свободную комнату в доме можно сдавать в аренду, когда они не нужны.
Наш сервис аренды автомобилей Getarent помогает любому автовладельцу начать зарабатывать, передавая ключи от своей машины путешественникам или жителям города. Для некоторых партнёров Getarent уже стал ощутимым источником дохода, другие сдают автомобили, чтобы компенсировать платёж по кредиту.
На примере Getarent расскажу, к чему стоит готовиться предпринимателям, которые хотят развивать бизнес на рынке совместного потребления.
Основной барьер, который преодолевают шеринг-стартапы – опасения инвесторов и пользователей. Для первых сомнения абсолютно естественны, и главная задача фаундера – убедить инвестора на языке выгоды. В случае с потребителями дело обстоит сложнее. Несмотря на то, что мы живём в эпоху прорывных технологий, люди до сих пор боятся всего нового, страшатся, когда идея звучит «слишком хорошо».
Первопроходцам в разных нишах требовались десятилетия, чтобы завоевать доверие покупателей. Когда-то онлайн-шоппинг казался нам чем-то неудобным и небезопасным, но такие сервисы как Wildberries перевернули рынок.
В начале пути Getarent также столкнулся с недоверием, в первую очередь автовладельцев. Их пугала сама мысль отдать свою машину в чужие руки, беспокоил риск того, что их имущество будет повреждено или потеряно. До недавнего времени на рынке отсутствовал страховой продукт, который гарантировал бы безопасность автомобиля, в этом и заключалась проблема.
Я провёл целое исследование и пообщался со всеми ключевыми игроками в сегменте страхования, чтобы понять, при каком раскладе они будут заинтересованы в сотрудничестве. Мы должны были предложить инструмент, который позволит оценить арендатора и сдавать автомобили только добросовестным и аккуратным водителям. Это стало бы гарантией и для автовладельцев – они могли быть уверены, что даже если с их машиной что-то случится в результате аренды, они получат соразмерную компенсацию.
Эту задачу мы решили через создание маркетплейса – площадки, которая агрегирует все предложения рынка с единой и управляемой скоринговой моделью. Нам удалось предоставить решение, при котором сотрудничество с сервисом становится прибыльным для нашего страхового партнёра и автовладельцев.
Используя специализированный скоринг, мы проверяем владельцев автомобилей и арендаторов на благонадёжность. Для этого все участники аренды предоставляют нам необходимый набор данных, и мы изучаем информацию о водительском стаже пользователей, количестве аварий и штрафов. Также мы компенсируем владельцам машин оплату штрафов или другие убытки.
Идея нашего проекта родилась из собственного опыта путешествий по России. Я столкнулся с тем, что пользоваться каршерингом в длительной поездке невыгодно, а классические прокаты максимально неудобны для пользователя. Чтобы взять машину в аренду, требуется личный визит, необходимый автомобиль не всегда бывает в наличии, а для оформления сделки нужно внести крупный залог. Так появился Getarent, как удобная альтернатива.
Прежде чем запускать проект, мы спросили себя:
-
Кому будет полезен наш продукт?
-
Какие проблемы он решает?
-
Какую выгоду принесёт инвесторам?
Создавая Getarent, мы изучали особенности рынка: встречались с представителями прокатных компаний, с людьми, которые сдавали машины через Avito, проводили интервью. За счёт этого сформировали своё предложение. Теперь каждый сможет арендовать автомобиль из любого места с минимумом усилий, а у владельцев появилась возможность превратить свой пассив в источник дохода.
Наш проект был основан за счёт собственных средств, которые стали первоначальными инвестициями. Я считаю это самым правильным шагом – вкладывать личные деньги в проект. Недавно мы привлекли инвестиции от бизнес-ангелов, что позволило запустить Getarent в Санкт-Петербурге и Москве.
Финансовые и бизнес-показатели нашего проекта постоянно растут, одновременно с этим мы планируем дополнительно привлечь инвестиции для расширения географии присутствия и пользовательской аудитории.
Тем, кто только запускает проекты, стоит рассмотреть возможность получения грантов, в том числе государственных. Важно учесть необходимость предоставления соответствующей отчётности по ним, что потребует существенного времени и ресурсов. Проектам, которые ещё не до конца нашли свою бизнес-модель, целесообразно принять участие в акселераторах, например, таких как Sber500 или MTS StartUp Hub.
Последние несколько месяцев бизнес в России испытывает системные изменения, немало предпринимателей столкнулись с трудностями и понесли убытки. Однако нишу шеринга мы считаем одной из самых перспективных на данный момент. Интерес к сервисам совместного потребления растёт со стороны людей, которые рассматривают их в качестве возможного источника заработка. В кризис, когда уровень дохода у многих падает, шеринговые сервисы становятся как никогда актуальны. Можно сказать, что рынок находится в ожидании новых решений, которые помогут пользователям жить лучше.
Главная рекомендация предпринимателю, который решил начать бизнес в период экономической нестабильности: осознайте, что любые кризисы временны. Да, сложности бывают, и чаще всего они связаны с падением покупательского спроса. Однако неправильно считать, что в нестабильной экономической обстановке поведенческие паттерны меняются кардинальным образом. Рынки могут измениться, преобразоваться, но не исчезнуть в одночасье. Меняются значения показателей (например, привлечение клиентов дорожает или аренда становится дешевле), но не их содержание.
В самом начале потрясений 2022 года спрос на путешествия внутри России действительно упал – многие опасались ехать в южные регионы России из-за сложной геополитической обстановки. Однако просадка длилась не долго, люди привыкли к новым обстоятельствам и стараются жить, как и раньше. Сейчас мы наблюдаем положительную динамику, показатели возвращаются в прежнее состояние. С закрытием аэропортов на Юге добраться до туристических точек можно только наземным транспортом. Это стимулирует путешественников обращаться в сервисы длительной аренды авто чаще, чем в докризисный период. Несмотря на то, что цена на аренду выросла из-за повышения себестоимости услуги, это не сказалось на общей востребованности сервиса. В тоже время мы видим, как общее количество предложений по аренде автомобилей снизилось. Некоторые прокатные компании не выстояли и распродали свои активы.
Существующая конъюнктура рынка открыла для нас новые возможности, за счёт которых мы рассчитываем значительно перевыполнить план в ближайшие несколько кварталов. Мы пользуемся всеми шансами и наращиваем базу владельцев. Сейчас мы рассматриваем возможность начать сотрудничество с поставщиком китайских кроссоверов, тем самым расширив вариативность выбора для наших арендаторов. Можно сказать, что наш сервис способствует развитию отрасли в целом, на место тех, кто не смог остаться на плаву, приходят более сильные и гибкие игроки.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».