У сибирячки Ольги Новиковой – два бизнеса. И оба родились после того, как она не нашла на рынке нужных ей вещей – арахисовой пасты и красивой тёплой куртки. Ольга решила, что и пасты, и куртки не хватает не только ей – и запустила сразу два бренда: Joy Food и «Синица». Спрос на оверсайз-пуховики оказался существенно выше нынешних возможностей производства – и Ольга уверена, что этот бизнес в ближайшем будущем станет для неё основным источником дохода. О том, как заработать на стильных пуховиках, Ольга Новикова рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Новикова, 33 года, серийный предприниматель из Барнаула. Окончила Рубцовский индустриальный институт Алтайского государственного технического университета (специальность – «инженер сельхозмашин»). В 2016 году основала компанию по производству арахисовой пасты
Joy Food; в этом же году запустила свою марку верхней одежды
«Синица». Параллельно с развитием собственных бизнесов работает главным дизайнером сети быстрого питания «Грильница».
Моя профессия – графический дизайнер. С момента окончания вуза я поработала в нескольких дизайн-студиях, и впоследствии также сделала большое количество проектов самостоятельно. Мой опыт на сегодняшний день позволяет мне работать с достаточно крупными задачами. Но когда долго занимаешься одним делом, даже творческим, происходит выгорание. Поэтому однажды мне захотелось начать делать что-то ещё.
Первым моим бизнесом стала маленькая компания по производству арахисовой пасты Joy Food. Первый пост в инстаграме @joy_food_ был сделан 27 января 2016 года – этот день я и считаю датой основания проекта. Почему арахисовая паста? Дело в том, что я увлекаюсь спортом и здоровым образом жизни, поэтому арахисовая паста была частью моего рациона как прекрасный источник белка и энергии. Плюс это единственная вкусная вещь, которую можно добавить в утреннюю овсянку.
Я заказывала пасту через интернет из-за рубежа, но это было крайне долго и неудобно. В магазинах нашего города арахисовой пасты долгое время не было совсем. Поэтому я и попробовала сделать её сама. В своих попытках сожгла три блендера. Шум от блендера мешал всему подъезду, но соседям нравился запах орехов. И после таких интенсивных домашних попыток я нашла тот самый блендер и тот самый – идеальный – рецепт.
Я сама сделала дизайн для упаковки, первыми клиентами стали друзья. Запуск этого бизнеса обошёлся в 50 000 рублей. Из них 40 000 я потратила на подержанный блендер, который подруга купила для меня в Москве. Кстати, он прекрасно работает до сих пор и помогает мне разрабатывать новые образцы пасты. Из наших особенностей – мы используем только аргентинский арахис как самый лучший по качеству, и не добавляем в продукт сахар и химические добавки.
Сейчас этот бизнес стабильно работает и немного подрастает, но мой приоритет сместился на «Синицу». Паста продаётся в городах Алтайского края - Барнауле, Бийске и Рубцовске - примерно в десятке точек. По проекту мне сильно помогает помощница -сегодня из-за моей загруженности она выполняет большую часть работы. Но для дальнейшего развития Joy Food нужны инвестиции. Я решила не привлекать сторонний капитал, поэтому мы спокойно накапливаем на собственное развитие.
Идея «Синицы», как было и с арахисовой пастой, появилась из собственной потребности. Однажды нам с подругой понадобились пуховики, но мы не нашли в местных магазинах ничего подходящего: зимняя одежда у нас в Сибири, как правило, неоправданно дорога, при этом в ней совсем не тепло, а зачастую она ещё и плохо сшита. Стоимость весьма посредственного пуховика равняется средней зарплате по региону. А стильные вещи не были адаптированы под сибирскую погоду, подходили только для мягкой европейской зимы.
Изначально я не думала превращать это в бизнес, мы просто решили сшить что-то для себя. Я обожаю одежду в стиле оверсайз, пару лет назад этот тренд на «большую» одежду только начал формироваться. Объёмный и длинный пуховик просто обязан был прекрасно защищать от холода.
Мы с подругой нашли швею среди знакомых и сшили пару таких пуховиков. В городе не было ничего похожего. Наши друзья и знакомые отреагировали на обновку эмоционально и стали спрашивать, где можно купить такой же.
Ткань и наполнитель для наших собственных пуховиков мы выбирали из того, что было доступно в Барнауле. После первой же стирки тот наполнитель сбился в комки, а ткань покрылась разводами. Однако пошив пуховиков обошёлся нам значительно дешевле покупки в магазине - даже при том, что материалы, купленные в розницу, оказались довольно дорогими.
Разрабатывая модель уже для продажи, мы постарались исправить все недостатки собственных пуховиков. В поисках материалов нам пришлось объехать все магазины и оптовые базы, от крошечных до огромных. Мы нашли неплохую ткань с достаточным разнообразием оттенков.
Параллельно изучали свойства различных наполнителей. Выбрали технологичный синтетический пух. Так мы существенно улучшили модель, но некоторые недостатки остались: пуховики получились тяжёлыми и не были достаточно объёмными на вид. Тем не менее, первые коммерческие модели были полностью распроданы.
К сезону 2018/2019 мы нашли водонепроницаемую и ветрозащитную ткань, разработанную специально для верхней одежды. Однако московский поставщик продавал её только оптом. Поэтому нам пришлось инвестировать всю выручку прошлого сезона и дополнительные собственные деньги, чтобы обеспечить ассортимент цветов для новой партии.
Зато благодаря новым материалам и изменившейся технологии куртки стали лёгкими и объёмными. Ещё мы добавили один внутренний слой из теплоизолирующей ткани по всей площади пуховика. И кроме этого дополнительно утеплили плечи материалом из полиэфирных микроволокон и шерсти мериноса. Это необходимо из-за невозможности набить эту часть куртки так же плотно, как и остальные.
Так «Синицы» стали греть даже при температуре -35°С: в них вы не замёрзнете даже при долгом ожидании автобуса на остановке, например. Мы сами проверяли.
Как я уже сказала выше, мы начинали этот проект вместе с подругой. Но год назад мой партнёр-подруга отошла от бизнеса по личным обстоятельствам - сегодня я занимаюсь «Синицей» самостоятельно.
Название и айдентику, как и для пасты, я придумала сама. Синица живёт в Сибири, это неперелётная птица, большинство синиц не мигрирует на зиму. Мне показалось, что как символ она нам подходит.
Рассказывать о себе мы начали в Instagram. В основном я снимаю весь контент сама, но, когда есть возможность, прошу поучаствовать друзей-фотографов. Наши покупатели отмечали свои «Синицы» на фото, и постепенно о нас узнавали. Недавно я также сама собрала небольшой сайт на Tilda, и он довольно быстро начал приносить заявки.
Пошив пуховиков мы доверили небольшому местному швейному производству, которое смогло обеспечить лучшее качество изделия. В этом году мы шили по предварительному заказу, и выходило так, что при нынешней производительности очередь выстраивалась на полтора месяца вперёд. Этой зимой мы смогли сшить всего 27 пуховиков. Спрос был явно больше предложения. К следующему зимнему сезону мы планируем отшить уже 60 штук. Мы уже приступили к работе, чтобы успеть к сентябрю.
Процесс создания пуховика начинается с раскроя. После этого детали отдаются на вышивку: на каждой вещи мы вышиваем летящую синичку. Потом идёт сборка изделия из разных слоёв и набивка наполнителем. В конце пришиваются кнопки. Весь процесс занимает четыре дня.
Мы не используем пух и перо в качестве наполнителя, потому что такие пуховики служат всего один сезон: они не любят стирку и быстро становятся тонкими. «Синицы» могут прослужить две-три зимы, не теряя своих свойств даже после стирки в стиральной машине.
Модель наших изделий – оверсайз с чуть спущенной линией рукава. То есть это объёмная одежда, которая в моде сейчас и останется в тренде ещё долгое время. Такие пуховики можно шить одного размера: наша модель универсальна и подходит для девушек с размерами от XS до L.
К весне мы запустим линию женских и мужских тренчей. В прошлом году мы уже отшивали пробную партию в единственном размере S и в трёх цветах, но мы их практически не анонсировали. На этот раз продвижение будет. К лету я хочу попробовать сделать также льняной брючный костюм. А в сентябре собираюсь полететь на выставку текстиля в Шанхай. В Китае есть производители прекрасной ткани и крутого наполнителя для пуховиков. Так что пока план такой.
Сейчас той команды, которая работает над «Синицей», уже недостаточно: она работает на полной загрузке ежедневно. Я ищу новый цех площадью примерно 50 квадратных метров.
Проблемный момент – очень непросто найти хорошего технолога для современного швейного производства. А это очень важный человек. В основном специалисты на рынке – узкопрофильные. Кроме того, это люди в возрасте, некоторые - прямо советской закалки. Их бывает трудно убедить в правильности некоторых нестандартных решений. Однажды мне так и заявили: «По-моему, получается какое-то уродство!» Чтобы найти «своего» технолога, мне пришлось встретиться с большим количеством специалистов.
Длинный пуховик «Синицы» стоит 13 тысяч рублей, короткая модель – 11 тысяч. Оказалось, это вполне приемлемая цена для жителей Барнаула, поскольку в магазинах менее теплые и стильные куртки стоят дороже. Я знаю, что существуют похожие небольшие производства пуховиков от локальных дизайнеров в других городах. Но в силу масштабов мы друг другу не конкуренты. Пока в этой нише можно развиваться свободно – если есть навыки и желание.
Сейчас наши покупатели в основном из Барнаула. Один заказ пришёл из Питера. В России много городов с холодным климатом, и я верю, что бренд «Синицы» придётся их жителям по душе. В следующем сезоне я планирую начать продажи в других городах Сибири: найти там точки, которые взяли бы наши модели на реализацию.
Для старта «Синицы» нам понадобилось примерно 30 тысяч рублей. После продаж курток предыдущего сезона наших средств хватило на покупку ткани и разработку первых тренчей. Но они не принесли больших денег. Этой зимой инвестиции в ткань составили более 100 тысяч рублей. Для следующего зимнего сезона в соответствии с ростом производительности потребуется уже значительно больше.
Пуховики продаются с сентября по февраль. Нужно будет продавать 150-200 курток в сезон, чтобы производство превратилось в самостоятельный бизнес и стало основным источником моего дохода. Я намерена сделать для этого всё возможное.
В будущем мне хотелось бы заниматься дизайном только как хобби: делать интересные проекты для себя и своих знакомых. А «Синица» – это то, что меня вдохновляет; то, что я действительно очень люблю. Сейчас я хочу заниматься именно ей.
Читайте также:
Дело в шляпе: как заработать на дизайнерских кепи и ушанках.
«Своё производство было ошибкой»: почему был продан бренд Nordwestfur.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно иметь в виду дизайнеру-предпринимателю.