Суше некуда: как заработать на оборудовании для сублимации продуктов

Прочтёте за 5 мин.

«Я подумал: раз ничего не могу купить – сделаю сам»

IT-инструменты, которые использует Алексей Бутримов

  • 1С:Бухгалтерия
  • Jivosite
  • YouTube

Технология сублимационной сушки продуктов появилась довольно давно. Но в России до сих пор очень мало предприятий, которые производят оборудование для получения небольших партий продуктов. Купить импортные машины сейчас тоже очень сложно – скорее всего, возникнут проблемы с оплатой и поставкой. О том, как вывести на рынок собственный аппарат для сублимации и как работать производству в условиях санкций, основатель проекта B-Tasty Алексей Бутримов рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Алексей Бутримов – 42 года, предприниматель из Москвы, основатель производственной фуд-компании B-Tasty. Окончил Московский государственный технический университет гражданской авиации. Работал техником в «Аэрофлоте», инженером в «ВИМ-Авиа», начальником смены в «КД-Авиа». Основатель Butrimov Exclusive Business – компании, которая производит продукцию для сферы частной авиации. Проект B-Tasty основан в 2021 году.

Алексей Бутримов

Продуктовый запас

Сублимационная сушка (лиофилизация) – один из способов обработки продуктов. Его используют для консервации фруктов, ягод, молока, мяса, а также готового питания (овощных и мясных блюд). 

Сначала продукты резко замораживают до температуры в минус 40 градусов. Затем в вакуумной камере из них откачивают воздух. В результате мелкие кристаллики льда не тают, а испаряются. 

Высушенный таким образом продукт теряет до 90% веса. Но он сохраняет свою форму, клеточную структуру и примерно 98% своих полезных свойств. При этом его можно хранить в сухом тёмном месте без холодильника до 25 лет. Сублимированные продукты перед употреблением заливают водой. Их также можно есть сухими – например, в виде фруктовых чипсов. 

Предприниматель Алексей Бутримов впервые попробовал сублимированную продукцию несколько лет назад. Это были спагетти с мясом в сливочном соусе. По его словам, блюдо было сложно отличить от только что приготовленного.

 

Алексей заинтересовался этой идеей: ничего похожего в России на тот момент не существовало. Он попытался купить маленькие сублимационные аппараты на 5-10 кг сырого продукта, но долго не мог их найти. В продаже были только дорогие профессиональные машины на 100 кг и больше. Они стоили от 12 млн. рублей. «Для тестов» это дороговато. 

Стартуем?

В начале 2020 года Алексей купил 6-килограммовую сушку одного из американских производителей. Всю пандемийную весну он пробовал сушить в ней разную продукцию. Результат ему понравился, и он решил купить ещё две сушки. 

«Любой бизнес, в который я вхожу, сначала испытываю на себе. У меня есть личная потребность в каком-то продукте, я пытаюсь его найти. И если подобный продукт не производят в России, я рассматриваю эти направления как вариант для собственного проекта», говорит основатель компании B-Tasty Алексей Бутримов.

B-Tasty 

Закупить новые аппараты из США у него не получилось. Оказалось, что их почти невозможно ввезти в Россию физическому лицу. К тому же цены на них за несколько месяцев пандемии выросли в 2,5 раза. 

Разработка своими руками

Вскоре выяснилось, что качество американского аппарата, купленного до пандемии, не очень высокое. Всего через несколько месяцев работы он вышел из строя. Производитель отказался решать вопрос с ремонтом, несмотря на гарантию. Тогда Алексей сам разобрался в проблеме и за свой счёт заказал запчасти в США. Но их были готовы доставить только через несколько месяцев. 

Алексей решил, что сможет произвести машины для сублимации продуктов сам, на своём производстве по металлообработке в подмосковной Истре. 

«Я подумал: раз ничего не могу купить – сделаю сам. Вместе с конструктором мы разобрались с технологией. «Просто скопировать» американскую машину не хотелось: её качество нас не устраивало. Мы сразу решили, что наша сушка будет намного лучше, надёжнее, прочнее, чем американская. Добиться этого было непросто, нам пришлось провести настоящую научную работу. К примеру, мы долго тестировали разные типы холодильников, чтобы выбрать из них лучший», вспоминает Алексей. 

Основную часть комплектующих, включая корпус и металлические части, удалось произвести на собственном предприятии. Софт для управления машиной тоже разрабатывали самостоятельно. «На стороне» закупили только часть холодильного оборудования и электронику. 

B-Tasty

Вложения в запуск B-Tasty составили около 20 миллионов рублей. Основная их часть потребовалась на тесты. Подобрать элементы оборудования (например, диаметр труб или длину радиатора) можно было только опытным путём. Таким же образом отрабатывали технологию сушки тех или иных продуктов. Разработка и тестирование аппарата заняли примерно девять месяцев. 

«Основные принципы и «рецепты» сушки я примерно понял ещё во время пандемии. Их нужно было лишь «довести до идеала». Мне в этом, среди прочего, помогли советские книги – там есть много интересной информации на эту тему. Её мы использовали, чтобы понять правильность рецептов и температурных графиков», говорит Алексей. 

Как устроено производство

Когда результаты тестов устроили Алексея Бутримова, он сертифицировал и запатентовал вакуумно-сублимационную установку. Затем запустил в производство первую партию из 14 машин. Две из них он планировал оставить для собственного бизнеса, а остальные продать по 550 тысяч рублей. 

Но презентация установки вызвала такой интерес покупателей, что всю партию быстро распродали. Основателю проекта остался лишь тестовый аппарат, который он использовал во время экспериментов. 

Сейчас компания B-Tasty производит новую партию из 40 сушек. Из них 10 уже почти готовы – все они заказаны будущими владельцами. По словам Алексея, на сушки, которые только готовятся к выпуску, образовывается очередь. На спрос не повлияло даже повышение цены почти в полтора раза: теперь сушка стоит 850-950 тысяч рублей. Основная причина роста цен – подорожание комплектующих. 

B-Tasty

Но маржинальность бизнеса даже с такими ценами остаётся не очень высокой. Сейчас основная задача компании – не получить максимальную прибыль с каждого заказа, а собрать как можно больше клиентов. 

«Мы стараемся делать сушки максимально качественно. Но цены на многие комплектующие выросли сначала после ковида, а потом – после февраля 2022 года. Некоторые из них мы закупали в Европе – сейчас их поставки прекратились. Меняем запчасти на детали китайского производства, либо учимся делать их сами», – объясняет Алексей. 

Кто покупает сушки

Сушка под брендом B-Tasty вмещает до 8-10 кг сырых продуктов. В управлении она максимально простая. Фактически пользователь должен лишь выбрать в интерактивном меню, какой продукт он будет сушить. Один цикл сушки длится от 24 до 36 часов. 

Хранить получившийся продукт можно без холодильника. Главное условие – отсутствие солнечного света, воздуха и влаги. Для этого нужны непрозрачные вакуумные пакеты или стеклянные банки с завинчивающейся крышкой. Их можно купить вместе с аппаратами. Отдельно продаются и комплектующие для сублимационных машин: вакуумные насосы, шланги, фильтры. 

Гарантия на сушилки от B-Tasty – один год, а на вакуумные насосы – шесть месяцев. Если в течение этого времени агрегат выходит из строя, его ремонтируют бесплатно. 

B-Tasty

Покупатели сушилок – самые разные люди. Некоторые – обычные дачники, которые хотят заготавливать впрок излишки урожая. Есть и фермеры, которые хотят продавать сублимированные фрукты и ягоды. 

«Например, у вас большой урожай яблок, и непонятно, что с ними делать. Вы можете собрать яблоки, сублимировать их и убрать в вакуумный пакет. Их можно, например, использовать как ЗОЖ-чипсы. Лично я делаю для ребёнка чипсы из клубники, дыни, малины. Все микроэлементы фруктов в них остаются», – приводит пример Алексей Бутримов. 

Устройством интересовались не только российские покупатели. У компании было несколько потенциальных клиентов из Западной Европы. Но в связи с последними событиями отправить им товар и принять у них оплату стало почти невозможно. 

Маркетинг и продвижение

Компания продвигает свою установку в основном через соцсети. Для этого используются ныне запрещённые в России Facebook и Instagram, а также «ВКонтакте» и доска объявлений «Авито». Играют важную роль и публикации в СМИ. 

Аппараты для сублимации можно назвать новым продуктом для российского рынка. Поэтому сотрудники компании поддерживают своих заказчиков, отвечают на их вопросы, объясняют, если те что-то не поняли. 

B-Tasty

Чтобы покупатели научились правильно обслуживать технику, в B-Tasty создали обучающее видео и выложили его на YouTube. 

По требованию заказчиков компания может скорректировать рецепты, в том числе и для не самого обычного сырья. 

Что дальше

Сейчас на изготовление десяти сушек уходит примерно месяц. Алексей хочет ускорить процесс до 20 машин в месяц, но для этого необходимы сотрудники. По словам предпринимателя, найти персонал – большая проблема. 

«К сожалению, сейчас мало людей рабочих специальностей, которые хотят и умеют работать. Все говорят, что «нет работы», но мы не можем никого найти! У нас надо работать руками, а люди от этого отвыкли. Стараемся брать мотивированных людей и обучаем их сами», – признаёт Алексей Бутримов. 

До конца лета 2022 года компания планирует выпустить два новых продукта. Первый из них – маленькая «бытовая» сушка вместимостью 4-6 кг. Её можно использовать у себя дома, чтобы перерабатывать продукцию собственного огорода или небольшого фермерского хозяйства. 

Ещё одна новинка – аппарат для лабораторной сушки, он будет продаваться за 1,2 млн. рублей. Его можно использовать для различных экспериментов с сублимированными продуктами. Оба аппарата уже практически готовы к выпуску – осталось только доделать электронику. 

«Сублимированные продукты гораздо лучше и быстрее усваивается организмом, чем «обычные». Питательные вещества попадают в кровь раньше, чем пища доходит до желудка. Такая еда способствует очень быстрому насыщению и прекрасно подходит для любителей здорового питания», уверяет Алексей.

Алексей Бутримов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
 

20 июля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов