Для публичных выступлений или нетворкинга предпринимателю важно уметь общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми. Необходимо заинтересовать их собой или своим проектом, но не вызывая раздражения и не утомляя. Один из необходимых навыков – сторителлинг, то есть умение рассказывать интересные истории, уверена Нина Зверева, бизнес-тренер и автор книги «Магия общения». С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем некоторые рекомендации из неё.
Почему это важно? Создавать истории – один из самых важных навыков коммуникатора. Рассказывать истории сложно, люди часто совершают ошибки, пытаясь увлечь аудиторию интересным сюжетом… но почему-то интересным он оказывается только в голове автора. Между тем к хорошим историям люди тянутся практически всегда. Давайте в этом разбираться.
Найти и рассказать историю – особый талант, редкий даже у профессиональных литераторов. Не бывает рассказа без драматического напряжения: нужно предусмотреть неожиданный поворот сюжета и ещё более неожиданный финал. Быть хорошим рассказчиком – огромная радость, поверьте! Этому можно научиться, если очень захотеть.
Я уверена, что хороший рассказчик – всегда тонкий знаток и любитель словесности, настоящий мастер языка. Для яркой истории надо найти идеальные слова: лишние мешают, останавливают рассказ, сбивают слушателей с толку.
Настоящая захватывающая история – это обязательно акцент на том этапе, где было «страшно-страшно», где «совсем-совсем не получалось», где было «непонятно-непонятно». Словом, это всегда долгое, тщательно продуманное, сильное напряжение перед кульминацией – как барабанная дробь в цирке.
Но бывает так, что и барабанная дробь есть, а история всё равно проваливается. Более того, люди опасаются яркого, интересного рассказчика – и даже стараются избегать встречи с ним. В чём же причина? Назову три типичные ошибки.
Ошибка I: забыть про хронометраж
Представьте себе, что ваша история – часть тоста. Она посвящена имениннику и действительно интересна. В ней есть интрига, кульминация, яркий финал, но… Но вы не репетировали её перед выступлением и не записывали себя на диктофон. Вам кажется, вы говорили всего полторы минуты, но печальные вздохи гостей и смущённый взгляд именинника показывают: вы выступаете уже десять минут. Десять! И это не предел.
Что делать, чтобы не совершить эту ошибку? Заранее записать историю на диктофон. Вы поймёте, сколько на самом деле она длится – и, если выяснится, что она выходит за рамки хронометража, заранее её сократите.
Рассказ никак не займёт меньше пяти минут, а отказываться от этой истории вы не хотите? Сделайте ещё более полезный шаг: запишите её на бумаге. Так вы сможете убрать лишние слова, повторы, ненужные детали.
Особое внимание уделите прилагательным: их всегда можно сократить. Если сравнить историю с машиной, то глаголы – это её колёса, двигатель и рулевое управление, существительные – кузов… А все остальные части речи - приятные, но вспомогательные детали вроде сидений с подогревом или электростеклоподъёмников. Машину покупают, чтобы на ней ехать, а не чтобы поднимать и опускать стекла! Поэтому – избавьтесь от ненужных прилагательных.
Поверьте, нет ни одной интересной истории, которую нельзя было бы рассказать за две минуты. Можно пользоваться методом больших шагов. Например, сказать: «Прошло пять лет. Не важно, что было с Иваном в это время, но тот день он не забудет никогда». Не добавляйте в историю ненужные подробности: они могут задушить всю коммуникацию.
Ошибка II: говорить только о себе
Представьте, что герой истории – вы. И рассказываете вы, конечно, о себе. Будем честными: она мало касается людей, которые вас слушают. Вы можете долго и подробно рассказывать, как поступали в вуз и выбирали, на какой факультет пойти – на детскую психологию или дефектологию, и наконец-то выбрали психологию, а там вам сказали, что будет большой конкурс, а на дефектологии оказалось: очень мало предусмотрено в учебном плане психологии…
Скажите, кому это интересно, кроме вас самих? Пожалуй, никому. Что же делать? Как историю о себе сделать историей о других?
Добавьте в неё самоиронию, лайфхаки, всё, что угодно, лишь бы эта история из формата «про себя любимого» трансформировалась в формат «рассказ для людей»! Вы должны чётко понимать: почему именно эту историю вы рассказываете именно этой аудитории. Что в вашей истории важно для слушателей?
Смех аудитории – огромная ценность для неё. Все любят смеяться! Но здесь вам тоже нужно понять: над чем засмеётся ваша аудитория? На какие «кнопки» вы для этого нажмёте?
Могу посоветовать: рассказывайте о своих провалах. О них (особенно если история подана в юмористическом ключе) готовы слушать все. А вот история о том, как вы добились успеха, может оказаться не к месту и не ко времени.
Ошибка III: нарушение этики
Если вы рассказываете людям истории о них самих, заранее позаботьтесь о том, чтобы в вашем рассказе не было подробностей, которые человек не хотел бы слышать. И уж тем более – тех, которые он вовсе не собирался афишировать.
В истории вполне допустимы преувеличения. Вы можете преувеличить скорость ветра или количество выпавшего снега, и вас никто не упрекнёт. Но представьте – вы рассказываете о подруге и говорите: «Настя так часто говорила, что отлично играет в волейбол! Мы позвали её в команду нашего отдела. И что? На корпоративной спартакиаде она ни разу не попала по мячу. Ни разу!»
Казалось бы, что такого? Вы работаете в банке, Настино неумение играть в волейбол никак не отражается на её профессиональных качествах, поэтому вы точно не принизили её в глазах коллег… Но я не удивлюсь, если Настя перестанет с вами разговаривать.
Нужно быть очень уверенным и в герое вашего рассказа, и в его тёплом отношении к вам, и, главное, в его умении легко переносить осмеяние и критику, чтобы рассказывать такие истории публично. Даже если герой будет вам улыбаться, не факт, что на самом деле у него на душе не будут скрести кошки.
Правило хорошего руководителя – «ругай лично, хвали публично». Правило хорошего рассказчика – «смейся над собой, восхищайся другими». Да, едких и язвительных рассказчиков охотно слушают. Но… лишь до тех пор, пока речь идёт о ком-то третьем. Помните главу из книги про Незнайку, в которой тот начал писать обидные стихи для своих друзей? В итоге он остался в полном одиночестве. Все хотели послушать смешное о других, но не хотели о себе.
Прежде чем рассказывать историю о человеке, всегда подумайте: подходит ли она для этой аудитории? Наверняка часть ваших историй о близких можно рассказать только в кругу близких. А часть вполне можно (и нужно) транслировать в мир. Не путайте одно с другим.
-
Выберите тему, которая будет интересна собравшейся компании.
-
Следите за реакцией слушателей: держите интригу в момент кульминации рассказа, не торопитесь пере ходить к финалу. Но и не затягивайте историю, особенно если изменилась ситуация – например, всех зовут к столу или кому-то надо уходить.
-
Старайтесь, чтобы в вашем рассказе было как можно меньше прилагательных и как можно больше существительных и глаголов. Их называют топливом истории. Именно они передают факты – и именно факты притягивают внимание.
Скорее всего, у вас просто мало опыта. «Мышца» рассказчика накачивается точно так же, как мышцы культуриста: чем больше подходов и повторений, тем лучше результат.
Подробнее о том, как развивать свои коммуникативные навыки, читайте в книге Нины Зверевой «Магия общения».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».