В условиях турбулентности: как чувствуют себя стартапы, открывшиеся в 2022 году перед самым кризисом

Прочтёте за 5 мин.

Предприниматели из разных ниш – о том, что происходит с их проектами

В начале 2022 года на рынок вышло много стартапов и новых проектов действующих компаний и предпринимателей, которые решили развивать новые направления. Из-за событий в Украине и разразившегося экономического кризиса многим из них пришлось корректировать планы по развитию. Портал Biz360 узнал у основателей проектов, что сейчас происходит с их стартапами и как они рассчитывают развиваться дальше. 

«Открываем свои первые коливинги в Дубае»

Артём Бабинов 

Артём Бабинов,
основатель компании Colife 

В апреле мы откроем свои первые коливинги за границей – в Дубае (коливинг - формат совместного проживания людей в одной большой квартире, где каждый арендует комнату, но все пользуются общей инфраструктурой – прим. редакции). Мы запланировали выход на международный рынок ещё в прошлом году. Вопрос был в том, куда именно пойти. Мы выбрали самый населённый город ОАЭ по нескольким причинам. Во-первых, здесь высокая стоимость аренды жилья. Для нас это один из ключевых факторов. При этом сильных конкурентов пока нет. 

Во-вторых, здесь очень много приезжих, а это наши основные клиенты. В Дубае прекрасная «интернациональная» атмосфера, людям из разных стран тут комфортно. Многих привлекает очень приятный климат – конечно, за исключением жарких летних месяцев. 

Наша целевая аудитория – это в основном европейцы, молодые специалисты высокого класса. В ОАЭ огромная потребность в специалистах из совершенно разных сфер. Они приезжают, чтобы работать на местные компании или удалённо на любой другой бизнес по всему миру. Здесь очень много «цифровых кочевников». Так называют представителей IT-специальностей и некоторых других креативных профессий, которые путешествуют по миру и могут работать из любой точки мира, где есть интернет. 

Наши первые объекты в Дубае – это две пятикомнатные квартиры, из которых мы делаем коливинги. Находятся они в одном из самых престижных мест города – в районе Dubai Marina. Очень важный плюс местных квартир-коливингов – наличие большого количества санузлов. Они есть почти в каждой комнате. 

В Дубае формат коливингов уже развивается. Но качество таких квартир здесь не всегда высокое. А если это реально хорошая квартира, то цены запредельные. Мы предлагаем высокое качество, интересный дизайн и относительно невысокие цены. А главное – предоставляем сервис, который делает жизнь арендатора намного легче и приятнее. Мы берём на себя еженедельную уборку, а также любой бытовой ремонт – например, если сломалась сантехника или кондиционер. Такой сервис тоже входит в стоимость аренды. 

Кстати, кондиционеры, без которых летом здесь не выжить – это отдельная тема. Их в Дубае нужно особым образом обслуживать и регулярно очищать от пыли и песка, которые в них забиваются. При самостоятельной аренде человек должен сам искать мастера и договариваться с ним. А в наших коливингах все эти вопросы будем решать мы.

Colife
Общая зона в московском коливинге компании Colife 

Аренда комнаты в наших первых дубайских коливингах будет стоить около 4000 дирхам (1090 долларов) в месяц. Цена «в рынке» – для нашей локации она средняя. Для сравнения – сейчас я снимаю 30-метровую студию в Дубае за 8600 дирхам, в пересчете это 2340 долларов. Это более чем в два раза дороже, чем аренда комнаты с сервисом у нас. 

Мы хотим попробовать здесь разные бизнес-модели: и помесячную, и посуточную аренду. В Москве мы можем сдавать комнаты в жилых домах только на долгий срок – это установлено законом. А в Дубае краткосрочные аренды разрешены. 

В ближайшие дни начнём искать арендаторов через соцсети. Для нас это важный источник трафика. Но мне сейчас поступает довольно много заявок без всякой рекламы. Почти каждый день обращаются знакомые из России, которые собираются релоцироваться. Некоторые небольшие технологичные компании планируют переезжать всей командой. У меня возникло ощущение, что оба объекта я могу сдать знакомым, которые сюда переедут. 

В ОАЭ есть свои юридические нюансы для ведения бизнеса. Например, здесь дорого открыть компанию. Это стоит около 30 000 дирхам (более 8000 долларов). В эту стоимость входит покупка довольно дорогой лицензии. Но с другой стороны, здесь очень низкие налоги. То есть «войти в бизнес» дорого, а вести его комфортно. 

Мы открываемся «в лето» – в преддверии низкого сезона. Но это даже и хорошо. Нам в любом случае надо понять, как мы пройдём этот несезон, какова будет наша операционная эффективность в самое сложное время года. Если бизнес в Дубае за это время покажет хорошие результаты – значит, можно будет масштабироваться. 

«В первый месяц работы вышли в ноль по издержкам»

Маргарита Воронецкая 

Маргарита Воронецкая,
основатель фотостудии «Семья» 

Мы открыли нашу студию в городе Реутов в феврале 2022 года для всех желающих сделать красивые снимки со своим фотографом в интерьерах, на фотофонах и на циклораме (профессиональное оборудование в виде жёсткой конструкции, которая покрыта фоном нужного цвета – прим. редакции). Расчёт был на то, что наша фотостудия единственная в городе, и подобный спектр услуг в радиусе минимум 10 километров не предоставляет никто. 

Этим мы и «выстрелили». В первый месяц работы вышли в ноль по ежемесячным издержкам. К концу третьего планируем получить прибыль. Клиенты обращаются к нам за семейными снимками и за фотографиями для детских фотоальбомов от различных учебных заведений. В последние недели спрос не снизился. Наоборот, стали чаще обращаться семьи. Некоторые из них приходят с посылом «Кто знает, что будет завтра, а сегодня поживём». 

В конце февраля нам пришлось менять инструменты продвижения. Первоначально у нас была ставка на нашу страницу в Instagram. Но после блокировки этой соцсети и признания Meta экстремистской организацией в России мы создали собственный Telegram-канал и страницу во «ВКонтакте», начали осваивать рекламные возможности в «Яндексе». 

Семья
Фотостудия 
«Семья»

Пока наши планы по развитию из-за всего происходящего не изменились. Сейчас для нас увеличилась только стоимость доставки комплектующих для светового оборудования. Это наша основная статья расходов. Мы рассчитывали, что через год сможем открыть второй зал или beaty-коворкинг. Но поживём – увидим. 

«Начали оперативно менять свой продукт»

Рим Сафуиллин 

Рим Сафиуллин,
основатель компании Kale

Мы относим себя к ЗОЖным стартапам. В 2021 году пытались работать на рынке B2C и предлагали наш продукт физическим лицам. Но в конце 2021 года мы поменяли концепцию, сделав поворот в сторону формата B2B. Мы решили превратить в 2022 году наш продукт в корпоративный. Так что, можно сказать, что это полностью новый проект.

Теперь мы помогаем компаниям поддерживать здоровье сотрудников. Для этого и существуют наши продукты – чаты с health-коучами и специалистами по ЗОЖ, видеоконсультации с ними, специальный контент в виде коротких роликов, соревнования между департаментами. Наша программа может отслеживать состояние здоровья сотрудников в динамике – еженедельно и ежемесячно.

Мы увидели некоторый отклик со стороны бизнеса в ответ на наше предложение. Конкуренция среди крупных компаний за кадры огромная. И всё чаще встаёт вопрос о том, как удерживать имеющихся сотрудников. Программа заботы о здоровье частично может решить эту проблему.

Мы запустили корпоративные программы 1 февраля. Сначала всё шло так, как мы планировали. Эксперты беседовали с сотрудниками, наш робот предлагал поучаствовать в разных экспериментах и выполнить некоторые задания. Но с 24 февраля всё кардинально изменилось. В первые два-три дня мы услышали от клиентов, что «клетчатка – это, конечно, хорошо, но пока не до неё».

Очень важный момент для любой компании – изменение внешних обстоятельств и связанное с этим изменение запросов клиентов. Мы должны слышать своего клиента и понимать, что ему надо. Сегодня выиграть конкуренцию в бизнесе могут только те, кто умеет постоянно меняться, в том числе под пожелания аудитории.

Уже в конце февраля мы поняли, что запрос от клиентов изменился. ЗОЖ-концепция уже не так хорошо «заходила», потому что людей уже беспокоило совершенно другое. Большинство из нас испытывало тревогу, неопределённость, упадок сил, потерю смыслов в собственной деятельности. И мы начали оперативно менять свой продукт. На первый план мы выдвинули не ЗОЖ-благополучие, а ментальное здоровье сотрудников.

Kale

Мы предложили чат с нашим роботом, который каждый будний день присылает короткие подкасты на темы «Как жить с тревожными мыслями», «Что делать с упадком энергии» и так далее. Мы предоставляем чат с психологом или профессиональные видеоконсультации этого специалиста. Мы наблюдаем, как сейчас растёт вовлечённость персонала в наши программы.

Пока наши продажи остались на запланированном уровне. Я ожидаю, что они будут выше, потому что хороших продавцов на рынке труда становится больше. Раньше мы готовы были взять человека без опыта в продажах, если видели в нём потенциал. А сегодня мы выбираем между человеком с 10-летним опытом в продажах или 3-летним опытом работы в страховой компании, который лучше понимает нашего клиента.

Конечно, санкции не принесли нам ничего хорошего. Мы делали решение на базе трёх программ, а теперь они либо не работают в России, либо запрещены у нас. И нам необходимо придумать, как продолжать разработку дальше. И таких моментов сейчас огромное количество.

Мы решили, что постараемся развиваться даже в таких непростых условиях, и по возможности будем помогать другим компаниям. Сейчас мы готовы предоставить новым клиентам бесплатную психологическую поддержку в течение месяца. Для этого надо оставить заявку на нашем сайте.

«Поняли, что началась эра бутикового фулмилмента»

Юлия Половинка 

Юлия Половинка,
директор по маркетингу и PR компании «Поставщик счастья» 

Наш новый проект WOYGAA изначально задумывался как фулфилмент (комплекс логистических услуг на аутсорсинге – прим. редакции) товаров 18+, который смог бы выйти на новый уровень по сравнению с традиционными поставками на маркетплейсы. Мы стремились создать максимально удобный продукт, который поможет нашим клиентам эффективно и много продавать. Это стало бы возможно благодаря полной двусторонней автоматизации.

С началом известных событий всё перевернулось с ног на голову. И появилась внезапная задумка: а что если наш проект станет комплексным решением не только для ниши 18+, но и в принципе для рынка? Эта амбициозная цель произрастала из нашей личной повседневной проблемы. Коллеги из других сфер рассказывали об отсутствии хороших подрядчиков по фулфилменту на рынке. Нужны были специалисты по отгрузкам на маркетплейсы, но с адекватным и доступным ценником. 

При этом зачастую подрядчики не решают и 40% клиентских «хотелок». Как только мы стали получать подобные запросы со стороны, мы поняли, что начинается эра бутикового фулфилмента или фулфилмента для «своих». Для запуска этого направления мы докрутили финальные винтики в своих процессах и нарастили наши мощности, чтобы выйти за пределы категории товаров 18+. 

Проект проработан с точки зрения IT: возможность настройки автоматической передачи остатков, оформления заказов с помощью API, связки товаров с нашей внутренней системой. Помимо технической стороны вопроса мы оперативно упаковываем и маркируем товар согласно требованиям и специфике конкретного маркетплейса. Более того, мы отточили нашу внутреннюю логистику с возможностью отгружать заказы в сортировочные центры в течение конкретного временного интервала.

WOYGAA 

Проект родился и стартовал уже после начала событий в Украине. Поэтому про коррекцию наших планов речь пока не идёт. Мы удерживаем и сохраняем цены на наши операционные услуги: упаковку, маркировку и логистику. Сейчас скорость принятия решений выросла. Предприниматели ищут более гибкие, персонализированные и недорогие решения. В первый же день работы мы получили нового клиента с другим ассортиментом товаров. Планируем, что до конца года фулфилмент WOYGAA реализует более 50 000 заказов в месяц. 

Нам, безусловно, грустно, что некоторые соцсети оказались запрещены в России, но гораздо болезненней на нас отразились ограничения контекстной рекламы. Компания Google приостановила продажи онлайн-рекламы в России, тем самым отрезав существенный процент нашего трафика. То же самое произошло с сервисом email-рассылки MailChim – в один момент без предупреждения все доступы в личный кабинет были отключены. Так мы остались без активной клиентской базы, которую собирали 10 лет. 

Все сложности, которые возникли из-за происходящих событий, пока решаемы. Конечно, мы уже ощутили и рост цен, и отключение от привычных и удобных сервисов, и общее депрессивное настроение. Впереди нас всех ждёт много непростого, но мы продолжим искать новые пути решения для себя и для других.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

28 марта 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов